Заместители указанных руководителей
назначаются на должность и освобождаются
от должности соответствующим федеральным
министром по представлению этих руководителей.
Правительство РФ, если иное не установлено
федеральным законом, определяет порядок назначения на
должность руководителей и членов коллегиальных
органов управления федеральных служб
и федеральных агентств, имеющих статус
коллегиального органа.
Правовое положение конкретных федеральных
органов исполнительной власти определяется непосредственно положениями
о них.
Положения содержат правовые нормы, регламентирующие:
1) сферы деятельности федеральных органов
исполнительной власти,
2) их однотипные правовые основы, то
есть систему правовых актов, на основании
и во исполнении которых они действуют,
3) их однородные правомочия, например,
относительно участия в правотворческой
деятельности, рассмотрения обращений
граждан и организаций и т.п.,
4) правомочия, обусловленные спецификой
задач и функций соответствующих органов,
5) основы организации и порядка их деятельности,
взаимодействия с другими органами, общественными
объединениями и иными организациями.
В зависимости от характера функций и
полномочий федеральные органы исполнительной
власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие
группы:
а) органы, ведающие отраслями либо их
однородными комплексами;
б) органы, осуществляющие межотраслевое
регулирование и координацию;
в) органы контроля и надзора, осуществляющие
в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции
вневедомственного значения;
г) органы по определенным общегосударственным
социально-экономическим и иным проблемам;
д) иные органы, выполняющие специфические
по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
1) экономики. Это министерства: промышленности
и энергетики, сельского хозяйства и др.;
федеральные службы: по атомному надзору;
по надзору в сфере транспорта и др.; федеральные
агентства: по промышленности; по связи;
по управлению федеральным имуществом
и др.;
2) социально-культурной деятельности.
Министерства: образования и науки, здравоохранения
и социального развития; федеральные службы:
по труду и занятости; по надзору в сфере
образования и науки и др.; федеральные агентства: по образованию; по здравоохранению
и социальному развитию и др.;
3) административно-политической деятельности.
Министерства: обороны, юстиции, внутренних
дел, иностранных дел и др.; федеральные
службы: внешней разведки РФ; охраны РФ;
безопасности РФ и др.
Функции отдельных органов запрограммированы
на несколько сфер. Например, Министерство
экономического развития и торговли.
5Административное наказание
как мера административной ответственности, его виды и
цели
Административное наказание
представляет собой форму государственного
и разновидность административного принуждения,
установленную государством меру ответственности
за совершение административного правонарушения.
Статья 3.2 КоАП РФ содержит перечень видов
административных наказаний, которые
могут устанавливаться за совершение
административных правонарушений:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
4) конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или
лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление
деятельности.
Сущность наказания как меры
административной ответственности проявляется
в его целях, сформулированных в ст. 3.1
КоАП РФ: предупреждение совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами. А его содержание
состоит в лишении либо ограничении субъективных
прав или благ лица, к которому они применяются.
Санкцией административно-правовой
нормы может быть предусмотрено несколько
вариантов назначения административного
наказания. В этой связи ст. 3.3 КоАП РФ классифицирует
административные наказания на основные
и дополнительные и в ч. 3 закрепляет положение
о том, что за одно административное правонарушение
может быть назначено либо основное, либо
основное и дополнительное наказание
из указанных в санкции применяемой статьи
Особенной части КоАП РФ или закона субъекта
РФ об административной ответственности.
К категории основных (т. е.
которые не могут назначаться в дополнение
к другим видам административных наказаний)
закон относит: предупреждение; административный
штраф; лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; административный арест
и дисквалификацию. Все остальные виды
административных наказаний могут назначаться
как в качестве основного, так и в качестве
дополнительного наказания (т. е. присоединяться
к основным мерам наказания). Необходимость
применения дополнительного наказания
обусловлена как характером самого правонарушения,
так и личностью виновного, и назначено
оно может быть только в том случае, если
это прямо предусмотрено санкцией применяемой
нормы.
Классифицировать административные
наказания можно и по-другому: среди них
выделяют наказания морального характера
(предупреждение), наказания имущественного
характера (это штраф, конфискация и возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения) и
наказания, обращенные наличность нарушителя
(административный арест, лишение специального
права, административное выдворение за
пределы России и дисквалификация).
Выделяют также административные наказания, которые
могут назначаться только в судебном порядке,
а также те, которые могут назначаться
как судьями, так и иными субъектами административной
юрисдикции. К первой группе относятся
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения,
конфискация такого орудия или предмета,
лишение специального права, административный
арест и дисквалификация, ко второй - все
остальные виды административных наказаний.
Административное наказание,
выражая отрицательную оценку государством совершенного
правонарушения, имеет предупредительную
и профилактическую направленность, о
чем сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: При этом
воспитание лица, совершившего административное
правонарушение, в духе соблюдения законов
РФ и уважения к правопорядку теперь напрямую
не провозглашается в качестве самостоятельной
цели наказания, подразумевая его в опосредованном
виде (через штраф, лишение специального
права и пр.).
Административное наказание
не может иметь своей целью унижение человеческого
достоинства физического лица,
совершившего административное правонарушение,
или причинение ему физических страданий,
а также нанесение вреда деловой репутации
юридического лица.
Понятие «цели административного
наказания» тесно связано с его эффективностью.
Связь этих понятий проявляется
через результат: чем выше результат от
применения наказания в соотношении с
целью, для достижения которой оно применялось,
тем выше и его эффективность. И наоборот.
Большинство авторов считает, что эффективность
правовой нормы определяется тем, насколько
применение этой нормы способствует достижению
целей, поставленных перед правовым регулированием
в той или иной отрасли или сфере.
Характеристика видов административных
наказаний представлена в статьях 3.4-3.12
Кодекса об административных нарушениях.
Предупреждение - мера административного
наказания, выраженная в официальном порицании
физического или юридического лица. Предупреждение
выносится в письменной форме. Предупреждение
устанавливается за впервые совершенные
административные правонарушения при отсутствии
причинения вреда или возникновения угрозы
причинения вреда жизни и здоровью людей,
объектам животного и растительного мира,
окружающей среде, объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации, безопасности
государства, угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
а также при отсутствии имущественного
ущерба.
Административный штраф является
денежным взысканием, выражается в рублях
и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти
тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти
тысяч рублей; для юридических лиц - одного
миллиона рублей, или может выражаться
в величине, кратной:
1) стоимости предмета
административного правонарушения
на момент окончания или пресечения административного
правонарушения;
2) сумме неуплаченных
и подлежащих уплате на момент
окончания или пресечения административного
правонарушения налогов, сборов, таможенных
пошлин, либо сумме незаконной
валютной операции, стоимости внутренних
и внешних ценных бумаг, сумме денежных
средств, не зачисленных в установленный
срок на счета в уполномоченных банках,
сумме неуплаченного административного
штрафа;
3) сумме выручки правонарушителя
от реализации товара (работы, услуги),
на рынке которого совершено административное правонарушение,
за календарный год, предшествующий году,
в котором было выявлено административное
правонарушение;
4) сумме выручки правонарушителя,
полученной от реализации товара
(работы, услуги) вследствие неправомерного
завышения регулируемых государством цен
(тарифов, расценок, ставок и тому подобного)
за весь период, в течение которого совершалось
правонарушение, но не более одного года;
5) начальной (максимальной)
цене государственного или муниципального
контракта при размещении заказа на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд.
Размер административного
штрафа не может быть менее ста рублей.
Размер административного штрафа исчисляется
в соответствии с п.3, 4 ст. 3.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа
подлежит зачислению в бюджет в полном
объеме в соответствии с законодательством
РФ. Административный штраф не может применяться
к сержантам, старшинам, солдатам и матросам,
проходящим военную службу по призыву,
а также к курсантам военных образовательных
учреждений профессионального образования
до заключения с ними контракта о прохождении
военной службы.
Возмездным изъятием орудия
совершения или предмета административного
правонарушения является их принудительное
изъятие и последующая реализация с передачей
бывшему собственнику вырученной суммы
за вычетом расходов на реализацию изъятого
предмета. Возмездное изъятие назначается
судьей.
Конфискацией орудия совершения
или предмета административного правонарушения
является принудительное безвозмездное обращение
в федеральную собственность или в собственность
субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
Возмездное изъятие и конфискация
назначается судьей. Возмездное изъятие
и конфискация охотничьего оружия, боевых
припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства
не может применяться к лицам, для которых
охота или рыболовство является основным
законным источником средств к существованию.
Лишение специального права.
Лишение физического лица, совершившего
административное правонарушение, ранее предоставленного
ему специального права устанавливается
за грубое или систематическое нарушение
порядка пользования этим правом в случаях,
предусмотренных статьями Особенной части
КоАП РФ. Лишение специального права назначается
судьей.
Срок лишения специального права не может
быть менее одного месяца и более трех
лет. Лишение специального права в виде
права управления транспортным средством
не может применяться к лицу, которое пользуется
транспортным средством в связи с инвалидностью,
за исключением предусмотренных частями
1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи
12.27 случаев управления транспортным средством
в состоянии опьянения, уклонения от прохождения
в установленном порядке медицинского
освидетельствования на состояние опьянения,
а также оставления указанным лицом в
нарушение установленных правил места
дорожно-транспортного происшествия,
участником которого он являлся.
Административный арест заключается
в содержании нарушителя в условиях изоляции
от общества и устанавливается на срок
до пятнадцати суток, а за нарушение
требований режима чрезвычайного положения
или правового режима контртеррористической
операции до тридцати суток. Административный
арест назначается судьей.
Административный арест устанавливается
и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные
виды административных правонарушений
и не может применяться к беременным женщинам,
женщинам, имеющим детей в возрасте до
четырнадцати лет, лицам, не достигшим
возраста восемнадцати лет, инвалидам
I и II групп, военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, а также к
имеющим специальные звания сотрудникам
органов внутренних дел, органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы, Государственной
противопожарной службы, органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ и таможенных органов. Срок административного
задержания включается в срок административного
ареста.
Административное выдворение
за пределы Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства заключается
в принудительном и контролируемом перемещении
указанных граждан и лиц через Государственную
границу РФ за пределы Российской Федерации,
а в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, - в контролируемом самостоятельном
выезде иностранных граждан и лиц без
гражданства из РФ.
Административное выдворение
за пределы Российской Федерации как мера
административного наказания устанавливается
в отношении иностранных граждан или лиц
без гражданства и назначается судьей,
а в случае совершения иностранным гражданином
или лицом без гражданства административного
правонарушения при въезде в Российскую
Федерацию - соответствующими должностными
лицами. Административное выдворение
за пределы Российской Федерации не может
применяться к военнослужащим - иностранным
гражданам.