Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административному правву.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Методы государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

 

Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие, основные признаки  методов государственного управления………5

1.2 Виды методов государственного управления  8

1.3  Универсальные методы государственного управления  13

 

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Государственное управление  в Российской Федерации  21

2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования  23

 

Заключение 35

Библиографический список 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. В условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (свобода, равноправие, демократия, права человека, социальная справедливость и др.), изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают в общественной жизни много новых проблем. Приходится констатировать, что мы имеем дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом в стране. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно-административной этики и культуры.

В последнее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ  демократического общества. В зависимости от внутриполитической ситуации, от социального и экономического развития, а также от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются методы и средства, через которые осуществляется государственное управление. Методы государственного управления могут видоизменяться или приобретать специфические очертания своей содержательной сущности в зависимости от того, на каком конкретно-историческом этапе своего развития находится государство и какой политический режим определяет характер государственной власти.

И все-таки для России с  ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к  мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма  вполне реальна долгосрочная перспектива  эффективного государственного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.

Предстоит усовершенствовать методы государственного участия в организации общественных процессов, гарантировать законные права субъектов хозяйствования, ускорить социальное и духовное развитие, активизировать внешние связи. Поэтому выбранная нами тема актуальна на сегодняшний день.

Разработкой темы занимались такие  ученые как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.Е. Чиркин, В.Е. Пикулькин, Е.А. Буздалина.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления.

Предметом исследования являются методы государственного управления, их виды и формы осуществления.

Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;

- охарактеризовать основные  и универсальные виды методов  государственного управления;

- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.

Теоретическая и  методологическая основа. При написании данной курсовой работы и раскрытии темы были использованы следующие методы исследования: исторический; сравнительно-правовой; логический, формально-юридический, системного анализа, и др. Методологической основой исследования являются теоретические издания по административному праву, статьи, публикации в прессе.

Данная работа состоит  из двух глав, введения, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие, основные признаки методов государственного управления

 

Государственное управление рассматривается в научной литературе в различных аспектах. В юридической  науке управление характеризуется  через термин «деятельность», означающий, что управление состоит из специфических  видов человеческого труда. Государственное  управление – это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов  в обществе, направленная на исполнение и претворение в жизнь законов  и других нормативных актов.

Ряд ученых-административистов  формулирует собственные авторские  определения государственного управления. Например, в трудах профессора И.Л. Бачило говорится, что «государственное управление можно охарактеризовать как целенаправленное организующее воздействие органов  государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни  с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства  на определенных этапах его исторического  развития». Профессор  Б.Н. Габричидзе определяет государственное управление как «осуществление от имени, по поручению  и уполномочию государства управления, то есть исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях (отраслях) экономического и социального  развития гражданского общества, охраны прав и свобод  человека и гражданина, укрепления демократического и правового  государства».

Государственное управление как вид социального развития характеризуется рядом специфических  особенностей. Если рассматривать государственное  управление в широком смысле слова, то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в  следующих формах деятельности: законодательная  деятельность, осуществляемая представительными  органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все перечисленные  формы направлены на осуществление  одних и тех же целей и задач  государства.

Конституция Российской Федерации (ст.10) устанавливает, что государственная  власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

В узком смысле слова государственное  управление – это деятельность государства  исполнительно-распорядительного характера  или административная деятельность, осуществляемая главным образом  органами исполнительной власти как  на уровне Российской Федерации, так  и ее субъектов. Такое понимание  государственного управления принято  в административном праве и основано на ст.10,77,78,110-117 Конституции РФ и  других законодательных актах.

Из вышесказанного можно  сделать следующий вывод, что  государственное управление – это  воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества.

Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

  • выполнение общезначимых функций;
  • нормативно-распорядительное регулирование;
  • подзаконный характер деятельности;
  • использование властных полномочий.

В процессе осуществления  государственного управления реализуются  функции государства в межотраслевых  сферах (налоги, финансы, статистика, и  др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная  безопасность, иностранные дела и  др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и  др.), и в сфере хозяйственной  деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Можно выделить три структурных  уровня организации государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера  функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом  (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные  граждане или их организации.1

Под методами государственного управления в юридической литературе понимаются официальные способы  властного воздействия государственных  органов на процессы общественного  и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном  порядке.2

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Несмотря на то, что методы государственного управления достаточно разнообразны (подробно виды методов мы рассмотрим ниже), в юридической литературе выделяют такие признаки:

—  осуществление методов управления обусловлено формированием исполнительной ветви государственной власти и соответствующих органов исполнительной власти;

— целью использования  методов управления и его практическое назначение заключается в обеспечении  государственного управления;

—  методы государственного управления используются в процессе публичной управленческой деятельности;

—  методы государственного управления выступают средствами осуществления субъектами государственного управления их компетенции и полномочий;

—  содержание управленческого воздействия в каждом конкретном случае зависит от специфики объекта управления, в отношении которого применяется метод управления;

— методы государственного управления обеспечивают определенный порядок в системе управления, то есть носят организационный характер;

— методам управления характерен динамизм, то есть они оказывают  содействие реальному движению в  системе государственного управления, выполнению определенных функций и  полномочий;

—  порядок применения методов управления определяется законодательством;

— методы управления имеют  специфический характер управленческого  влияния на объекты управления, то есть они могут осуществлять прямое воздействие (применение мер административного  взыскания) или косвенное (правоограничения для государственных служащих, средства поощрения и др.)3.

Выбор того или иного метода государственного управления зависит  от многих факторов: компетенции и  полномочий органа государственного управления или должностного лица, специфики  объекта управления, поставленных целей  и функций государственного управления и др.

Далее мы подробно рассмотрим виды методов государственного управления.

 

1.2. Виды методов государственного управления

 

В юридической литературе существуют различные классификации  методов государственного управления.

В зависимости  от того, кому адресовано то или иное управленческое воздействие, различают методы управленческой деятельности:

  • направленные на организацию аппарата управления;
  • выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты.

По характеру  воздействия методы государственного управления подразделяются на:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические;

- социологические.

Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Эти методы характеризуется «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов. Административные методы иногда ошибочно отождествляются с произволом, голым администрированием, которые являются в сущности антиподами административных методов.

Административные методы государственного управления классифицируются по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания.

По форме выражения  административные методы подразделяются на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в совершении субъектом  управления организационных действий.

По юридическим свойствам  административные методы управления могут  быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых; к индивидуальным —  предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

Информация о работе Методы государственного управления