Медицинское право как комплексная отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы несомненна. Обеспечение здоровья нации в целом и каждого человека в отдельности является неотъемлемой составной частью общей задачи создания достойных условий и качества жизни, возможности реализации гражданами своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. При этом особая роль отводится государственному регулированию медицинского обслуживания населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1. Медицинское право как комплексная отрасль права……………………
4
2. Международное медицинское право…………………………………….
8
3. Понятие и принципы охраны здоровья граждан………………………...
11
4. Организация и финансирование здравоохранения……………………...
14
5. Управление здравоохранением…………………………………………..
18
6. Обеспечение доступности медицинской помощи для населения……...
19
Задача 1……………………………………………………………………….
22
Задача 2……………………………………………………………………….
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

медицин вар 1.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

5. Управление здравоохранением

 

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения осуществляет Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России)24.  

Минздраву России подведомственны Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения25.

Росздравнадзор выдает лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, по производству лекарственных средств и медицинской техники. Росздравнадзор также выдает разрешения на применение новых медицинских технологий, ввоз и вывоз лекарственных средств. 
 Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, оказание медицинской и медико-социальной помощи, предоставление услуг в области санаторно-курортного лечения, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека26. 

 
 6. Обеспечение доступности медицинской помощи для населения

 

Обеспечение качества и доступности медицинской помощи - одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем здравоохранения. По определению Всемирной организации здравоохранения, «гарантией качества медицинской помощи является обеспечение каждому больному того комплекса диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки»27. 

Доступность медицинской помощи законодательно рассматривается как один из основных принципов охраны здоровья населения РФ (ст. 10 Закона об охране здоровья). При этом под доступностью услуг здравоохранения понимается не просто возможность обратиться в медицинское учреждение, а «своевременное получение помощи, адекватной потребности и обеспечивающей наилучшие результаты для здоровья, при условии, что личные расходы потребителей на медицинские услуги не должны являться непосильным бременем для семейного или личного бюджета и тем более становиться причиной отказа от лечения»28.

Доступность медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания  медицинской помощи по принципу  приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого  количества медицинских работников  и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора  медицинской организации и врача;

4) применением порядков  оказания медицинской помощи  и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской  организацией гарантированного  объема медицинской помощи в  соответствии с программой государственных  гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии  с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью  медицинских организаций для  всех групп населения, в том  числе инвалидов и других групп  населения с ограниченными возможностями  передвижения;

8) возможностью беспрепятственного  и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

С целью обеспечения доступности медицинской помощи для населения принята Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории РФ бесплатно29.

На основе этой Программы принята территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи в Красноярском крае30. В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

 
Задача 1. Каково соотношение медицинского права и законодательства о здравоохранении?

Медицинское право - система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения. Медицинское законодательство содержит правовые акты в сфере здравоохранения. Таким образом, между медицинским правом и законодательством о здравоохранении имеется много общих черт и взаимных связей, однако ставить знак равенства между ними нельзя, так как эти категории не тождественны.

Медицинское право  отражает внутренние закономерности и отношения норм в их взаимной связи. Медицинское законодательство характеризует внешнее объединение нормативного материала, его структуру и соотношение институтов и норм.

Медицинское законодательство, в отличие от медицинского права, во многом зависит от законодателя. При этом следует иметь в виду, что и законодатель не может полностью абстрагироваться от существующей системы права, которая оказывает воздействие на систему законодательства. Обе эти категории диалектически связаны между собой и соотносятся как форма и содержание.

 

 

 

 

 

Задача 2. Охарактеризуйте Основы законодательства об охране здоровья граждан как источник медицинского права.

 

Основы законодательства об охране здоровья граждан утратили силу с 01 января 2012 года. На смену данному документу пришел ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»31.

Указанный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников. Среди основных принципов охраны здоровья - доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Региональным органам исполнительной власти с 1 января 2012 г. переданы полномочия муниципалитетов по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медпомощи. На них также с 2014 г. возложены федеральные полномочия по обеспечению лекарствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Для их закупки регионам из федерального бюджета выделят субвенции.

Предусмотрено утверждение порядков оказания и стандартов медпомощи. Причем первые с 2013 г. стали обязательны для исполнения всеми медорганизациями страны. Четко разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Вводится понятие паллиативной медпомощи - избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Сохраняется ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).

Закрепляется право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребенком в стационаре в течение всего времени его лечения. При этом спальное место и питание будут тоже предоставлять бесплатно, если ребенку нет 4 лет, либо совместное нахождение с ним обусловлено медицинскими показаниями. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий. Предусмотрены меры по сокращению числа абортов. Женщине будут давать минимум 2 дня на обдумывание своего решения.

Вводятся ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. С 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации. Последняя представляет собой подтверждение готовности заниматься меддеятельностью по определенной специальности в соответствии с порядками оказания и стандартами медпомощи. С 1 сентября 2017 г. закрывается интернатура. Лечащий врач выдает больничный единолично на срок до 15 дней (ранее - до 30 дней), дальнейшее продление возможно через врачебную комиссию.

 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время в РФ окончательно сложилась новая  комплексная отрасль права – медицинское право. Медицинское право - отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами - всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи. Медицинское право является комплексной отраслью, так как отношения, возникающие в сфере здравоохранения, регулируются многими отраслями.

Предмет медицинского права, составляют общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан. К признакам, обосновывающим медицинское право как самостоятельную отрасль права, отнесены статусные характеристики субъектов медицинского права, которыми являются пациент и врач, либо медицинская организация. Другим признаком является юридическая особенность деятельности, основанная на специальных медицинских познаниях. Следующим признаком является ценность объекта воздействия, т.е социальная и правовая ценность жизни и здоровья.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы  исполнительной власти в сфере  охраны здоровья и их территориальные  органы;

2) исполнительные органы  государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;

3) подведомственные федеральным  органам исполнительной власти, государственным академиям наук  и исполнительным органам государственной  власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов, осуществляющие полномочия  в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Информация о работе Медицинское право как комплексная отрасль права