Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.
Задачи работы непосредственно вытекают из целей данной работы, следовательно, их можно сформулировать следующим образом:
1) рассмотреть исторический аспект основания и порядка приобретения и утраты гражданства РФ;
2) исследовать особенности порядка приобретения гражданства РФ;
3) исследовать особенности порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
1. Порядок приобретения российского гражданства 5
1.1. Приобретение гражданства по рождению 5
1.2. Прием в гражданство: общий и упрощенный порядок 7
1.3. Восстановление в гражданстве 13
1.4. Оптация 15
2. Основания прекращения российского гражданства 19
2.1. Оптация 19
2.2.Отказ от гражданства 21
2.3.Прекращение гражданства по инициативе государства 25
3. Процедуры оформления гражданства РФ: общий и упрощенный порядок 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем Закон 2002 г. предусматривает  обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие  у него в прошлом гражданства;

б) состояние  в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у  нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство  Российской Федерации;

г) наличие у  лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание  лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

В гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего  СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство  предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство  Российской Федерации, - по заявлению  этого родителя и при наличии  согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство  Российской Федерации, - по заявлению  родителя;

в) ребенок или  недееспособное лицо, над которым  установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство  Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах  почвы и крови и отвечает интересам  лиц, желающих сохранить связь с  Россией как своей исторической родиной.

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований  отклонения заявлений о приеме в  гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем  или упрощенном порядке приема в  гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают  за насильственное изменение основ  конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение  пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлениями о приеме в гражданство  Российской Федерации, выдворялись  за пределы Российской Федерации  в соответствии с федеральным  законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах  безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными  органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и  отбывают наказание в виде лишения  свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Таким образом, законодателем учтены интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

1.3. Восстановление в гражданстве

Одним из традиционных оснований приобретения российского  гражданства является восстановление в гражданстве, известное законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем5.

Закон о гражданстве  СССР 1990 г. не рассматривал восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований его приобретения. Однако статья, посвященная восстановлению в гражданстве (ст. 19), была помещена в главе II, касающейся вопросов приобретения гражданства СССР. Закон устанавливал, что лицо, которое ранее состояло в советском гражданстве, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР6.

Закон о гражданстве 1991 г. закрепил, прежде всего, облегченный порядок восстановления гражданства в виде регистрации. Такой порядок устанавливался:

а) для лиц, у  которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением либо установлением  опеки или попечительства;

б) для лиц, у  которых прекратилось гражданство  в связи с изменением гражданства родителей в течение пяти лет после достижения ими 18 лет (ч. 1 ст. 20).

Другим лицам, ранее состоявшим в гражданстве  РСФСР, гражданство могло быть восстановлено  по их ходатайству. В отличие от регистрации  восстановления гражданства (как и  других случаев приобретения гражданства в порядке регистрации), осуществляемой в упрощенном порядке, восстановление в гражданстве лиц, не входивших в число тех, для кого был установлен облегченный порядок восстановления, оно осуществлялось в порядке, установленном для приема в гражданство.

Закон 1991 г. (п. 5 ст. 19) предусматривал отклонение ходатайств о восстановлении в гражданстве РФ указанных лиц, если они:

а) выступают  за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

б) состоят в  партиях и в других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

в) осуждены и  отбывают наказание в виде лишения  свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Закон о гражданстве  Российской Федерации 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (п. "в" ст. 11). В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее  имевшими гражданство Российской Федерации, закон понимает не бывших граждан  РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Закон устанавливает (ст. 16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, могут быть отклонены заявления о восстановлении в гражданстве лиц, которые:

а) выступают  за насильственное изменение основ  конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение  пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлениями о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состояли на военной службе, на службе в органах  безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и  отбывают наказание в виде лишения  свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным  законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного  источника средств к существованию  на день обращения с заявлением о  восстановлении в гражданстве Российской Федерации или в течение трех лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации.

1.4. Оптация

Приобретение  российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным  международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении государственной границы России.

Поскольку оптация  означает выбор гражданства, с точки  зрения конечного результата ее с  равным основанием можно рассматривать  и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Поэтому способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда соответствующие лица выбирают именно российское гражданство7.

В советском  законодательстве основания, предусмотренные международными договорами СССР, впервые упоминаются в качестве оснований (способов) приобретения гражданства СССР лишь в Законе о гражданстве СССР 1978 г. (п. 3 ст. 10). Однако в нем эти основания не расшифровывались. Аналогичным образом этот вопрос регулировался и в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (п. 3 ст. 13).

Закон о гражданстве  Российской Федерации 1991 г. рассматривал выбор гражданства (оптацию) в качестве одного из оснований приобретения гражданства (п. "е" ст. 12). В нем указывалось (ст. 21), что при изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определенные международным договором Российской Федерации.

В несколько  измененной форме воспроизводит  указанную статью действующий Закон  о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В нем установлено (ст. 17), что  при изменении Государственной  границы РФ в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Данная норма соответствует международной практике и ст. 19 Европейской конвенции 1997 г. об урегулировании вопросов гражданства путем заключения международных договоров.

Следует сказать, что в отечественной правовой литературе встречаются ошибочные суждения о праве граждан на выбор (оптацию) гражданства. Так, С.Н. Бабурин полагает, что в результате распада Советского Союза на карте мира появилось множество новых государств, и в процессе обретения ими своей независимости было нарушено право гражданина на выбор (оптацию)8. По его мнению, при переходе некоей территории от одного государства к другому или при получении независимости частью государства, до этого единого, у жителей такой территории возникает право выбора одной из трех моделей своего поведения, касающегося гражданства:

1) безусловное  право на получение гражданства  нового образовавшегося государства;

2) право сохранения  за собой гражданства страны - правопреемника прежнего государства  и выезда на территорию своего  государства;

3) возможность сохранить за собой гражданство прежней страны- правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства.

На самом  деле никакого абстрактного права граждан  на выбор (оптацию) гражданства не существует. Такое право возникает в определенных ситуациях и предоставляется гражданами в порядке и в сроки, определяемые соответствующим международным договором.

Необходимо  отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении  нации. Право на самоопределение предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих условиях в одно государство. Однако решая вопрос о своем государственном существовании, нация решает тем самым и вопрос о гражданстве своих членов. В этом и выражается, прежде всего, связь права наций на самоопределение с гражданством. Мнение отдельного лица в этом случае будет иметь правовое последствие только при условии, что его разделяет большинство нации. Таким образом, применительно к отдельному лицу право на самоопределение означает право такого лица на участие в решении нацией, к которой оно принадлежит, вопроса о своем будущем государственном существовании и, следовательно, о гражданстве своих членов9.

Разумеется, и  оптация может быть связана с  принципом самоопределения наций, в частности, при территориальных  изменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим  к разным нациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому, путем индивидуального выбора гражданства одного из этих государств сохранить или упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляется, в конечном счете, непосредственно заинтересованным лицам. При самоопределении какой-либо нации выбор гражданства носит производный характер, зависит от решения основного вопроса о будущем национальном государстве и осуществляется не в индивидуальном порядке, а всей нацией10.

Информация о работе Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства