Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административному правву.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицам; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:    

1) предупреждение правонарушений  и наступления иных вредных  последствий, не связанных с  правонарушением;   

2) пресечение правонарушений;    

3) восстановление нарушенного  состояния;   

4) процессуальное обеспечение;    

5) наказание (ответственность)  правонарушителя.

По характеру  и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным  основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внешневластные меры.

По способу  обеспечения общественного порядка  и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:   

• анализ правоохранительной ситуации;   

• выбор меры административного  принуждения;   

• проверка действенности  выбранной меры административного  принуждения;   

• принятие (оформление) решения  о применении меры административного  принуждения;   

• реальное применение меры административного принуждения;   

• анализ эффективности  применения меры административного  принуждения;   

• внесение корректив в  последующую правоприменительную  деятельность.

Меры административного  предупреждения это разновидность  мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.  

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.д.

Меры административного  пресечения это вид мер административного  принуждения, применяемых в целях  прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных  последствий. Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения. 

Мерами административного  пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное  отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; и другие меры.

Меры административно-процессуального  обеспечения - это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры. Административные правовосстановительные меры - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.  К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного  наказания – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.  Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Подводя итог первой главе, можно сделать следующий вывод.

Вопрос о методах государственного управления всегда интересовал ученых философов и социальных мыслителей. Если попытаться кратко определить понятие методов государственного управления, то они представляют собой, во-первых, средства осуществления государственных целей и управленческих решений, во-вторых, способы поддержания стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе и, в-третьих, инструменты мобилизации ресурсов и руководства людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Государственное управление  в Российской Федерации

 

Говоря об организации  государственного управления, необходимо отметить, что в современных условиях проводится всесторонняя административная реформа, конечной целью которой  является формирование эффективной  системы государственного управления в Российской Федерации. Одним из важнейших направлений этой реформы  стало изменение принципов организации  государственного управления по сравнению  с системой государственного управления, ранее существовавшей в СССР и  Российской Федерации.

В РФ конца 90-х годов государственное  управление имеет объектом общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов  различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения  стоят проблемы нестабильности и  кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального управления.

Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных  технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный  во времени процесс. Он имеет много  различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и  определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы  государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

Реформирование государственного управления в современных условиях было начато указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О  системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти". В этих указах были определены новая блоковая система и структура  федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное  агентство. Внутри каждого блока  осуществляется разделение функций  органов исполнительной власти в  соответствии с их системой. Ведущая  роль принадлежит федеральным министерствам, которые осуществляют координацию  и контроль деятельности находящихся  в их ведении федеральных служб  и федеральных агентств.

Административно-правовая реформа  продолжается все последние годы. Новая система и структура  федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы  и структуры федеральных органов  исполнительной власти"8.

Следует отметить, что в  современных условиях приобрели  новые черты ранее существовавшие принципы организации государственного управления: управление по отдельным  отраслям (отраслевое управление) и  управление по межотраслевым сферам (межотраслевое управление).

Сущность отраслевого  принципа организации управления состоит  в том, что государственное управление организовано по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение  и др.). Под отраслью государственного управления понимается система органов  управления, связанная общностью  объекта управления и возглавляемая  соответствующим министерством. Межотраслевое государственное управление - такой принцип организации государственного управления, когда управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые ему организационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

Созданная в настоящее  время система государственного управления в Российской Федерации  строится на следующих принципах:

- в систему федеральных  органов исполнительной власти  входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства;

- предусматривается четкое  и строгое разделение функций  указанных федеральных органов  исполнительной власти;

- каждый федеральный орган  исполнительной власти осуществляет  строго определенные функции,  установленные актами Президента  и Правительства Российской Федерации  (разработка и реализация государственной  политики, нормативно-правовое регулирование  в установленной сфере деятельности, функции по контролю и надзору,  а также функции по управлению  государственным имуществом и  оказание государственных услуг);

- федеральное министерство  осуществляет координацию и контроль  деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств. Вместе с  тем в ряде областей, определенных  Президентом Российской Федерации,  указанные органы исполнительной  власти осуществляют государственное  управление самостоятельно и  не подведомственны федеральным  министерствам (например, Федеральная  служба безопасности, Федеральное  агентство по рыболовству).

 

2.2. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования

 

Ввиду многообразия методов  обеспечения реализации целей и  функций государственного управления и специфики, целесообразно их рассматривать  в виде проблемных блоков, т.е. отдельно методы государственного управления: социально-политические, экономические, правовые, административные, кадровые, контрольные, социально-психологические, идеологические, морального воздействия.

Социально-политическими  методами управляющего воздействия  создаются условия для проявления трудовой и политической активности людей, реализации заложенных в человеке потенциальных возможностей, организации  занятости населения, обеспечения  его бытовых условий, предоставления социальных услуг, сервиса, т.е. всего  того, что делает жизнь достойной  человеческого существования. Здесь  могут применяться самые различные  социологические методы, определенным образом ориентированные на решение  круга задач развития социальной сферы. Например, созданием центров  занятости населения для нетрудоспособного населения, центров психологической поддержки инвалидов и людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реабилитационных центров, центров по оказанию юридической помощи какой-либо определенной категории населения снимается социальное напряжение в обществе, открываются реальные возможности большому числу людей решить свои сложные жизненные проблемы. В этих центрах разрабатываются свои методы, учитывающие специфику той категории населения, с которым ведется работа.

Информация о работе Методы государственного управления