Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:11, реферат
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.
Введение……………………………………………………………………….….2
1. Источники права…………………………………………………………….…4
1.1. Соотношение категорий «форма» и «источник» права ………………...4
1.2. Понятие источника права. Общая характеристика источников права…5
2. Нормативно-правовой акт………………………………………………….…9
2.1. Понятие и виды нормативно-правового акта………………………….…9
2.2. Законы и подзаконные акты………………………………………...…....10
2.3. Конституция Российской Федерации……………………………………12
3. Действие нормативно-правовых актов……………………………………....14
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени……………………..14
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве………………...15
3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц…………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права.
Иными словами, нормативно-
Норма права - это логически
завершенное правило поведения,
2. Нормативно-правовой акт.
2.1. Понятие и виды нормативно-
Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.
Нормативно-правовой акт,
исходя непосредственно от
Нормативно-правовые акты
имеют строго определённую
форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией. Они принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке. Реализация нормативно-правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.
Таким образом, нормативно-
Все нормативно-правовые акты существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов, нормативно-правовые акты общественных объединений, совместные акты государственных и негосударственных организаций, нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действий нормативно правовые акты делятся на: федеральные, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).
В зависимости от срока действия различают: акты неопределённо длительного действия, временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делят на: законы и подзаконные акты.
2.2. Законы и подзаконные акты.
Законы Российской Федерации
- нормативные правовые акты, принимаемые
путем референдума или
Законы занимают главное
место в системе нормативно-
Законы регулируют наиболее
важные основополагающие
Законы содержат нормы исходного характера. В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Подзаконные акты - это нормативные
правовые акты, издаваемые на
основе и во исполнение
Они, в свою очередь,
также подразделяются на
Акты Президента РФ
Акты Правительства РФ принимаются
в форме постановлений и
Акты федеральных органов
исполнительной власти (так называемые
ведомственные акты) издаются на
основе и во исполнение не
только Конституции РФ, законов
РФ, указов Президента, но и постановлений
Правительства РФ. Подзаконные акты
субъектов РФ имеют свою
2.3. Конституция Российской Федерации.
Основы нормативно - правовой
системы государства
Статья 15 Конституции Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) России гласит:
1. Конституция Российской
прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти,
органы местного
3. Законы подлежат официальному
опубликованию.
4. Общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры
Эта статья определяет
место Конституции в системе
нормативных правовых актов
Юридическая сила нормативного
правового акта - это свойство
акта порождать определенные
правовые последствия.
В настоящее время федеральная
нормативно-правовая система
В иерархии правовых актов
Конституция занимает высшее
место, что указывает на ее
особую юридическую силу. Это
означает, что она обладает
Конституция и законы
Российской Федерации
Помимо вышесказанного, Конституция
устанавливает обязательную
Неопубликованные законы
не могут применяться на
3. Действие нормативно-правовых актов.
Для правильного применения НПА необходимо ответить на три основных вопроса:
- с какого момента времени, и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
- на какую территорию он
- и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени.
В соответствии с ч. 3 ст.
15 Конституции РФ все законы, а
также любые нормативные акты,
затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и
Установленный Конституцией
РФ принцип обнародования
От момента принятия (издания) акта
до его вступления в силу проходит
определенное время, необходимое для
его государственной
Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят нормативный характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
Кроме ограничения действия
нормативно-правовых актов во
времени существуют
В соответствии с принципами
государственного суверенитета
и территориального