Концепция электронное правительство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в Российской Федерации, поиск проблем препятствующих внедрению и возможные методы их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать определение электронного правительства и государства.
2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.
3. Изучить построение электронного правосудия в России.
4. Анализ.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция Электронное правителсьво (Автосохраненный).docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги обобщим вышесказанное, электронное правительство-это - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство  обеспечивает:

-эффективное и менее затратное администрирование;

-кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

-совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В рамках ФЦК «Электронная Россия» в 2002-2010 годах в Российской Федерации осуществлялось внедрение  данной концепции, по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.

Можно выделить несколько  проблем мешающих эффективному внедрению  электронного правительства в России.

  1. Цифровое неравенство. Решение-государство должно взять под свой личный контроль обеспечение отдаленных субъектов РФ инновационными технологиями.
  2. Нежелание государства инвестировать крупномасштабные проекты. Решение – полная переоценка государством преимуществ электронного правительства.
  3. Слабая законодательная база которая бы смогла регулировать отношения в кибернетической среде. Способ решения заключается в разработке специализированных законов которые бы смогли четко контролировать цифровые отношения как между гражданами государства, так и между ветвям власти.
  4. Менталитет граждан государства. Решение этой проблемы лежит в пропаганде доступности и удобства цифрового способа получения государственных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура электронного государства.

2.1 Электронное правосудие.

Концепция электронного государства  предусматривает переход не только  к электронному правительству,  но также становление электронного  правосудия и электронного парламента. В России также имеется опыт  перехода к электронным сервисам  в данной сфере. Электронное правосудие (e-Justice ) - способ осуществления правосудия, основанный на использовании ИКТ систем. Построения  электронного государства, строящееся сегодня в Российской Федерации, невозможно без построения электронного правосудия. Увеличение  электронной доли гражданского оборота, проблемы доступности для граждан судебного рассмотрения и квалифицированной юридической помощи, инстанционность  судебной деятельности заставляют все чаще говорить о необходимости применения электронных технологий в России.  Для полного перехода на электронную систему разрешения споров потребуется существенное и одновременное с техническими совершенствованиями изменение процессуального законодательства.

Электронное правосудие, как  отрасль правоотношений по защите своих  или чужих прав и свобод  регулируется прежде всего нормами процессуального права, а именно Гражданским процессуальный кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ15 и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ16. В уголовном же судопроизводстве  этот институт распространен в меньшей  степени. Осуществление электронного правосудия требует наличия определенных технологий и технических средств, обеспечивающих его полноценного функционирования, поэтому в электронном  правосудии используются ИКТ-системы, т.е. системы, использующие в своей основе цифровые технологии передачи информации. Одним их технических  инструментов, позволяющих функционировать электронному правосудию является электронная цифровая подпись, которая служит подтверждению субъектного состава лиц, участвующих в деле. Этот институт регулируется Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"17.. Электронное правосудие регулируется также подзаконными актами, например постановлением Правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» от 20 ноября 2001 г. N 80518.  Также институт электронного правосудия регулируется ведомственными актами судебных органов, в частности Информационным письмом ВАС «О порядке размещения информации на интеренет-сайтах арбитражных судов» от 12.07.2007 N ВАС-С01/УИС-98419.

Для становления в России электронного правосудия целесообразно  введение правила, предоставляющего возможность  осуществлять третейское разбирательство  в режиме on-line, что способствовало бы доступности и эффективности данного способа защиты нарушенного или оспоренного права. Например, согласно п. 7 проекта Закона Правил Арбитража Интернета Великобритании (Draft of The Law of the Internet Arbitration Rules)  предварительное или окончательное решение арбитра должно быть отправлено в форме сообщения по электронной почте каждому из арбитров и сторонам спора. Подобное решение считается совершенным  в письменной форме и подписанным  арбитрами. По запросу любой из сторон арбитры в течение семи дней должны изготовить бумажную копию решения, если это необходимо для реализации последнего. В таком решении указывается  место рассмотрения дела - Лондон, а  также дата рассмотрения дела. В зарубежной практике немало интересного, например: подача исковых заявлений  и документов в электронной форме; извещение через SMS-сообщения по мобильному телефону о судебных заседаниях; использование видеотелефонов с  протоколом сети Интернет для проведения предварительных судебных заседаний, рассмотрения заявлений отсутствующих  сторон или заявлений, не содержащих спорных вопросов. Видеоконференция со свидетелями используется для  дачи показаний в том случае, когда  они не способны физически присутствовать в суде. Таким образом доказательства могут быть получены из любой точки земного шара, что экономит время и деньги. Для лучшего представления технически сложных дел могут быть задействованы видеоизображение и компьютерная анимация20.

Английский пример показывает, насколько  эффективным может  быть применение  современных технологий в судебной  сфере, и доказывает, что электронное  правосудие действительно  работает.

В соответствии с Федеральной  целевой  программой "Электронная  Россия" в Российской Федерации  с 2002 г. осуществляется построение системы  электронного государства. Концепция  электронного государства подразумевает  реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа  в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования  информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими. Так, Концепция Федеральной целевой  программы "Развитие судебной системы  России" на 2007 - 2011 годы основной целью имеет повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основными задачами Программы являются:

-обеспечение  открытости  и прозрачности правосудия;

-повышение  доверия  к правосудию, в том  числе  за счет повышения эффективности   и качества рассмотрения дел; 

-создание  необходимых  условий для осуществления   правосудия, обеспечение его доступности   и др.

Обеспечение открытости судебной власти предусматривает  обеспечение  подотчетности и  контроля со стороны  общества, достижение открытости судебной власти, в том  числе:

-формирование  информационных  ресурсов правовых  баз и банков  данных судебных  решений и  судебной практики  арбитражных  судов и судов  общей юрисдикции; -обеспечение открытого  доступа к указанным базам  и банкам данных при условии  соблюдения требуемого баланса  между потребностью граждан, общества  и государства в свободном  обмене информацией и необходимыми  ограничениями на распространение  информации21;

- учет  общественного  мнения в работе  судов на  основе регулярного  общественного  мониторинга качества  и эффективности  работы судов  (2007 - 2011 годы).

Приоритетным  направлением модернизации инфраструктуры судов  является информатизация деятельности судебной системы, в том числе:

- создание  электронного  архива, формирование  информационно-коммуникационной  системы  Конституционного Суда  РФ и  электронной специализированной  общедоступной библиотеки Конституционного  Суда РФ22;

-реализация  проекта электронного  обеспечения  правосудия в системе арбитражных судов;

-введение информационной системы судов общей юрисдикции государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" (ГАС - "Правосудие");

-формирование  необходимой  телекоммуникационной  инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех  объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы  Судебного департамента при Верховном  Суде РФ.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805) предусматривала  информационное обеспечение судебной системы в  целях простого создания в судах  компьютерных автоматизированных рабочих  мест для судей, помощников судей  и работников аппаратов  судов, локальных  вычислительных сетей, оснащенных централизованными  и  общедоступными информационно-правовыми  и другими информационными ресурсами, то есть о концепции электронного государства в то время речи пока не шло.

В качестве примеров электронного  правосудия можно назвать такие,  как подача исков, регистрация  заявлений, представление отзывов  на иски в  электронном виде, электронное судебное дело, движение  этого дела из суда в суд  в электронной форме, заседания  с помощью видеоконференций, отправка  дополнительных уведомлений  участникам  судебного процесса через Интернет  или посредством  СМС-сообщений и др23.

Однако в данном случае возникает  проблема, связанная с  подтверждением  личности при использовании  видеосвязи. Судья на заседании сможет  видеть лицо истца, но он  не будет  уверен, что именно  этот человек  подал заявление.  На первом этапе  видеосвязь  будет применяться  в так называемых  удаленных  регионах. Как решение  данной проблемы предлагается  возложить установление личности  на суд.

В рамках Федеральной  целевой программы "Развитие  судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. реализовывался проект "Портал  публикаций судебных актов": все  решения, принятые ВАС, будут  бесплатно доступны в Интернете.  Планируется также запуск проекта  "Электронное дело": судья может  в любое время прочитать дело, дать его своим коллегам, которые  в силу своей компетенции имеют  право с ним ознакомиться. Доступ  к материалам дел в цифровом  виде позволит судьям надзорной  и апелляционной инстанций, получив  заявление, быстро ознакомиться  с деталями дела, а не ожидать  его получения в бумажном виде. Этот проект интересен и сторонам  процесса. Истец или ответчик  могут ознакомиться с делом,  это их право. В суде им  выдадут компакт-диски с копиями  всех материалов. Планируется создание справочно-информационной службы арбитражного суда. Любой предприниматель сможет зайти на портал, ввести необходимые данные, и система проинформирует его о ближайшем месте нахождения суда, подскажет, какую форму необходимо заполнить при подаче иска. Система предложит ознакомиться с примерами решений, принятых по подобным ситуациям. На портале можно будет набрать название компании, и система проинформирует, где, когда и в качестве кого (истца, ответчика или третьей стороны) эта фирма будет судиться в ближайшее время. Данная услуга представляет интерес для крупных организаций и холдингов. Часто обстоятельства складываются таким образом, что руководитель компании может и не знать, что вскоре ему придется присутствовать на судебном заседании в другом городе, например, в качестве ответчика. Например, если обратиться к американскому опыту, то там на каждый иск есть свой бланк. Мы пока это себе позволить не можем, но будем стремиться к формализации. Планируется, что истец на портале заполняет необходимый бланк, распечатывает его, подписывает и относит в суд. Система автоматически оформит заявление необходимыми атрибутами. В суде специалист отсканирует штрих-код иска и сообщит номер дела.

Изучая  институт электронного правосудия мы считаем необходимым обратить внимание на следующие проблемы судопроизводства, которые можно решить с помощью электронного правосудия и развития информационных технологий в судопроизводстве:

1) Громоздкая система   судопроизводства, отнимающая  много  времени,  нервов и денег.

На  сегодняшний день, согласно нормам процессуального закона, подача искового заявления осуществляется в суд  в письменной форме (ст. 125 АПК, ст. 131 ГПК). Это не всегда удобно для граждан, поэтому сегодня  формируется  институт подачи заявлений  в суды через интернет. Так например, в январе 2011 года ВАС РФ запустил сервис «Мой Арбитр» (www.my.arbitr.ru), который сейчас функционирует в бета-режиме. С помощью этого сервиса можно подать в арбитражные суды исковое заявление или жалобы.

К сожалению, такой системы  для  СОЮ пока не создано.

2) Неинформированность  граждан о возможностях, предоставляемых электронным правосудием.

Немногие  граждане знают  о том, что в  России уже существуют некоторые  институты электронного правосудия, призванные облегчить жизнь  и  сэкономить время гражданам. Это  например ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru), банк решений арбитражных судов (БРАС – www.ras.arbitr.ru), сервис Мой Арбитр (www.my.arbitr.ru), Президиум Онлайн (www.presidium.arbitr.ru).

Об этих ресурсах известно  неширокому кругу лиц, как правило, профессиональных юристов, однако следует дать возможность воспользоваться этими сервисами и простым гражданам.

Для повышения правовой культуры  населения и облегчения жизни  граждан следует информировать  населения через интернет, социальные  сети, СМИ.

3) Подавляющая часть   документооборота  остается бумажной.

Несмотря  на возможности  электронного документооборота, большинство  операций в судах  осуществляется на бумажных носителях.

Показательным является эксперимент  ВАС РФ. В  целях перехода к  электронному документообороту в ВАС  РФ разработана и принята  в  эксплуатацию система планирования и оценки эффективности деятельности (СПОЭД). Система автоматизирует процессы инициализации планирования, создания, утверждения и контроля мероприятий, входящих в планы работы ВАС РФ.

Было  бы целесообразно  нормативно закрепить  обязательность применения всеми судами подобной системы.

4) Недостаточная оснащенность  залов судебных заседаний мультимедийными интерактивными средствами.

5)Отсутствие в процессуальном  законодательстве норм , позволяющие совершать процессуальные действия в цифровой форме24;

Информация о работе Концепция электронное правительство России