Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административному правву.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

По месту и роли в  ряду способов управляющего воздействия  к социально-политическим и социально-психологическим методам тесно примыкают методы политической агитации, пропаганды и разъяснения политики государства, той линии, которую оно проводит, и тех мер и средств, которые использует для достижения общенациональных целей. Эти меры не всегда популярны, но они бывают абсолютно необходимы, и граждане должны обладать достаточной информацией о том, что и для какой цели делается в их государстве. В истории известно немало таких примеров, и они всегда приносили пользу. Но подчеркнем еще раз: агитация и пропаганда не должны превращаться в средство манипуляции сознанием людей. Надежные гарантии против этого создают укрепление принципов демократизма, свобода слова, независимость средств массовой информации, безусловное право меньшинства свободно выражать свою точку зрения на события, происходящие в стране, и на политику, проводимую правительством.

Особо следует остановиться на методах морального воздействия. Существует распространенное мнение, и оно не лишено оснований, что  мораль, политика, государственное  управление - трудно сопоставимые понятия. Интуитивно граждане государства всегда стремятся к тому, чтобы ими  управляли честные люди. Это стремление выразил крылатой фразой Томас Джефферсон: «Единственное качество, достаточное  для управления обществом и государством, это - честность». Александр Никитенко  с горечью констатировал: «Редко власть принадлежит умнейшим, еще  реже людям честным. Но людям того и другого рода вместе - почти  никогда». Поэтому уповать на то, что вдруг все или большинство  управленцев станут, ни с того ни с сего, пользоваться только нравственными  методами и средствами, является опасной  иллюзией.

В свое время Марксом была выведена зависимость между нравственностью  и интересом. Стало быть, чтобы  управлять в соответствии с нормами морали, достигать целей государственного управления нравственными средствами, люди, стоящие у власти, должны быть заинтересованными в том, чтобы поступать нравственно, потому что безнравственные действия объективно должны противоречить их личному интересу. Сказанное выше отнюдь не означает, что проблема нравственного воспитания, таким образом, уходит на второй план и утрачивает свою актуальность. Однако полагаться только на добросовестность и порядочность каждого управленца, значит подвергать государство и его граждан серьезной опасности. Нравственное воспитание людей, в том числе и управленческих кадров, не должно носить абстрактного характера, а должно основываться на безусловном требовании уважать человека как абсолютную ценность. Для этого должны создаваться и определенные условия. Несколько поколений советских людей воспитывались на примерах нравственного подвига людей, которые при внимательном рассмотрении просто вынуждены были исправлять ситуацию, созданную разгильдяями и непрофессионалами или откровенными проходимцами и карьеристами. Среди методов морального воздействия весьма продуктивны поощрения и нравственное осуждение. Последнее нередко имеет большее воздействие, чем административное или иное наказание. Однако применение этих методов требует известных умений и навыков, которые детально разработаны в педагогике, психологии, теории управления. Они требуют специального и профессионального рассмотрения.

Методы нравственного  руководства требуют также создания определенного морального климата, который характеризуется доминирующими  установками. Ну прежде всего, это патриотизм. Он заключается не в том, чтобы слепо восторгаться всем отечественным, а в том, чтобы стыдиться того, что дискредитирует общество: производства плохой продукции, принятия опрометчивых решений и т.д. Долг перед отечеством - это нравственный стыд за бездеятельность или деятельность, приносящую ущерб своему государству.  
Также, утверждение духовных ценностей, важнейшей среди которых является уважение к человеку, его достоинству, правам и свободам. Уважение к человеку должно стать жизненной позицией того, кто, так или иначе, причастен к управлению людьми, обществом и государством.

Подводя итог второй главе, можно сделать  следующий вывод.

Для успешной реализации методов государственного управления в современной России, перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие государственного управления, основные и универсальные виды методов государственного управления, а также эффективность методов государственного управления в современной России.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого  президентом, правительством и иными  органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

- выполнение общезначимых функций;

- нормативно-распорядительное регулирование;

- подзаконный характер деятельности;

- использование властных полномочий.

Вопрос о методах государственного управления, как средствах достижения правителями своих политических целей, всегда интересовал ученых философов  и социальных мыслителей. Если попытаться кратко определить понятие методов  государственного управления, то они  представляют собой, во-первых, средства осуществления государственных  целей и управленческих решений, во-вторых, способы поддержания стабильности политической системы и воспроизводства  институционального порядка в обществе и, в-третьих, инструменты мобилизации  ресурсов и руководства людьми.

В РФ конца 90-х годов государственное  управление имеет объектом общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов  различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения  стоят проблемы нестабильности и  кризисов, слабой управляемости, хаоса, снижения эффективности социального управления.

Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных  технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный  во времени процесс. Он имеет много  различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и  определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы  государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов. 
Для России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию. 
 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (С изменением и дополнением от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газета - 2009, 21 января.

 

Специальная литература:

  1. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.
  2. Административное право России: Учебник. Часть 1. Государственное управление и административное право / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России; Щит, 2002. – 291 с.
  3. Административное право: Курс лекций / Под ред. Хоманевой Н.Ю. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 704с.
  4. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г. Гл.22.
  5. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
  6. Глазунова Н.И. Государственное (Административное) управление: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. – 560с.
  7. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 371 с.
  8. Дьяченко В.Н.Основы административного управления:Методическое пособие для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2000.- 70 с.
  9. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические исследования. - 2002.- №1.-С.8-13.
  10. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 168с.
  11. Овсянко Д.М.  Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000. — 468 с.
  12. Система функций, формы, методы и средства государственного управления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_ z1175_page_6.html
  13. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. "Феникс"  2006.- 347 стр.
  14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция — М., 2002. - С.229.
  15. Уткин В., Захаров Ю. Перспективные информационные технологии в системе государственного управления Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ci.ru/inform13_01/p10iaz.htm
  16. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления. – М., 2008. - С.122.
  17. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс / РАН, Ин-т гос-ва и права, Акад. Правовой ун-т. - М: Юристъ, 2001. – 188с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические исследования. - 2002.- №1.-С.8-13.

2 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция — М., 2002. - С.229.

3 Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — С.33-35

4 Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. "Феникс"  2006.- С.75

5 Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. "Феникс"  2006.- 347 стр

6 Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления. – М., 2008. - С.122.

7 Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — С.425.

8 Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г. Гл.22


Информация о работе Методы государственного управления