Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.
Задачи работы непосредственно вытекают из целей данной работы, следовательно, их можно сформулировать следующим образом:
1) рассмотреть исторический аспект основания и порядка приобретения и утраты гражданства РФ;
2) исследовать особенности порядка приобретения гражданства РФ;
3) исследовать особенности порядка прекращения гражданства РФ.
Введение 3
1. Порядок приобретения российского гражданства 5
1.1. Приобретение гражданства по рождению 5
1.2. Прием в гражданство: общий и упрощенный порядок 7
1.3. Восстановление в гражданстве 13
1.4. Оптация 15
2. Основания прекращения российского гражданства 19
2.1. Оптация 19
2.2.Отказ от гражданства 21
2.3.Прекращение гражданства по инициативе государства 25
3. Процедуры оформления гражданства РФ: общий и упрощенный порядок 32
Заключение 36
Список использованных источников 38
Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
Студента Зерниной Екатерины Ивановны
группа
321 форма обучения
юридического факультета
на тему: «Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства»
к.п.н., доцент
Оценка
Подпись
« » 2012 г.
Владивосток
2012
Содержание
Тема, посвященная основаниям и порядку приобретения и прекращения российского гражданства, на сегодняшний день не теряет свой актуальности, требующей внимания исследователей, ученых, юристов. Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002 г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992 г. за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.
Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен большим значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.
Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. С точки зрения международного права гражданство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.
Во-вторых, актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.
Нормативную основу данной работы составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и иные нормативные акты Российской Федерации.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие права на гражданство в Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения между личностью и государством, связанные с гражданством.
Цель данной работы: рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.
Задачи работы непосредственно вытекают из целей данной работы, следовательно, их можно сформулировать следующим образом:
1) рассмотреть исторический аспект основания и порядка приобретения и утраты гражданства РФ;
2) исследовать особенности порядка приобретения гражданства РФ;
3) исследовать особенности порядка прекращения гражданства РФ.
Структура данной работы: данное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. Раздел первый «Порядок приобретения российского гражданства» состоит из четырех подразделов: «приобретение гражданства по рождению», «прием в гражданство: общий и упрощенный порядок», «восстановление в гражданстве», «оптация».
Раздел второй «Основания прекращения российского гражданства» состоит из двух подразделов: «Отказ от гражданства» и «Прекращение гражданства по инициативе государства».
Приобретение гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы") или посредством комбинации этих двух начал1. "Право крови" (jus sanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. "Право почвы" (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.
Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.
ФЗ «О гражданстве РФ» от 1991 г. исходил из того, что на детей автоматически распространяется гражданство родителей. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок также считается россиянином ("право крови"). Место рождения ребенка не имело значения (ст. 14). При этом закон предоставлял равные права, как природным гражданам, так и тем, кто принят в российское гражданство.
Кроме того, устанавливалось (ст. 15), что если один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок является гражданином России независимо от места рождения. Это положение было направлено на сокращение числа лиц без гражданства.
Если же вторым
родителем ребенка являлся
Находящегося на территории России ребенка, оба родителя которого неизвестны, закон признавал гражданином России (ст. 16). Однако в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка могло измениться в соответствии с другим положением закона, предусматривающим подобную ситуацию.
Поскольку Россия провозгласила себя правопреемницей СССР, закон предоставлял российское гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада СССР, если родители являлись гражданами бывших советских республик по состоянию на 1 сентября 1991 г. или иностранных государств и если эти республики или государства отказывались предоставить ребенку гражданство.
Закон содержал также норму, направленную на сокращение числа лиц без гражданства, введенную в отечественную государственно-правовую практику Законом о гражданстве СССР 1978 г. Он устанавливал, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является российским гражданином (ст. 17). Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Согласно ст. 12 ч.2 Закона, находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является ее гражданином.
Этот же принцип
действует и в отношении
Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
Поскольку государства
не признают себя обязанными принимать
в гражданство каждого
Ставя такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока3.
В Российской империи до 1864 г. законодательство устанавливало весьма льготные условия приобретения подданства. Каждый иностранец, прибывший в Россию, кроме евреев, мог быть принят в российское подданство без соблюдения каких-либо определенных условий местным губернским правлением. От иностранца требовалась только присяга на русское подданство, которая могла быть принесена и на иностранном языке. Дети натурализованного иностранца могли быть по его желанию причислены вместе с ним в русское подданство. Вступавшие в русское подданство военнопленные, знавшие какое-либо ремесло или изъявившие желание работать на фабриках и заводах и принимаемые к сословию мещан, на 10 лет освобождались от всяких мещанских податей и повинностей.
Законодательной базой, на основе которой появились и получили свое развитие правовые нормы, регулирующие прием в советское гражданство, была Конституция РСФСР 1918 г. Она уполномочивала (ст. 20) местные Советы предоставлять иностранцам, проживавшим на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежавших к рабочему классу или к не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству, права российского гражданства без всяких затруднительных формальностей. Эта норма носила ярко выраженный классовый характер.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом России 22 ноября 1991 г., указывается (ст. 5), что каждый имеет право на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РФ. Закон РФ о гражданстве 1991 г. устанавливал (ст. 19): "Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РСФСР, может ходатайствовать о приеме в гражданство РСФСР независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений".
Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г., в котором в ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают основным требованиям закона. Эти лица должны:
1) иметь вид
на жительство - документ, удостоверяющий
личность лица без гражданства,
2) проживать
на территории Российской
3) взять обязательство
соблюдать Конституцию и
4) иметь законный
источник средств к
5) обратиться
в полномочный орган
6) владеть русским
языком. Порядок определения уровня
знаний русского языка
Информация о работе Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства