Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение____________________________________________________3 - 5стр.
Административно-правовые отношения: понятие, виды и структура_____________________________________________ 6-12 стр.
Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих______________________________________________13-21 стр.
Заключение__________________________________________22-24 стр.
Список используемой литературы_______________________25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по адм.праву.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

1) административно-правовой нормы,  определяющей субъекта, его права  и (или) обязанности, юридическую  ответственность;

2) административной правоспособности  и дееспособности субъекта;

3) юридического факта (фактов), то  есть, основания возникновения, изменения  или прекращения правоотношения.

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в  сфере исполнительной власти, но в  качестве управляемой стороны. Ими  могут быть: граждане: государственные  служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных  предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного  права становится субъектом административных правоотношений.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия – результаты активного  волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или  неправомерными. К числу правомерных  действий относятся, например, издание  органом исполнительной власти индивидуального  акта управления в пределах своих  полномочий; государственная регистрация  общественных объединений, осуществляемая органами юстиции. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям  административно-правовых норм, нарушают их, например административные или  дисциплинарные проступки.

События – это явления, не зависимые  от воли людей (например, достижение определенного  возраста, с чем связываются юридические  последствия, смерть, стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные  и другие факты в каждом конкретном случае могут иметь различные  юридические последствия, то есть, порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган исполнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установленный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотношений.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права  и обязанности).

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение  есть определенная системная взаимосвязь  прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию – субъективному праву  одного участника правоотношения –  всегда соответствует юридическая  обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает  объем полномочий сторон, - их взаимные права и обязанности, юридическую  ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение  человека, его деяния.

Нормами административного права  точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности  сторон. Так, отношения граждан, связанные  с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными  органами исполнительной власти, при  этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могут  защищаться в судебном порядке, но такие  случаи не являются доминирующими. В  основном же права участников таких  отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом  управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом  исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.

В частности, они могут потребовать  объяснений, дать указания, отказать в  просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного  принуждения.

Следует также подчеркнуть, что  для гражданско-правовых отношений  характерна ответственность одной  стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности  сторон административно-правовых отношений  в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае возникает ответственность  одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно  перед государством в лице его  соответствующего органа (должностного лица).

Именно исполнительные органы (должностные  лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность  работника аппарата федеральной  исполнительной власти перед Президентом  или Правительством Российской Федерации).

 

  1. Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные  правонарушения.

Данная ответственность – разновидность  юридической ответственности, но в  то же время она является составной  частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

- наступает, как правило, за  дисциплинарные проступки, но  в установленных законом случаях  может наступить и за совершение  иных правонарушений;

- состоит в применении карательных  санкций – дисциплинарных взысканий;

- право на ее применение принадлежит  руководителям организаций –  субъектам линейной власти;

- реализуется в отношении линейно  подчиненных руководителю членов  коллектива;

- основания и порядок наступления  дисциплинарной ответственности  регулируются различными отраслями  права (но большее число лиц  несут дисциплинарную ответственность  по трудовому и административному  праву);

К государственным служащим она  применяется на общих с другими  гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими  этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной  службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые  приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и  другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего  исполнения государственными служащими  своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной  проступок. Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

- в соответствии с федеральным  законом от 31.07.1995г. № 119-ФЗ «Об  основах государственной службы Российской Федерации» - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение;

- в соответствии с дисциплинарным  уставом Вооруженных Сил РФ  – выговор, строгий выговор,  лишение очередного увольнения  из расположения воинской части  или с корабля на берег, лишение  нагрудного знака отличника, предупреждение  о неполном служебном соответствии, снижение  в воинской должности,  снижение в воинском звании  на одну ступень, снижение в  воинском звании на одну ступень  со снижением в воинской должности,  досрочное увольнение с военной  службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, отчисление с военных сборов, дисциплинарный арест.

Дисциплинарный проступок – это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе, а в ряде случаев в нарушении общих запретов.

За совершение дисциплинарного  проступка на виновного может  быть наложено дисциплинарное взыскание  или другими словами, это дисциплинарное производство, т.е. регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший  должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»