Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее широко используемый вид реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.
Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб Администротивное право.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Источники административного права  отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее  время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

 

  1. Особая группа источников административного права.

ОТВЕТ:

Особую группу источников административного  права составляют акты высших судебных органов РФ, а также ее международные  договоры.

  1. Международные договоры Российской Федерации как разновидность источников административного права.

ОТВЕТ:

Частью 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Данное конституционное  положение находит свою конкретизацию  в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах  Российской Федерации", определяющем порядок заключения, выполнения и  прекращения международных договоров  РФ.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или  государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое  соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного  наименования. На практике возможны самые  различные наименования международного договора, в частности договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами.

Статьей 71 Конституции РФ определено, что международные договоры находятся  в исключительном ведении РФ. Эта  конституционная норма получает конкретизацию в ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": в соответствии с Конституцией РФ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ее ведении.

Международные договоры РФ заключаются  с иностранными государствами, а  также с международными организациями  от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного  характера).

В качестве примера того, какое  значение имеют международные договоры в качестве источников административного  права, можно привести административные по своей природе положения Трудового  кодекса РФ, регламентирующие статус государственных инспекторов труда.

Данные положения явились результатом  ратификации сначала Советским  Союзом, а затем как его правопреемником  и Российской Федерацией ряда конвенций  Международной организации труда.

 

  1. Конституционные положения в административном праве.

ОТВЕТ:

Конституция Российской Федерации. В  силу статуса Основного закона она  является базисным источником любой  отрасли российского права. Административное право представляет собой, пожалуй, один из самых ярких примеров влияния  Конституции РФ на формирование основных принципов и содержание норм отрасли  права. Так, в частности, Конституция  РФ определяет:

форму государственного устройства нашей  страны (ст. 1);

высшую ценность человека, его прав и свобод. Одновременно с этим закрепляется обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства (ст. 2).

многонациональный народ РФ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ (ст. 3);

верховенство Конституции РФ и  федеральных законов на всей территории РФ (ст. 4);

федеративное устройство РФ (ст. 5);

принцип разделения властей (ст. 10);

статус местного самоуправления (ст. 12).

Кроме того, в Конституции РФ заложены основы правового статуса человека и гражданина (гл. 2), взаимоотношения  РФ и ее субъектов (гл. 3), статус Президента РФ (гл. 4), Федерального Собрания - парламента РФ (гл. 5), Правительства РФ (гл. 6), структура  и полномочия органов судебной власти и прокуратуры (гл. 7), характер взаимоотношений  государственной власти и местного самоуправления (гл. 8).

Конституция РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ;

органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы;

законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения;

общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Многие конституционные нормы  практически в неизменном виде включены в законы, регламентирующие различные  аспекты административно-правовых отношений. Например, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статьей 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Учитывая то, что в соответствии со ст. 3 данного Закона правовое положение иностранных граждан в РФ может определяться также ее международными договорами, можно говорить о прямом включении конституционных норм в структуру этого Федерального закона.

Другие конституционные положения  в административном праве получают новое значение. В качестве иллюстрации  рассмотрим конституционные нормы, определяющие презумпцию невиновности. Так, в соответствии со ст. 49 Конституции  РФ она складывается из трех неразрывных  принципов:

каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда;

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Расширенная трактовка презумпции невиновности содержится в КоАП РФ. Необходимо отметить, что включение  в законодательство об административной ответственности понятия "презумпция невиновности" стало одной из принципиальных новелл вступившего в силу с 1 июля 2002 г. нового КоАП. До этого (и конституционное положение делало данную позицию обоснованной) презумпция невиновности распространялась на отношения, урегулированные уголовным правом, не случайно. В Конституции РФ содержится более узкий термин "преступление", а не широкий - "правонарушение", позволяющий включить в себя и уголовное преступление, и административное правонарушение. Более того, новый КоАП РФ оперирует самим термином "презумпция невиновности" в отличие от Конституции РФ, где, несмотря на определение содержания презумпции невиновности, сам термин отсутствует. Итак, ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрены следующие положения:

лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина;

лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Однако, на наш взгляд, данное расширительное толкование Конституции РФ, выразившееся во внесении в законодательство об административных правонарушениях  понятия "презумпция невиновности", может послужить основой для  разного рода злоупотреблений со стороны действительных нарушителей  закона. Примером может стать сфера  обеспечения безопасности дорожного  движения. Мы уже привыкли к тому, что ежегодно на дорогах России гибнет население не самого маленького города, еще миллионы человек получают травмы. В России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях. Такие невероятные цифры человеческих потерь не могут быть оправданы низким качеством дорог и общей старостью  автомобильного парка страны. Во многом виноват пресловутый "человеческий фактор", выражающийся в сознательном игнорировании многими участниками  дорожного движения (как водителями, так и пешеходами) элементарных требований безопасности (превышение скорости, отказ  от использования ремней безопасности, переговоры по мобильным телефонам в процессе движения и т.п.).

 

  1. Федеральные законы как разновидность источников административного права.

ОТВЕТ:

Конституция РФ разделяет федеральные  законы на собственно федеральные законы и особую группу - федеральные конституционные  законы: ч. 1 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам ведения РФ принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей ее территории. Федеральные конституционные законы по отношению к федеральным можно охарактеризовать как "первые среди равных". В пользу данной трактовки статуса федеральных конституционных законов говорит и Конституция РФ: согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, имеющим следующие особенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, ею предусмотренным. Можно сказать, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, которые, по Конституции Российской Федерации, могут регулироваться исключительно названными законами. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 87 Конституции РФ режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Этим объясняется закрытый перечень; круг общественных отношений, регулируемых данными законами, четко ограничен Конституцией РФ. Анализ конституционных положений позволяет составить перечень федеральных конституционных законов:

а) статьей 56 Конституции РФ предусмотрено, что в условиях чрезвычайного  положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Само же чрезвычайное положение на всей территории РФ и  в ее отдельных местностях может  вводиться при обстоятельствах  и в порядке, установленных федеральным  конституционным законом. В настоящее  время данные положения конкретизируются Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";

б) как уже было отмечено, режим  военного положения должен определяться посредством федерального конституционного закона. Им является Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении";

в) согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ Государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционными законами. В настоящее время это федеральные конституционные законы: "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации";

г) в соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статьей 84 определено, что референдум назначается Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. В настоящее время это Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

д) в соответствии с ч. 2 ст. 114 Конституции РФ порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Им является Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации";

е) в соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время им является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"