Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1. Источники права…………………………………………………………….…4
1.1. Соотношение категорий «форма» и «источник» права ………………...4
1.2. Понятие источника права. Общая характеристика источников права…5
2. Нормативно-правовой акт………………………………………………….…9
2.1. Понятие и виды нормативно-правового акта………………………….…9
2.2. Законы и подзаконные акты………………………………………...…....10
2.3. Конституция Российской Федерации……………………………………12
3. Действие нормативно-правовых актов……………………………………....14
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени……………………..14
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве………………...15
3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц…………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный реферат на тему Иточники права.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

   Нормативно-правовой  акт.

   Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права.

   Иными словами, нормативно-правовой  акт - это официальный акт правотворчества,  в котором содержатся нормы  права. Своим правоустановительным  характером (установлением новых  норм права) нормативно-правовой  акт отличается как от всех  других правовых актов (от индивидуальных  актов применения норм права  и от актов толкования норм  права), так и от разного рода  официальных государственных актов  (заявлений, обращений и т.д.) неправового  характера.

   Норма права - это логически  завершенное правило поведения,  установленное государством и  обеспеченное его принудительной  силой. А статья нормативно-правового  акта - это форма воплощения, способ  изложения правовой нормы. В  статье закона может содержаться  вся норма целиком, часть нормы  или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может  излагаться в ряде статей одного  или даже нескольких нормативно-правовых  актов.

   2. Нормативно-правовой акт.

   2.1. Понятие и виды нормативно-правового  акта.

   Под нормативными правовыми  актами  понимают акты, устанавливающие  нормы права, входящие в их  действие, изменяющие или отменяющие  правила общего порядка.

   Нормативно-правовой акт,  исходя непосредственно от государства,  выражают государственную волю. При этом они являются результатом  правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом)  государственных органов. В случае  утверждения негосударственными  организациями, для придания такого  рода акту юридической силы  он должен быть санкционирован  государством.

   Нормативно-правовые акты  имеют строго определённую документальную

форму (закон, указ, постановление  и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией. Они принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке. Реализация нормативно-правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

   Таким образом, нормативно-правовой  акт можно определить как изданный  в особом порядке официальный  акт-документ компетентного правотворческого  органа, содержащий нормы права.

   Все нормативно-правовые акты существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

   В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов, нормативно-правовые акты общественных объединений, совместные акты государственных и негосударственных организаций, нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.

   В зависимости от сферы действий нормативно правовые акты делятся на: федеральные, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

   В зависимости от срока действия различают: акты неопределённо длительного действия, временные акты.

   В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делят на: законы и подзаконные акты.

   2.2. Законы и подзаконные акты.                                                                         

   Законы Российской Федерации  - нормативные правовые акты, принимаемые  путем референдума или законодательным  органом РФ и регулирующие  наиболее значимые общественные  отношения.

   Законы занимают главное  место в системе нормативно-правовых  актов. Их ведущее положение  определяется следующими основными  признаками. Законы принимаются  только законодательными (представительными)  органами государственной власти  или непосредственно народом  в порядке референдума.

   Законы регулируют наиболее  важные основополагающие общественные  отношения. Именно в законах  закрепляется общественный и  государственный строй, компетенция  основных звеньев государственного  механизма, основные права и  свободы граждан.

   Законы содержат нормы  исходного характера. В свою  очередь законы, в зависимости  от их значимости в системе  действующего законодательства, подразделяют  на законы конституционные и  текущие.

   Законы РФ принимаются  в виде:

- законов РФ о поправках к  Конституции РФ;

- федеральных конституционных  законов;

- федеральных законов (в том  числе кодексов).

   Подзаконные акты - это нормативные  правовые акты, издаваемые на  основе и во исполнение законов.  Они могут конкретизировать нормы  законов, толковать их или устанавливать  новые нормы, но при этом  должны соответствовать и не  противоречить законам. Подзаконные  акты являются средством реализации  законодательных норм.

   Они, в свою очередь,  также подразделяются на несколько  видов в зависимости от положения  и компетенции органа, издавшего  подзаконный акт, и также имеют  иерархическую структуру. Ведущая  роль в системе подзаконных  актов РФ принадлежит актам  Президента РФ.

   Акты Президента РФ принимаются  в форме указов и распоряжений  и не могут противоречить Конституции  РФ и законам РФ. Нормативные  правовые акты Президента принимаются,  как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются  в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить  Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

   Акты федеральных органов  исполнительной власти (так называемые  ведомственные акты) издаются на  основе и во исполнение не  только Конституции РФ, законов  РФ, указов Президента, но и постановлений  Правительства РФ. Подзаконные акты  субъектов РФ имеют свою иерархическую  структуру и распространяются  на все лица и иные субъекты  права, находящиеся на территории  соответствующего субъекта РФ.

   2.3. Конституция Российской  Федерации.

   Основы нормативно - правовой  системы государства закреплены  в Конституции Российской Федерации.  Конституция формирует и закрепляет  отправные принципы правового  регулирования, является базой  всего законодательства и представляет  собой акт, обладающий высшей  юридической силой.

   Статья 15 Конституции Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) России гласит:

1. Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу,

прямое действие и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и  их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы.

3. Законы подлежат официальному  опубликованию. Неопубликованные  законы не применяются. Любые  нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы  официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

   Эта статья определяет  место Конституции в системе  нормативных правовых актов страны.

   Юридическая сила нормативного  правового акта - это свойство  акта порождать определенные  правовые последствия. Юридическая  сила акта указывает на место  акта в системе правовых актов  и зависит от положения и  компетенции органа, издавшего акт.

   В настоящее время федеральная  нормативно-правовая система включает  в себя следующие составные  части: Конституцию, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные акты палат Федерального  Собрания, указы Президента, постановления  Правительства, акты министерств,  государственных комитетов и  иных федеральных органов исполнительной  власти.

   В иерархии правовых актов  Конституция занимает высшее  место, что указывает на ее  особую юридическую силу. Это  означает, что она обладает верховенством  над законами и иными актами, которые должны исходить из  Конституции и не противоречить  ей. Конституция, распространяя свое  действие на всю без исключения  территорию Российской Федерации,  олицетворяет собой государственную  целостность, единство системы  государственной власти.

   Конституция и законы  Российской Федерации регулируют  важнейшие общественные отношения:  закрепляют основы конституционного  строя, основные права и свободы  граждан, государственное устройство, формы и виды собственности,  основы уголовного, гражданского, семейного  и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные  направления жизнедеятельности  общества и государства. Соответственно  и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений.

   Помимо вышесказанного, Конституция  устанавливает обязательную официальную  публикацию нормативных актов,  поскольку состояние гласности  в сфере законодательства непосредственно  затрагивает права и законные  интересы граждан и других  субъектов права. Знание законов  не может быть чьей-то привилегией.

   Неопубликованные законы  не могут применяться на территории  Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан (а это и постановления  Правительства, и огромный массив  ведомственных актов) не могут  применяться, если они не опубликованы  официально. Нормативные акты вступают  в силу, т. е. могут применяться,  действовать, только при условии  их опубликования.

   3. Действие нормативно-правовых  актов.

   Для правильного применения  НПА необходимо ответить на  три основных вопроса:

- с какого момента времени,  и по какое время нормативный  акт имеет юридическую силу (действие  во времени);

- на какую территорию он распространяет  своё регулирующее влияние (действие  в пространстве);

- и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

   3.1. Действие нормативно-правовых  актов во времени.

   В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а  также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы  для всеобщего сведения, то есть  обнародованы. Неопубликованные нормативные  правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

   Установленный Конституцией  РФ принцип обнародования нормативных  правовых актов послужил основой  для принятия актов, определивших  порядок опубликования и вступления  в силу нормативно-правовых актов.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для  его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех нормативно-правовых актов, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера.

Со дня подписания вступают в  силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят нормативный  характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов  исполнительной власти, не имеющие  нормативного характера.

   3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

   Кроме ограничения действия  нормативно-правовых актов во  времени существуют общепризнанные  принципы его действия в пространстве, на определенной территории. Действия  нормативных актов в пространстве  осуществляется с учётом территориального  и экстерриториального принципов.

   В соответствии с принципами  государственного суверенитета  и территориального верховенства  нормативно-правовые акты, издаваемые  высшими органами власти того  или иного государства, действуют  лишь на его территории. В пределах  территории данного государства  они выступают как акты, обладающие  высшей юридической силой и  имеющие беспрекословный приоритет  перед всеми другими нормативными  актами, действующими на той же  государственной территории.

Информация о работе Источники права