Органы государственной власти и их деятельность по обеспечению миграционной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 16:43, лекция

Краткое описание

Институциональная структура реализации государственной миграционной политики.
Общая характеристика деятельности высших органов государственной власти в области миграции населения, их задачи и функции.
Основные функции исполнительных органов государственной власти в области миграции.
Деятельность органов государственной власти в процессе экстремальной миграции населения в кризисных ситуациях в России.

Вложенные файлы: 1 файл

14. Органы государственной власти и их деятельность по обеспечен.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

- содействуют лицу, признанному  беженцем и членам его семьи  в оформлении проездного документа  для выезда за пределы территории  Российской Федерации;

- представляют в пределах своих  полномочий по  запросу ФМС МВД РФ и подразделения по делам миграции территориального органа внутренних дел информацию о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2 и ст. 5 Закона «О беженцах»;

- информируют в двухнедельный  срок ФМС МВД РФ либо подразделения  по делам миграции территориального органа внутренних дел о факте совершения преступления на территории Российской Федерации лицом, ходатайствующим о признании беженцем или признанным беженцем;

- направляют в установленном  порядке в федеральный орган  исполнительной власти по миграционной службе и его территориальные органы информацию об изменениях паспортно-визового режима  и  о правилах пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

- осуществляют выдворение (депортацию) лица за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации;

- на основании письменного обращения ФМС МВД РФ и свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют вид на жительство;

- совместно с сотрудниками федерального  органа исполнительной власти  по миграционной службе или  его территориального органа  осуществляют сопровождение иммигрантов в места временного содержания или центры временного размещения;

- решают вопрос о продлении  либо сокращении срока временного  пребывания иностранного гражданина  и лица без гражданства в  Российской Федерации;

- в течение срока действия разрешения на временное проживание  и при наличии законных оснований оформляют иностранному гражданину или лицу без гражданства по его заявлению вид на жительство;

- выдают иностранному гражданину  или лицу без гражданства приглашение  на въезд в Российскую Федерацию по ходатайству:

  • органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

- выдают приглашение на въезд  в Российскую Федерацию иностранного  работника  по ходатайству  о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг);

- производят регистрацию иностранных  граждан и лиц без гражданства, въехавших в Российскую Федерацию;

- выносят и приводят в исполнения  постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания в Российской Федерации, выразившейся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации либо нарушивших правила привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме того, Указом Президента от 09 марта 2004г. № 314 была образована федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства здравоохранения и федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, которой переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Российской Федерации; федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека упраздняемого Министерства здравоохранения и федеральная служба по труду и занятости, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору  и функции по оказанию услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и социального развития:

  • определяют порядок предоставления медицинской и лекарственной помощи лицам, получившим свидетельство о регистрации рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу и лицам, признанным беженцами;
  • обеспечивают мигрантам права в области социальной защиты, в том числе право на социальное обеспечение;
  • направляют в установленном порядке в ФМС МВД РФ и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о возможности размещения вынужденных мигрантов, из числа одиноких престарелых и (или) инвалидов и нуждающихся в постоянном уходе, в учреждения социальной защиты населения или в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Соответственно, федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

  • обеспечивается санитарно-эпидемиологический контроль в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • направляется в установленном порядке в ФМС МВД РФ и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информация о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах временного содержания или центрах временного размещения.

Федеральный орган исполнительной власти по труду и занятости населения:

  • оказывает вынужденным мигрантам содействие в трудоустройстве или получении направления на профессиональное обучение;
  • направляет в установленном порядке в ФМС МВД РФ или подразделение по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о занятости населения.

Также, в соответствии с Указом Президента, было упразднено Министерство образования Российской Федерации и образовано Министерство образования и науки Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства образования Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российского агентства по патентам и товарным знакам и образовано Федеральное агентство по образованию, с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере образования упраздняемого Министерства образования Российской Федерации.

Так, федеральный орган исполнительной власти по образованию:

  • содействует получению образования вынужденными мигрантами;
  • направляет в установленном порядке в ФМС МВД РФ и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о возможностях и об условиях содержания и обучения детей вынужденных мигрантов в государственных или муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также о возможностях и об условиях перевода их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Орган исполнительной власти Субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, ведет учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории данного Субъекта Российской Федерации, на основании информации, получаемой от образовательных учреждений, и направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами образования, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о прибытии указанных граждан в соответствующие образовательные учреждения и об их убытии из этих образовательных учреждений.

Министерство юстиции Российской Федерации не позднее чем за два месяца до дня окончания срока наказания осужденного, подлежащего депортации за пределы территории Российской Федерации, подразделение по делам миграции территориального органа внутренних дел и орган внутренних дел по месту расположения учреждения или органа, исполняющего наказание, о его предстоящем освобождении.

На законодательном уровне тоже немало внимания уделяется вопросам, связанным с миграцией. Так, Государственная Дума второго созыва создавала постоянно действующую межкомитетскую Комиссию по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, активно занималась политикой в отношении этих категорий лиц, обновила редакции Законов о беженцах и вынужденных переселенцах. Также в Постановлении от 24 октября 2001г. № 2007- III ГД «О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации»16 Государственная Дума обратилась к Президенту и Правительству Российской Федерации с предложениями по совершенствованию миграционной политики. Таким образом, можно судить, что в определенной мере этим вопросом занимается и Совет Федерации.17 Государственная Дума третьего созыва приняла основополагающий закон, определяющий правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, определяющий основания и порядок административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Последует ли положительному примеру предшественников Государственная Дума четвертого созыва, покажет время.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации подготовил в 2000 году специальный доклад «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации».18 В  нем констатируется, что даже после признания Конституционным Судом Российской Федерации некоторых норм противоречащими Конституции Российской Федерации их применение в ряде регионов продолжается. Больше всего распространены такие нарушения в южных Субъектах Российской Федерации. Импульс незаконным действиям и ограничениям дают публичные высказывания отдельных глав Субъектов, носящие оттенки шовинизма и откровенно враждебного отношения к выходцам из регионов Южного и Северного Кавказа.

Таким образом, на наш взгляд, можно судить о том, что на всех уровнях власти в Российской Федерации, и на законодательном, и на исполнительном (как федеральном, так и региональном), и на судебном вопросы, касающиеся миграции не остаются не замеченными и немало уже сделано для урегулирования этих вопросов, но и немало предстоит еще сделать – в Российской Федерации отсутствует федеральная миграционная программа, необходимо приложить все усилия по разработке и принятию этого важного документа для регулирования и реализации вопросов, связанных с миграцией.

 

Контрольные вопросы:

  1. Дайте общую характеристику деятельности высших органов государственной власти в области миграции населения.
  2. В чем проявляются основные функции исполнительных органов федеральной государственной власти в области миграции?
  3. Раскройте основные функции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Нормативно-правовые акты и литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженцев от 28 июля 1951г. // Гражданин и право. 2002. № 6
  2. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967г. // Гражданин и право. 2002. № 6.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3
  4. Международный  пакт от 16 декабря 1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
  5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская Конвенция) от 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.
  6. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 6.
  7. Соглашение стран СНГ «Об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993г. //  Бюллетень международных договоров. 1995. № 5.
  8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  9. Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17 января 1995 № 168-ФЗ и 30 июня 2003 № 86-ФЗ, с измен., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47; 2003. № 27; 2003. № 30.
  10. Федеральный закон от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. ФЗ от 28 июня 1997г. № 95-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86–ФЗ) //  Ведомости СНД И ВС Российской Федерации. 1993. № 12; Собрание законодательства Российской  Федерации. 1997. № 26; 2003. № 27.
  11. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. ФЗ от 20 декабря 1995г. № 202-ФЗ, от 7 августа 2000г. № 122-ФЗ, с измен., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 21 ноября 2002г. № 15-П, ФЗ от 23 декабря 2003г. № 186-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 52; 2000. № 33; 2002. № 48; 2003. №52 (ч.1).
  12. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.  1993. № 32.
  13. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. ФЗ от 18.07.98г. № 110-ФЗ и от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ, с измен., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15января 1998г. № 2-П) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.  № 34; 1998. № 30; 2003. № 27; 1998. № 4.
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 8 декабря 2003г. № 162-ФЗ и № 169-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25; 2003. № 50.
  15. Федеральный закон от 7 августа 2001 № 114-ФЗ «О ратификации соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 37.
  16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 9 мая 2004г. № 37-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1); 2004. № 19 (ч. 1).
  17. Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 11 ноября 2003г. № 151-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22; 2003. № 46 (ч.2).
  18. Федеральный закон от 25 июля 2002 г.  № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ  и от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30; 2003. № 27; 2003. № 46 (ч.1).
  19. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (в ред. Указа от 5 октября 2002 г. №1129, с измен. от 29 апреля 1994г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51; Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 40; 1994. № 2.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (в ред. от 1 декабря 2003 г. № 1417) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30; 2003. № 49.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 26 «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1132 от 8 октября 1997г.» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 3.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960  «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа от 11 июля 2004г. № 870) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 33; 2004. № 28.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 21.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 30.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 30.
  27. Послание Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации»  Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2003 г. № 4658 // Российская газета. 2003.  № 93. 17 мая.
  28. Послание Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» от 26 мая 2004г. // Российская газета. № 109. 27 мая.  
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1020 «Об утверждении положения об иммиграционном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 21.  
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 16.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002г. № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 45.
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 45.
  33. Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 апреля 2003г. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 15.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003г. № 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 15.
  35. Приказ МВД Российской Федерации от 2 декабря 2002 г . № 1183  «Об утверждении Положения о представительствах Министерства внутренних дел Российской Федерации по делам миграции за рубежом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 3.
  36. Приказ МВД Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 26.
  37. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  38. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В.  Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах. – М.: Юрид. лит., 1998.
  39. Конституция Российской Федерации: Научно – практический комментарий. / Под  ред.  акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997.
  40. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России»/ под ред. Воробьевой  О.Д. - М., 2001.
  41. Миронов О.О. О конституционном праве на свободу передвижения,  свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации. В сб. док. 1998 - 2000: Защита прав человека. - М., 2001.

Информация о работе Органы государственной власти и их деятельность по обеспечению миграционной политики в Российской Федерации