Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:20, курсовая работа
Цель курсового проекта – организационно-управленческий анализ Челябинской городской Думы и разработка рекомендаций по совершенствованию сложившейся системы управления.
Задачи:
• Изучить теоретические основы организационно-управленческого анализа;
• провести организационно-управленческий анализ Челябинской городской Думы;
• определить миссию и цели исследуемого органа;
• оценить действующую организационную структуру Челябинской городской Думы;
• провести анализ организационной культуры;
• сделать выводы и предложения по организации управления Челябинской городской Думы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы организационно-управленческого анализа 4
1.1. Миссия организации 4
1.2. Цели организации 6
1.3. Организационная структура управления 12
1.4. Организационная культура 17
2. Организационно-управленческий анализ Челябинской городской Думы 20
2.1. Общая характеристика Челябинской городской Думы 20
2.2. Анализ миссии и целей организации 21
2.3. Оценка организационной структуры управления Челябинской городской Думы 25
2.4. Анализ организационной культуры 32
3. Выводы и предложения 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Челябинская городская Дума является выборным представительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным собственными полномочиями в соответствии с законодательством, Уставом города Челябинска и Регламентом Челябинской городской Думы.
Деятельность Думы строится на основе коллегиального, свободного и равноправного обсуждения и принятия решений, законности, гласности, учета мнения населения города, открытости, самостоятельности, ответственности, преемственности, содействия развитию всех форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В исключительной компетенции городской Думы находятся:
В компетенции городской Думы находятся:
Городская Дума состоит из 37 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам гражданами Российской Федерации, место жительство которых расположено в границах территории города Челябинска, обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
С 5-го созыва (2014-2019) принято решение об увеличении числа депутатов до 48 (24 – по одномандатным избирательной системе; 24 – по единому пропорциональному избирательному округу)
Символ Челябинской городской Думы – герб города Челябинска.
Дума обладает правами юридического лица.
Юридический и почтовый адрес Думы: 454113, город Челябинск, площадь Революции, дом 2.
Челябинская городская Думы представляет и защищает интересы жителей нашего города. В её деятельности прослеживается четкая социальная направленность миссии, которая в первую очередь ориентирована на население города Челябинска.
Итак, можно сделать вывод, что миссия Челябинской городской Думы заключается в постоянном развитии и совершенствовании муниципального образования «город Челябинск» ради повышения уровня благосостояния и качества жизни граждан.
Основные элементы миссии Челябинской городской Думы:
Челябинская городская Дума, выборным представительный органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным собственными полномочиями в соответствии с законодательством, Уставом города Челябинска и Регламентом Челябинской городской Думы, а также обладает правом юридического лица.
Челябинская городская Дума предоставляет различного рода услуги населению, осуществляет нормотворческую деятельность, имеет социальную направленность и стратегический характер. Также, «продукцией» Челябинской городской Думы являются муниципальные правовые акты (решения, принятые непосредственно населением города по вопросам местного значения, или решения, принятые органом МСУ и (или) должностным лицом МСУ по вопросам местного значения и иным вопросам). Деятельность Думы отображена в её компетенции.
Деятельность Челябинской городской Думы направлена на развитие города Челябинска. Много внимание в законотворческом плане уделяется благоустройству города. Разработана концепция развития Челябинска, которая является достаточно серьезным документом, созданным челябинскими депутатами, и у которого нет аналогов на территории России.
Сотрудники организации, местное сообщество, общество в целом.
Челябинская городская Дума является бюджетным учреждением, органом местного самоуправления, предоставляющим интересы граждан, поэтому у данного органа не может быть конкурентов и средств для конкурентоспособности.
В зависимости от содержания и назначения миссии можно разделить на виды:
Для данной организации соответствует 1 вид миссии – общечеловеческое предназначение. В данном случае - в пределах городского округа.
Результаты анкетирования изучения миссии Челябинской городской Думы представлена в Приложении А.
Цели деятельности Челябинской городской Думы:
Дерево целей Челябинской городской Думы
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и подразделений организации, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Структура Думы означает внутреннее подразделение представительного самоуправленческого учреждения на комиссии, управления, отделы и т.д. Структура отражает внутреннее строение представительного органа – городской Думы, раскрывает взаимодействие составляющих его элементов, которые в свою очередь, объединены в единую систему общностью задач и целей деятельности Думы, органичной близостью принадлежащей им компетенции с вопросами, подведомственными Думе, установленными параметрами правового регулирования.
Важно различать организационную структуру Челябинской городской Думы как представительного органа местного самоуправления и структуру аппарата Думы – органа, обеспечивающего полноценное функционирование деятельности Челябинской городской Думы.
Структура Челябинской городской Думы (4-го созыва) как представительного органа представлена на рисунке 2.1
Структура аппарата Челябинской городской Думы (4-го созыва) изображена на рисунке 2.2
Показатели оценки фактических организационных
структур управления
Первичные количественные показатели
1. Общая
численность работников
– число управленцев – 17
– доля управленцев в общей численности работников – 25,7%
– число не руководящих кадров – 49
2. Количество уровней управления - 7
3. Количество подразделений – 24
Вторичные количественные показатели
1. Среднее число подчиненных у одного руководителя:
Ч подч = 49 / 17 = 2,9
Величина ниже нормы.
2. Коэффициент структурной напряженности:
Ксн = 24 / (17 / 49 · 100%) = 0,7
Структурная напряженность рациональна.
Для качественного анализа организационной структуры органа было проведено анкетирование среди сотрудников. Результаты анкетирования отражены в Приложении Б.
В ходе исследования, было опрошено 33 сотрудников органа. Было выявлено наличие 2 факторов:
1 фактор:
Из 33 опрошенных 12 считают, что львиная доля решений принимается в ходе длительных и многолюдных совещаний.
Таким образом: фактор присутствует в 12/33 * 100 % = 36,4 % случаев.
2 фактор:
Из 33 опрошенных 17 считают, что существуют большие временные интервалы между разработками услуг.
Таким образом, фактор присутствует в 17/33 * 100 % = 51,5 % случаев.
В итоге, по результатам исследования, можно сказать, что в органе присутствует лишь 2 недостатка организационной структуры, что говорит о совершенстве организационной структуры и об отсутствии критических недостатков.
Организационная структура Челябинской городской Думы, на мой взгляд, отражает все цели и задачи Думы как представительного органа местного самоуправления. Существует оптимальное разделение труда между подразделениями Думы, обеспечивающее нормальную нагрузку и надлежащую специализацию.
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и подразделений организации, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Горизонтальные связи – носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные – отношения подчинения.
Таким образом, в Челябинской городской Думе горизонтальные связи - это пример отношения постоянных комиссий Думы или Управлений, т.е каждая комиссия специализируется на одном направлении своей деятельности и не подчиняется другой, т.е. разрабатывает свои проекты решений, каких-либо положений, проводит свои заседания, выносит на Думу свои определенные вопросы и т.д., но при этом существует между ними обязательное согласованное взаимодействие.
Вертикальные связи. Это иерархия подчинения: Председатель Думы – верхний уровень; заместитель Председателя, затем председатели комиссий; руководитель аппарата, начальники Управлений, начальники отделов.
Организационная структура должна еще предусматривать линейные и функциональные связи. В Челябинской городской Думе их наличие отражается тем, что линейные – это отношения Председателя Думы, его заместителя, председателей комиссий, руководителя аппарата, начальников отделов, межу которыми принимаются решения, реализуются решения, таким образом, движется поток информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность Думы и ее структурных подразделений.
Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами подразделений. Полномочия работников отделов ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим работникам Думы выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными руководителями (например, начальниками отделов), он получает так называемые функциональные полномочия.
На мой взгляд, структура Челябинской городской Думы подходит к линейно-функциональному типу организационной структуры.