Концепция электронное правительство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в Российской Федерации, поиск проблем препятствующих внедрению и возможные методы их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать определение электронного правительства и государства.
2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.
3. Изучить построение электронного правосудия в России.
4. Анализ.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция Электронное правителсьво (Автосохраненный).docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

-рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

-снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более  эффективное и менее затратное  администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между  обществом и правительством. В  конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Появление ЭП – это в  определенной степени отклик на возникающие  ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

По сути, создание ЭП –  это способ приблизить чиновника  к гражданину, снизив при этом влияние  субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения  своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции  и взяточничества.

Из всего вышесказанного можно мы постараемся дать свое, обобщенное определение этой концепции. Электронное правительство-это есть новый способ предоставления услуг в сфере государственного управления с помощью новейших информационных технологий (в первую очередь с помощью сети Интернет) и средств обработки информации и осуществления электронного документооборота. Однако, говоря о электронном правительстве стоит, учитывать что речь ведется не только о одной из ветвей государства( исполнительной) а о внедрении ИКТ в судебную и законодательную власть, то есть построение нового типа государства.

Электронное правительство  ставит перед собой следующие цели:

-оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

-повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

-поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

-рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

-снижение воздействия фактора географического местоположения.

По сути, создание ЭП –  это способ приблизить чиновника  к гражданину, снизив при этом влияние  субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения  своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции  и взяточничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Электронное  правительство в России

Формирование "электронного правительства" находится в неразрывной  связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности  государственной службы на основе современных  методов управления11.

Попытаемся проанализировать практику реализации отдельных элементов  электронного государства в России с учетом действующего законодательства, посвященного вопросам его формирования и функционирования. В России отсутствует  базовый закон, посвященный проблемам  электронного государства, но отдельные  его элементы уже закреплены в  праве.

Правовые основы формирования электронного государства в России составляют ряд подзаконных актов, принятых для реализации концепций, направленных на становление электронного государства. Прежде всего такие правовые акты носят программный характер, так как в целях создания какой-либо системы требуется совокупность определенных мероприятий. В условиях информатизации такие мероприятия должны быть отражены в праве. Так, 28 января 2002 г. было утверждено важное для реализации концепции электронного государства в России Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)", которое утверждает одноименную программу.. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р одобрена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., которая под электронным государством понимает новую форму "организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов" Из анализа указанных актов следует, что Россия активно идет по пути становления электронного государства.

 Как было выше сказано,  с 2002 года в России велась  реализация ФЦП «Электронная  Россия». Согласно этой концепции «электронное правительство» создавалось в два этапа:

2008 год — разработка  и утверждение необходимых документов

2009—2010 годы — практическое  внедрение

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив  свои позиции на 32 пункта – в прошлом  рейтинге она находилась на 59-м месте.

Целями формирования в  Российской Федерации электронного правительства являются12:

- повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

В то же время многие эксперты в части отношений бизнеса  с органами власти скептически относятся  к идее создания электронного правительства:

Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев:

«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы  оценить эффективность, ни желания  сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению  в регионах нет».

Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской  строительной корпорации» Борис  Суровцев:

«Всё зависит от системы  — как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этим обращением, ответа — при  этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный».

Есть мнение что это нереализуемый в российских условиях проект. Нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур) – ни в США, ни в других странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит13.

Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы  экономики изучает готовность субъектов  РФ к предоставлению государственных  услуг через интернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития  последнюю редакцию

Как отмечено в очередном  докладе чиновников Президенту России, за 2008 год внесены в реестр операторы  персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится  на начальной стадии. Их реально  гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около  нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

Вся работа в этом направлении  была сосредоточена на том, чтобы  сориентировать органы государственной  власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они  привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая  работа начата, она, конечно, сложная, системная  и требует дальнейшего правового  и организационного регулирования. Это первое.

Правительство подготовило  план действий по развитию электронного правительства.

И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений  работы. Первое – это развитие ведомственных  систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.

Третье – это создание вертикально-интегрированной государственной  автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное – это предоставление государственных услуг в электронном  виде гражданам.

По первому разделу  работа находится в достаточно продвинутом  состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически  во всех ведомствах. Вопрос в том, что  их нужно, конечно, развивать и дальше.

Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций  по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок  и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Что касается предоставления услуг  в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем  создать около 300 таких публичных  центров.

Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных  услуг в электронном виде, что  также важно – это основа плановой нормативной работы.

И определён перечень государственных  услуг, которые требуют первоочередного  перевода в электронную форму. Таких  услуг около пятидесяти. Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссии Правительства.

Первая стадия электронного документооборота, она создана и  работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.

Вторая стадия – это, собственно, уже электронное взаимодействие. Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами.

Третий этап - построение такого системного проекта, который  позволит свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.

Четвёртое направление связано  с созданием единой вертикально  интегрированной государственной  автоматизированной системы управления. Она основана на единой технологической  платформе, но и требует идеологического  наполнения.

Безусловно, внедрение этой концепции есть благо для общества в целом,  но для того что бы эта система могла функционировать  и быть легитимной, безопасной как  для физических и юридических  лиц, так и для государства, требуется  преодолеть множество барьеров и  препятствий стоящих на этом пути. Если сравнивнить Россию и мировое сообщество в плане внедрения электронных технологий в государственное управление, то перед нами предстанут неутешительные данные: Россия занимает 60 позицию по готовности создания электронного правительства. По данным экспертов лишь в Эстонии и Таиланде сформировалась близкое к теоретическому идеалу правительство, активно использующее все блага ИКТ14. Но, тем не менее, в рамках мировой тенденции у нас в стране была разработана и осуществлена целевая программа формирования в Российской Федерации электронного правительства. Основным направлением программы было "создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан".

Из всего вышесказанного можно подойти к выводу, что анализ российского законодательства позволяет говорить о начале становления электронного государства. Однако создание демократии в современную эпоху потребует совместных усилий государства и общества в направлении защиты прав и свобод человека. Именно от полноценного диалога государства и общества зависят становление и функционирование полноценного электронного демократического государства.

Но на пути реализации в  жизнь концепция натолкнулась на ряд существенных проблем.  Одной  из таких проблем являтся так называемое цифровое неравенство. Только 60% населения страны имеет бесперебойный доступ к сети интернет, и этот разрыв все больше увеличивается в субъектах – там, где удаленность административных центров вызывает существенную проблему в обращении граждан в ОИВ. Отчасти это вина самих граждан, в нежелании пользоваться ставшими общедоступными технологиями, можно сказать тут дело в особом менталитете старшего поколения, составляющем большинство населения страны. Решение этой проблемы можно добиться пропагандой ИКТ их удобства и доступности. Второй немало важной проблемой является то, что в нашем государстве до сих пор не существует четкого законодательного регулирования в сфере предоставление государственными органами гражданам информации в электронном виде. Без решения этой проблемы невозможно построения киберпространства. Следующей проблемой является нежелание государства инвестировать крупномасштабные проекты внедрения концепции электронного правительства в жизнь, бюджет же распределяется в традиционные подходы в сфере административного управления. Решение этой проблемы лежит в полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Информация о работе Концепция электронное правительство России