Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Самые распространенные методы коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки и метод круглого стола, позволяют в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Содержание

Введение.
Метод круглого стола
1.1Определение понятия круглого стола.
1.2 Проведение круглого стола.
Метод «мозгового штурма».
2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.
2.2 Процесс принятия решения методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский  Федеральный (Приволжский) Университет»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По  дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов.

На  тему:  Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности.

 

 

 

Выполнила студентка

группы № 15-0945

4 курса заочного

отделения

Белова В.А.

 

 

 

Казань 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

  1. Метод круглого стола

     1.1Определение понятия круглого стола.

          1.2 Проведение круглого стола.

  1. Метод «мозгового штурма».

2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.

          2.2 Процесс принятия решения методом  мозгового штурма.                  Разновидности рассматриваемого метода.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель делового совещания  – принять управленческое решение. Уже много десятилетий компьютеры являются инструментом для принятия решений там, где, где есть количественные данные и хорошо структурированные  ситуации.

 

Однако в последние  годы практика управления все больше сталкивается с нестандартными организационными ситуациями, в которых превалирует  человеческий фактор. В большинстве  случаев такие ситуации включают психологические переменные, кроме  того, очень быстро меняется организационная  среда; менеджеры все чаще имеют  дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают учет индивидуальных запросов, восприятий ценностей, целей  и опыта персонала.

 

Самые распространенные методы коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки и метод круглого стола, позволяют в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

 

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный метод  решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей  в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной  информации и на этой основе значительно  повышают эффективность принимаемых  решений, что особенно важно в  условиях жесткой конкуренции, когда  необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые  способы поведения.

 

    

 

 

1. Метод круглого  стола.

1.1 Определение понятия круглого стола.

Кру́глый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная  конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и — реже — как  закрытое общество избранных, принимающее  в кулуарах важные решения.

 

В современном значении выражение  круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации  обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

а) цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

б) все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

в) все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

 

Цель — обеспечить свободное, не регламентированное обсуждение поставленных вопросов.

 

Составляющие  КС:

- неразрешенный вопрос

- равноправное участие всех заинтересованных сторон

- выработка приемлемых решений

 

 

Формы:

  • Пассивная — когда несколько преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.

 

  • «Мужской разговор» - когда каждый из взявших слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.

 

  • Когда тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к осуждению учащихся, задавая им конкретные вопросы.

 

  • Активная — когда идет именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью», направляет его.

 

Круглый стол- это вид дискуссии, применяемый для обсуждения сложных многоаспектных проблем с участием приглашенных ведущих специалистов, располагающихся за столом по кругу.

 

Этот вариант дискуссии  получил свое название благодаря  пространственной организации: участники  рассаживаются за круглым столом или несколько столов расставляются  кругом. Такое расположение создает  менее формальную обстановку, возможность  для личного включения 

каждого в общение, повышает мотивацию участников, включает невербальные средства общения, способствует возрастанию  активности, увеличению количества высказываний.

 

Но все-таки главной «изюминкой», отличительной чертой этой дискуссии  является приглашение на нее специалистов разного профиля, компетентных в  данной теме.

 

Круглый стол предъявляет  свои требования и к приглашенным специалистам. Они должны быть не только крупными теоретиками или практиками в своей области, но и прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени, а также умеющими анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.

 

 

1.2 Проведение круглого стола.

Проведение круглого стола  требует серьезной подготовительной работы как со стороны ведущего, так и со стороны участников, в т. ч. приглашенных гостей. Ведущий намечает тему обсуждения, вопросы, подлежащие рассмотрению, регламент встречи, порядок выступлений; связывается со специалистами, компетентными в данных вопросах, согласовывает с ними тему их выступления, его краткое содержание, отведенное на это время, доводит до них регламент всей встречи, его цели и задачи, предполагаемый результат. При необходимости руководитель дает задания обучаемым подготовить сообщения по одному из вопросов круглого стола. Если по результатам дискуссии планируется принять общее решение, ведущий готовит его проект.

 

^ Вводная часть как  обычно начинается со вступительных  слов ведущего, где обозначается  тема дискуссии, вопросы, подлежащие  рассмотрению, регламент встречи,  далее происходит представление  участников (желательно, чтобы рядом  со специалистами стояли таблички  с указанием персональных данных).

 

^ Основная часть дискуссии  может начинаться классически:  с заслушивания кратких вводных  сообщений специалистов и обучаемых  по сути проблем с изложением  различных точек зрения; или, например, с показа видеофрагмента конкретной  ситуации иллюстрирующей проблему, задающей актуальность беседе. Также  возможен вариант блицопроса  обучаемых по кругу интересующих их вопросов, или работа может начаться с вопросов к приглашенным специалистам

 

После того как высказались  все специалисты и другие участники, дискуссия переходит в фазу свободного полилога, когда каждый может озвучить свою точку зрения, уточнить, задать вопрос или развить чью-то позиции. В это время происходит выработка  согласованных позиций, поиск точек  соприкосновения мнений.

 

На завершающем этапе  ведущий подводит итоги обсуждения, обобщает выступления, зачитывает проект решения, которое еще может быть уточнено и доработано. Утверждение  решения, как правило, осуществляться голосованием, его текст доводится  до общественности (это может быть публикация, приказ, разработанный  документ, концепция, программа действий).

 

В настоящее время метод  круглого стола широко применяется  при проведении научных конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, а также в процессе подготовки межведомственных проектов, программ по решению актуальных социальных вопросов.

 

 

2.Метод «мозгового штурма».

2.1 Определение понятия  «мозгового штурма» и история  его возникновения.

Позиционирование продукта в рекламной кампании - это создание визуального образа, композиции и  сюжета. Художественное творчество в  рекламе - не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и  нестандартный подход.

 

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное - это метод "мозгового штурма".

 

Мозговой штурм - это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных  решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько  десятилетий успешно применяется  в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

 

Темп современной деловой  жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и  складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для  творчества, и тем более для "специального процесса по организации творчества". Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает  соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная "творческая работа" отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии  принудительного коллективизма, что  теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав - захочет ли творческий человек  делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

 

Что такое "мозговой штурм"? Это метод группового коллективного  продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е  годы. Он используется в самых разных областях - от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в  сложных социальных или личных ситуациях.

 

Сущность метода заключается  в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные  приемы "включения" фантазии, для  лучшего использования "чисто  человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые  могут благодаря неосведомленности  сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют  воображение "специалистов".

 

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно  необычное, новое, креативное, что могло  бы "пройти мимо" из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и "лично  для себя", в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального  группового действия несравненно выше.

 

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам  по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически  запрещается критика выдвигаемых  идей. Это нужно для того, чтобы  не мешать свободному полету творческого  мышления. Необходимо положительно оценивать  любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно  же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая  поддержка и одобрение очень  стимулируют и вдохновляют генераторов  идей.

 

Самые лучшие - это сумасшедшие  идеи. Желательно, чтобы участники  мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений  и сумели посмотреть на проблему с  новой точки зрения. Нужно выдвинуть  как можно больше идей и зафиксировать  все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно  материализовать в самое короткое время.

 

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере  неформального общения за кружкой  пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так  что нет гарантии, что муза посетит  вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для  создания креативных идей.

История появления  и суть метода.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки  в конце 30-х годов. В это время  совладелец крупной рекламной фирмы  Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый  подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.

 

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную  процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. 

 

 

Поиском вариантов их решения  занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным  ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем  причина? Ведь творческие способности  есть у всех людей.

Информация о работе Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности