Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:06, курсовая работа
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие понятия функции государства, позиций различных ученых в определении функций государства;
выделение формальных признаков функций государства;
характеристика различных классификаций функций государства;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и содержание функций государства…………............5
§ 1.1 Понятие функций государства………………………………………..6
§1.2 Классовое и общесоциальное в функциях государства......................7
§1.3 Гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства……………………………………9
Глава 2. Классификации функций государства…………………….….11
§2.1 Классификация функций…………………………………………….13
§2.2 Внутренние и внешние функции ……………………………………15
§2.3 Эволюция функций государства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованных источников и литературы……………………..31
В современной России, по мере перехода к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства.
Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы
социализма отпала необходимость в «братской помощи» социалистическим странам.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. Исчезли и соответствующие функции.
В-третьих, с середины 80-х годов XX века резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам.
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, а так же в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.
Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций, присущих современному российскому государству:
Первые две из представленных функций являются внутренними, а третья – внешней.
Функция обеспечения народовластия. Теория государства и права пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляются функции народовластия. Прежде всего это представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум. Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти и защиты конституционного строя.
Функция налогообложения и взимания налогов. Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Экономическая функция современного государства подразумевает наличие такого рычага воздействия как взимание налогов. В 1993 году, когда Л.А.Морозова предложила ввести эту функцию, ситуация с налогообложением была критической. И в советском государстве просто не было налоговой системы как таковой. В настоящее время создана налоговая система государства, в большинстве своем имеется соответствующая законодательная база.
В.Н.Хропанюк помимо «основных» функций выделяет функцию финансового контроля.
Финансовый контроль подразумевает выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.
Высший финансовый контроль за доходами и расходами, по мнению В.Н.Хропанюк, является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.
В России таким правами кроме Министерства финансов обладает и Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций) и т.д. Понятие финансового контроля шире понятия налогообложения, его также как и налогообложение можно рассматривать в качестве одного из аспектов обширной экономической функции государства. Однако, именно в 2002 году президент В.В.Путин высказал идею создания «финансовой полиции», которая бы объединила усилия многих правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в области экономики и финансов.
По моему мнению, усиление государственного контроля в области финансов на данном этапе развития российского государства является актуальной и необходимой задачей, от решения которой во многом зависит будущее страны.
Предложенная Л.А.Морозовой внешняя функция интеграции в мировую экономику, то такое включение вполне резонно к настоящему времени и уже в 2002г. приобрело общепринятый характер.
Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.
Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России.
Особые проблемы в последние годы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций российского государства.
Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавно и выразились в «укреплении вертикали власти», а также в комплексе проводимых реформ (например, судебной). Ситуацию начала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когда «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составе РСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан подписали федеральный договор лишь в 1994 году.
В настоящее время все еще стоит задача разграничения сфер деятельности полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов федерации.
Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.
А.Б.Венгеров приводит в пример следующие задачи: «совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и.т.д.»
Но есть и вопросы, которые можно и нужно решать на местном уровне. Например, для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов власти и органов местного самоуправления.
Заключение
возникла полемика между теоретиками права и государства, проявлявшаяся вболее или менее существенно различных трактовках этого понятия; однако,общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент является понимание функций государства, как основных направлений его деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью государства и социальным назначением;
Список используемой литературы:
1С.В. Клименко, А.Л.Чичерин «Основы государства и права»1996г.
2В.Н. Хропанюк «Государство и право»
3 Г.Кельзин «Общая теория государства иправа»
4 Конституция РФ ст.7п.1
5 Конституция РФ. Ст. № 9
6 Конституция РФ