Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:00, контрольная работа
Цель настоящей работы - показать необходимость изучения общих принципов, положений, конституционных основ системы и становления канонического права как самостоятельного этапа развития европейского права. Каноническое право это целая эпоха в истории европейского права.
Предложенная тема включает в себя такие понятия и положения как:
история христианства;
раскол христианства и следствие этого раскола;
католицизм;
папа римский - структура церковного управления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 5
1.1.Формирование церковной организации 5
1.2. Понятие и источники канонического права 10
2. ЦЕРКОВНАЯ ЮСТИЦИЯ: канонический процесс 14
3. СИСТЕМА КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 18
3.1. Брачно-семейное право 18
3.2. Наследственное право 21
3.3. Уголовное право 24
3.4. Долговое и торговое право 27
4. АВТОРИТЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
1. “дар в предвидении смерти”, то есть “последние слова” умирающего имели юридическое значение, неважно, были они записаны или нет;
2. “дарение после смерти” - имело строго определённое содержание, то есть оно не относилось к тому имуществу, которое даритель мог иметь в момент вступления дарения в законную силу, оно не могло быть отозвано.
Особое значение приобрело преобразование церковью установленного Юстинианом соотношения законной доли прямых наследников к законной доле братьев и сестёр отца с выделением законной доли Христа, то есть самой церкви. Христос, таким образом, должен был указываться как наследник в каждом завещании. Этот принцип восходит к отцу церкви Августину, который учил, что Христос должен по каждому завещанию получать свою долю в размере доли детей. В Декрете Грациана, который передаёт проповедь Августина, это звучит так: “тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, - как третьего; тот, у кого 10 сыновей, - как одиннадцатого”. Эти правила встречаются во многих западноевропейских правовых источниках. То, что они обеспечивали выгоду церкви очевидно.
Канонисты XII в. создали своё новое право завещаний на основе германо-христианских институтов дарения и отчасти на основе классического римского наследственного права. Из этих систем они позаимствовали три следующих положения:
1. необходимость подписи завещания семью свидетелями и наследодателем;
2. право отказа от принятия наследства;
3. право дополнительных
распоряжений в пользу
4. святость желания завещателя, то есть “последняя воля”.
В XII в. завещательные формальности были упрощены, появились меры защиты оставшегося в живых супруга и детей против лишения наследства завещателем: сначала 1/4 часть, затем 1/3 и 1/2 - в случае если оставалось 5 и более детей. Каноническое право увеличило долю и включило под защиту жену, исключив внуков и родителей умершего.
Канонисты создали новый институт исполнителя завещания, так называемого душеприказчика - лица, которое брало на себя владение всей собственностью, подлежащей распределению. Не наследник, а душеприказчик осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства. Он мог предъявлять должникам завещателя иски в судах.
Церковь также контролировала наследование без завещания, считая, что если человек не выразил свою последнюю волю, он по все вероятности, умер без покаяния, следовательно, имущество умершего без завещания следовало употребить на благо его души. ”Законная доля” доставалась только жене и детям.
Роль священника была центральной: он выслушивал “последние слова”, был свидетелем последней воли, служил душеприказчиком или управителем, принимал завещанное имущество в качестве доверенного лица религиозных организаций или на благотворительные дела. Центральную роль играл и церковный суд, то есть епископ и его каноники. От душеприказчиков требовалось представлять отчёт церковному суду. Он надзирал за лицами, которым было доверено употребить имущество на религиозные или благотворительные цели.
Каноническое право наследования явилось прямым вмешательством церкви в феодальные политические и экономические отношения. Светские власти оказали сопротивление, отказавшись признавать отказы от земли в пользу церкви. Церковь нашла выход, создав институт доверительной собственности - пользования. Правовой титул на землю передавался мирянину, который держал его как доверенное лицо церкви и ордена. На случай смерти доверенного лица было заготовлено условие о вступлении в должность нового доверенного лица.
Церковь нередко свободно
использовала свою религиозную силу,
чтобы получить дары и завещание. Например, в правовом источнике эпохи
Карла Великого содержатся жалобы на то,
что угрозами вечного Суда и обещаниями
блаженства церковь отбирает собственность
у больных и бедных и лишает наследства
их законных наследников, так что они из-за
бедности становятся преступниками.
3.3.Уголовное право
Там же на Латеранском соборе было также установлено, чтобы церковь не участвовала в ордалиях - испытаниях, применявшихся для определения виновности или невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания огнём, водой, железом; судебные поединки.
Об инквизиционном процессе более подробно говорилось ранее в настоящей работе. Здесь же хотелось бы добавить, что для искоренения ереси создавалась система инквизиционного трибунала в следующем составе:
1. Инквизиторы - члены
двух монашеских орденов:
2. Эксперты - юристы, квалификаторы
- формулировали обвинение и
3. Прокурор - представлял обвинение.
4. Обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач...
Нотариус и понятые скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что создавало видимость законности. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.
Уровень инквизиционного
террора не всегда был высок, как
в III в. Инквизиция имела свои взлёты
и падения, но цель её деятельности
оставалась неизменной во все времена:
укрепление позиции церкви и господствующего
класса путём преследования
Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый, интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть также направлен против отдельного человека, которые вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе, права носить оружие. Последнее было особенно тяжёлым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим удовольствием использовала в своих конфликтах со светской властью. Также популярны были такие наказания как:
Канонический процесс
получил очень быстрое и
3.4.Долговое право и торговое
Благодаря в целом
высокому техническому уровню канонического
права и интеллектуальному
4.АВТОРИТЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА
Своеобразие идеологических
дебатов и политической жизни
Позднего средневековья в высшей
степени обусловлено борьбой
между двумя универсальными силами
- папской и императорской властя
Геласий объяснил, что император - сын Церкви, а не её властитель. Бог дал епископам и священникам право управлять религиозными делами. император сам получил свой авторитет от Бога и не мог поэтому поступать вопреки установленному Богом порядку. Христос как единственно истинный абсолютный император и пастырь в своей личности соединил оба меча. Поскольку в то же время он знал и слабости человеческого рода, он решил разделить право на власть. Император получил мирской меч с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни. Чтобы достичь вечной жизни, он должен был всё же подчиняться Папе, который церковным мечом осуществлял абсолютную власть над церковной организацией.
Таким образом, согласно Геласию, миром управляли две власти, каждая из которых неограниченно господствовала в области своей компетенции.
Геласианская доктрина развивалась в IX-X вв. и стала теоретической базой стремления церкви к мировому господству Папы. Именно на её основе и особенно на папской политике силы сформировались авторитет и значение канонического права в период позднего Средневековья. Влияние католической церкви в 1050 г. ограничилось, однако, только пределами Западной Европы. Причины разрыва коренились в политике силы, но официальным поводом послужило основополагающее различие в трактовке понятия Божественной Троицы: католики признают “исхождение” Духа Святого и от Бога-Сына, в то время как православные - только от Бога-Отца.
Информация о работе Каноническое право: общая характеристика