Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 10:52, курсовая работа
Краткое описание
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.
- назначает с согласия
Государственной Думы Председателя Правительства;
- имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства;
- принимает решения
об отставке Правительства;
- представляет Государственной
Думе кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка России
и ставит перед Государственной Думой
вопрос об освобождении его от должности;
- по предложению Председателя
Правительства назначает на должность
и освобождает от должности заместителей
Председателей Правительства и федеральных
министров;
- формирует и возглавляет
Совет Безопасности;
- утверждает военную
доктрину;
- формирует Администрацию
Президента;
- назначает
и освобождает полномочных представителей
Президента;
- назначает
и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил;
- назначает и отзывает после
консультаций с соответствующими комитетами
или комиссиями палат Федерального Собрания
дипломатических представителей России
в иностранных государствах и международных
организациях;
- подписывает и обнародует
федеральные законы (в том числе по вопросам
исполнительной власти);
- обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направления внутренней
и внешней политики государства;
- осуществляет
руководство внешней политикой страны;
- ведет переговоры, подписывает
международные договоры и ратификационные
грамоты;
- принимает
верительные и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических представителей.
Кроме того, Президент является
Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами России; в соответствующих случаях
вводит на территории России или в отдельных
местностях военное, а также чрезвычайное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе; награждает государственными наградами
Российской Федерации, присваивает почетные
звания Российской Федерации, высшие воинские
и высшие специальные звания.
Президент издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей территории
страны. Указы и распоряжения Президента
не должны противоречить Конституции
и федеральным законам.
Президент вправе отменять
постановления и распоряжения Правительства,
а также приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов
Федерации в случае противоречия этих
актов Конституции и федеральным законам,
международным обязательствам или нарушением
прав и свобод человека и гражданина до
решения этого вопроса соответствующим
судом.
Президент приступает к исполнению
полномочий с момента принесения им присяги
и прекращает их исполнение с истечением
срока его пребывания в должности с момента
принесения вновь избранным Президентом.
Конституция (ст.92, 93) предусматривает
основания и порядок досрочного прекращения
исполнения Президентом своих полномочий.
Совет Безопасности Российской
Федерации действует в соответствии с
Положением о нем, утвержденным Указом
Президента от 10 июля 1996 года. Это конституционный
орган, осуществляющий подготовку решений
Президента по вопросам обеспечения защищенности
жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз, проведение единой государственной
политики в области обеспечения безопасности.
Решения этого органа по важным вопросам
оформляются указами Президента. Совет
Безопасности является органом, обеспечивающим
условия для реализации Президентом его
конституционных полномочий по защите
прав и свобод человека и гражданина, охране
суверенитета Федерации, ее независимости
и государственной целостности. Положение
подробно определяет основные задачи
Совета Безопасности. В частности, он рассматривает
на своих заседаниях важнейшие вопросы
безопасности, подготавливает решения
и проекты указов Президента, рассматривает
законопроекты в этой области, осуществляет
контроль за реализацией федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации
стратегии в области внутренней, внешней
и военной политике, военно-технического
сотрудничества и информационной безопасности
страны. Члены Совета Безопасности назначаются
Президентом. Положением установлен порядок
работы Совета и его межведомственных
комиссий.
Государственным органом, обеспечивающим
деятельность Президента, является его
Администрация, которая формируется в
соответствие с п. «и» ст. 83 Конституции.
Положение об Администрации Президента
утверждено Указом от 2 октября 1996 года.
Администрация создает условия для реализации
Президентом функции гаранта Конституции,
прав и свобод человека и гражданина; принятие
мер по охране суверенитета России, ее
независимости и государственной целостности,
определение основных направлений внутренней
и внешней политике, решение кадровых
вопросов и обеспечение реализации Президентом
иных возложенных на него полномочий.
Постоянно действующим совещательным
органом, осуществляющим подготовку Президента
в области военного строительства реализации
важнейших решений Совета Безопасности.
По стратегическим вопросам оборонной
политики является Совет обороны Российской
Федерации. Положение о нем утверждено
Указом Президента от 25 июля 1996 г.
Правительство
РФ – высший исполнительный
орган государственной власти
в масштабе всей страны. Его
правовое положение определено
главой 6 Конституции и Федеральным
конституционным законом 1997 г. «О Правительстве
РФ».
Правительство
является коллегиальным органов,
возглавляющим единую систему
исполнительной власти в Российской
Федерации. Оно состоит из Председателя,
заместителей Председателя Правительства
и федеральных министров. В январе
1994 года была проведена, а в 1996
и в 1997 годах продолжена реорганизация
федеральных органов исполнительной
власти, в частности, сокращено количество
министерств и ведомств с тем,
чтобы они не вмешивались в
управление сферами не отнесенными
Конституцией к ведению Федерации. Некоторые
государственные комитеты были преобразованы
в министерства, и наоборот. Произошли
также обновления Правительства и реорганизация
структуры его аппарата, направленные
на сокращение деятельности отраслевого
принципа и усиления функциональной направленности
работы аппарата Правительства. Это –
части единого процесса совершенствования
всей системы исполнительной власти, включая
установления твердого контроля центра
за деятельностью глав субъектов Федерации,
а также реорганизации президентских
структур. В целом перестройка Федеральных
органов исполнительной власти была подчинена
политическим, экономическим и социальным
преобразованиям, происходящим в стране.
Федеральная исполнительная
власть стала двухступенчатой: Правительство
России и Федеральные органы –
министерства и иные органы.
Председатель
Правительства назначается Президентом
в порядке, установленном в Конституции,
и освобождается им от должности.
Освобождение Председателя Правительства
от должности одновременно влечет
за собой отставку Правительства.
Заместителя Председателя Правительства
и Федеральные министры назначаются
на должность и освобождаются от должности
Президентом по предложению Председателя
Правительства. На членов Правительства
распространяются требования о представлении
в налоговые органы сведений о полученных
и являющихся объектами налогообложения
доходах, ценных бумагах, а также о являющимся
объектом налогообложения имуществе,
принадлежащим им на праве собственности.
На них распространяются и ограничения,
связанные с пребыванием в составе Правительства,
предусмотренные, Федеральным законом
от 31 июля 1995 «Об основах государственной
службы РФ».
Правительство, согласно
ст. 114 Конституции осуществляет следующие
полномочия:
- разрабатывает
и представляет Государственной Думе
Федеральный бюджет, обеспечивает его
исполнение и отчитывается об этом перед
Государственной Думой;
- обеспечивает проведение
в стране единой финансовой, кредитной
и денежной политики;
- обеспечивает проведение
в стране единой государственной политики
в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии и др.
- осуществляет управление
федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению
обороны, государственной безопасности
и реализации внешней политики страны;
- осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод, охране собственности
и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Согласно Федеральному конституционному
закону, Правительство в пределах своих
полномочий:
- Организует реализацию
внутренней и внешней политики;
- Обеспечивает единство системы
исполнительной власти в РФ, направляет
и контролирует деятельность ее органов;
- Формирует Федеральные целевые
программы и обеспечивает их реализацию;
- Реализует предоставленное
ему право законодательной инициативы.
- По соглашению с органы исполнительной
власти субъектов Федерации Правительство
может передавать им осуществление части
своих полномочий, если это не противоречит
Конституции и Федеральным законам; оно
осуществляет полномочия, переданные
ему органами исполнительной власти субъектов
Федерации на основании соответствующих
соглашений.
- Правительство
издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение.
В Федеральном конституционном
законе определены полномочия Правительства
раздельно по сферам, а также полномочия
Председателя Правительства по организации
работы Правительства, полномочия заместителей
Председателя Правительства, федеральных
министров, Президиума Правительства.
Кроме того, предусмотрены положения,
обеспечивающие согласованное функционирование
и взаимодействие Правительства с другими
органами государственной власти – Президентом,
Федеральным Собранием, органами судебной
власти и органами государственной власти
субъектов Федерации.
Свои полномочия Правительство
слагает перед вновь избранным Президентом.
Правительство может подать в отставку,
которая принимается или же отклоняется
Президентом.
Для обеспечения деятельности
Правительства и организации контроля
за выполнением органами исполнительной
власти принятых Правительством решений
образуется Аппарат Правительства. Он
взаимодействует с Администрацией Президента
и аппаратами палат Федерального Собрания.
Правительство руководит работой
Федеральных министерств и иных Федеральных
органов исполнительной власти и контролирует
их деятельность с учетом следующих особенностей.
Президент как Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами и Председатель Совета
Безопасности своими указами и распоряжениями
направляет деятельность Федеральных
министерств и иных Федеральных органов
исполнительной власти, ведающих вопросами
обороны, безопасности, внутренних дел,
иностранных дел, предотвращения чрезвычайных
ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий. Правительство осуществляет
руководство названными органами в соответствии
с Конституцией, Федеральными конституционными
законами, Федеральными законами, Указами
и распоряжениями Президента.
Федеральные министерства и
иные Федеральные органы исполнительной
власти подчиняются Правительству и ответственны
перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство утверждает Положения о
Федеральных министерствах и об иных Федеральных
органов исполнительной власти.
Правительство назначает и
освобождает от должности заместителей
федеральных министров, руководителей
федеральных органов исполнительной власти,
не являющихся федеральными министрами,
и их заместителей руководителей органов
и организаций при Правительстве, утверждает
членов коллегий федеральных министерств
и иных федеральных органов исполнительной
власти.
Правительство вправе
отменять акты Федеральных органов
исполнительной власти или приостанавливать
действие этих актов.
Министерство РФ –
Федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление
в установленной сфере деятельности,
а также координирующий в случаях,
установленных Федеральными законами,
Указами Президента и постановлениями
Правительства, деятельность в этой
сфере иных Федеральных органов
исполнительной власти. Министерство
возглавляет входящий в состав
Правительства министр (Федеральный министр).
Государственный
комитет РФ, Федеральная комиссия
России – Федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие
на коллегиальной основе межотраслевую
координацию по вопросам, отнесенным
к их ведению, а также функциональное
регулирование в определенной
сфере деятельности. Государственный
комитет, Федеральную комиссию возглавляют
соответственно председатель государственного
комитета РФ, председатель федеральной
комиссии России.
Федеральная служба
России, Российское агентство, федеральный
надзор России – Федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и
др.) функции в установленных сферах
ведения. Федеральную службу России
возглавляет руководитель (директор),
Российское агентство – генеральный
директор, федеральный надзор России –
начальник.
Конкретные наименования
федеральных органов исполнительной
власти определяются в соответствии
с их структурой, утвержденной Президентом.
Создание Федеральных
органов исполнительной власти,
их реорганизация и ликвидация
осуществляются Президентом по
предложению Председателя Правительства.
Положение
о федеральных органах исполнительной
власти, подведомственных Президенту
по вопросам, закрепленным за
ним Конституцией, Федеральными
конституционными законами и
федеральными законами, утверждаются
Президентом, а о других органах
исполнительной власти – Правительством.
Современная система и структура
федеральных органов исполнительной власти
определена рядом указов Президента: от
14 августа 1996 года «О системе федеральных
органов исполнительной власти», «О структуре
федеральных органов исполнительной власти»,
от 6 сентября 1996 года «Вопросы федеральных
органов исполнительной власти», от 17
марта 1997 года «О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти»
и др.
Для осуществления
своих полномочий Правительство
может создавать свои территориальные
органы и назначать соответствующих
должностных лиц. Оно устанавливает
порядок создания и деятельности
территориальных органов исполнительной
власти, размер ассигнований на
содержание их аппаратов в
пределах средств, предусмотренных
на эти цели в федеральном бюджете.
Постановлением.
Правительства от 27 мая 1996 года «О
порядке создания и деятельности
территориальных органов исполнительной
власти РФ и действуют под
руководством соответствующих федеральных
органов исполнительной власти,
а по вопросам, входящим в компетенцию
краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии
с соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Федерации.