Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 47.88 Кб (Скачать файл)

-     назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

-     имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

-     принимает решения об отставке Правительства;

-    представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

-   по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателей Правительства и федеральных министров;

-     формирует и возглавляет Совет Безопасности;

-     утверждает военную доктрину;

-     формирует Администрацию Президента;

-      назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

-      назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

-  назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

-    подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

-    обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направления внутренней и внешней политики государства;

-      осуществляет руководство внешней политикой страны;

- ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

-      принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Кроме того, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения вновь избранным Президентом. Конституция (ст.92, 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Совет Безопасности Российской Федерации действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 года. Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Решения этого органа по важным вопросам оформляются указами Президента. Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Федерации, ее независимости и государственной целостности. Положение подробно определяет основные задачи Совета Безопасности. В частности, он рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы безопасности, подготавливает решения и проекты указов Президента, рассматривает законопроекты в этой области, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политике, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности страны. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. Положением установлен порядок работы Совета и его межведомственных комиссий.

Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация, которая формируется в соответствие с п. «и» ст. 83 Конституции. Положение об Администрации Президента утверждено Указом от 2 октября 1996 года. Администрация создает условия для реализации Президентом функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятие мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определение основных направлений внутренней и внешней политике, решение кадровых вопросов и обеспечение реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку Президента в области военного строительства реализации важнейших решений Совета Безопасности. По стратегическим вопросам оборонной политики является Совет обороны Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента от 25 июля 1996 г.

    Правительство  РФ – высший исполнительный  орган государственной власти  в масштабе всей страны. Его  правовое положение определено  главой 6 Конституции и Федеральным  конституционным законом 1997 г. «О Правительстве РФ».

    Правительство  является коллегиальным органов, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в Российской  Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров. В январе 1994 года была проведена, а в 1996 и в 1997 годах продолжена реорганизация  федеральных органов исполнительной  власти, в частности, сокращено количество  министерств и ведомств с тем, чтобы они не вмешивались в  управление сферами не отнесенными Конституцией к ведению Федерации. Некоторые государственные комитеты были преобразованы в министерства, и наоборот. Произошли также обновления Правительства и реорганизация структуры его аппарата, направленные на сокращение деятельности отраслевого принципа и усиления функциональной направленности работы аппарата Правительства. Это – части единого процесса совершенствования всей системы исполнительной власти, включая установления твердого контроля центра за деятельностью глав субъектов Федерации, а также реорганизации президентских структур. В целом перестройка Федеральных органов исполнительной власти была подчинена политическим, экономическим и социальным преобразованиям, происходящим в стране.

  Федеральная исполнительная  власть стала двухступенчатой: Правительство  России и Федеральные органы – министерства и иные органы.

     Председатель  Правительства назначается Президентом  в порядке, установленном в Конституции, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства  от должности одновременно влечет  за собой отставку Правительства. Заместителя Председателя Правительства и Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся  объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющимся объектом налогообложения имуществе, принадлежащим им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные, Федеральным законом от 31 июля 1995 «Об основах государственной службы РФ».

    Правительство, согласно  ст. 114 Конституции осуществляет следующие полномочия:

-      разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед Государственной Думой;

-   обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-  обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др.

-   осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны, государственной безопасности и реализации внешней политики страны;

-  осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Согласно Федеральному конституционному закону, Правительство в пределах своих полномочий:

-   Организует реализацию внутренней и внешней политики;

- Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

- Формирует Федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

-  Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

- По соглашению с органы исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и Федеральным законам; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

-     Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В Федеральном конституционном законе определены полномочия Правительства раздельно по сферам, а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими органами государственной власти – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или же отклоняется  Президентом.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Правительство руководит работой Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с Конституцией, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента.

Федеральные министерства и иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

          Правительство утверждает Положения о Федеральных министерствах и об иных Федеральных органов исполнительной власти.

Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей руководителей органов и организаций при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

  Правительство вправе  отменять акты Федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

 Министерство РФ –  Федеральный орган исполнительной  власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление  в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента и постановлениями  Правительства, деятельность в этой  сфере иных Федеральных органов  исполнительной власти. Министерство  возглавляет входящий в состав  Правительства министр (Федеральный министр).

   Государственный  комитет РФ, Федеральная комиссия  России – Федеральные органы  исполнительной власти, осуществляющие  на коллегиальной основе межотраслевую  координацию по вопросам, отнесенным  к их ведению, а также функциональное  регулирование в определенной  сфере деятельности. Государственный  комитет, Федеральную комиссию возглавляют  соответственно председатель государственного  комитета РФ, председатель федеральной комиссии России.

   Федеральная служба  России, Российское агентство, федеральный  надзор России – Федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и  др.) функции в установленных сферах  ведения. Федеральную службу России  возглавляет руководитель (директор), Российское агентство – генеральный  директор, федеральный надзор России – начальник.

  Конкретные наименования  федеральных органов исполнительной  власти определяются в соответствии  с их структурой, утвержденной Президентом.

   Создание Федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация  осуществляются Президентом по  предложению Председателя Правительства.

     Положение  о федеральных органах исполнительной  власти, подведомственных Президенту  по вопросам, закрепленным за  ним Конституцией, Федеральными  конституционными законами и  федеральными законами, утверждаются  Президентом, а о других органах  исполнительной власти – Правительством.

  Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти», от 6 сентября 1996 года «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 года «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» и др.

 Для осуществления  своих полномочий Правительство  может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности  территориальных органов исполнительной  власти, размер ассигнований на  содержание их аппаратов в  пределах средств, предусмотренных  на эти цели в федеральном бюджете.

    Постановлением. Правительства от 27 мая 1996 года «О  порядке создания и деятельности  территориальных органов исполнительной  власти РФ и действуют под  руководством соответствующих федеральных  органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию  краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии  с соответствующими органами  исполнительной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция