Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.
Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37
По месту и роли в ряду способов управляющего воздействия к социально-политическим и социально-психологическим методам тесно примыкают методы политической агитации, пропаганды и разъяснения политики государства, той линии, которую оно проводит, и тех мер и средств, которые использует для достижения общенациональных целей. Эти меры не всегда популярны, но они бывают абсолютно необходимы, и граждане должны обладать достаточной информацией о том, что и для какой цели делается в их государстве. В истории известно немало таких примеров, и они всегда приносили пользу. Но подчеркнем еще раз: агитация и пропаганда не должны превращаться в средство манипуляции сознанием людей. Надежные гарантии против этого создают укрепление принципов демократизма, свобода слова, независимость средств массовой информации, безусловное право меньшинства свободно выражать свою точку зрения на события, происходящие в стране, и на политику, проводимую правительством.
Особо следует остановиться на методах морального воздействия. Существует распространенное мнение, и оно не лишено оснований, что мораль, политика, государственное управление - трудно сопоставимые понятия. Интуитивно граждане государства всегда стремятся к тому, чтобы ими управляли честные люди. Это стремление выразил крылатой фразой Томас Джефферсон: «Единственное качество, достаточное для управления обществом и государством, это - честность». Александр Никитенко с горечью констатировал: «Редко власть принадлежит умнейшим, еще реже людям честным. Но людям того и другого рода вместе - почти никогда». Поэтому уповать на то, что вдруг все или большинство управленцев станут, ни с того ни с сего, пользоваться только нравственными методами и средствами, является опасной иллюзией.
В свое время Марксом была
выведена зависимость между
Методы нравственного
руководства требуют также
Также, утверждение духовных ценностей,
важнейшей среди которых является уважение
к человеку, его достоинству, правам и
свободам. Уважение к человеку должно
стать жизненной позицией того, кто, так
или иначе, причастен к управлению людьми,
обществом и государством.
Подводя итог второй главе, можно сделать следующий вывод.
Для успешной реализации методов государственного управления в современной России, перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены понятие государственного управления, основные и универсальные виды методов государственного управления, а также эффективность методов государственного управления в современной России.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:
- выполнение общезначимых функций;
- нормативно-распорядительное регулирование;
- подзаконный характер деятельности;
- использование властных полномочий.
Вопрос о методах
В РФ конца 90-х годов государственное управление имеет объектом общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, хаоса, снижения эффективности социального управления.
Государственное управление
на основе беспристрастной законодательно
выверенной системы и современных
технологий является для России желаемой
целью. Это весьма сложный и протяженный
во времени процесс. Он имеет много
различных аспектов. Один из них - развитие
теории государственного управления,
способной не только дать научно обоснованную
методологию изучения этого важнейшего
вида социальной деятельности, но и
определить верные ориентиры системной,
последовательной, реалистичной реформы
государственного аппарата и обеспечивающих
его институтов и механизмов.
Для России с ее многообразным историческим
опытом и своеобразной восприимчивостью
к мировым новациям, огромными масштабами
ресурсного потенциала и устойчивости,
возможностями социального динамизма
вполне реальна долгосрочная перспектива
научного и эффективного управления. Именно
она выходит в ряд первостепенных условий
и факторов преодоления эпохи кризиса
и спада, перехода к подъему и развитию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература:
1 Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические исследования. - 2002.- №1.-С.8-13.
2 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция — М., 2002. - С.229.
3 Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — С.33-35
4 Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. "Феникс" 2006.- С.75
5 Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. "Феникс" 2006.- 347 стр
6 Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления. – М., 2008. - С.122.
7 Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — С.425.
8 Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г. Гл.22