Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:36, курсовая работа
Административный арест в системе административных наказаний Российской Федерации занимает существенное, исключительное место. В настоящее время необходимость научной разработки решения проблемы назначения административного ареста обусловлена кардинальными изменениями в российской правовой системе. Это связано, прежде всего, с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г1., который сделал существенный шаг в регулировании административно-процессуальных отношений по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР, но, вместе с тем, поставил новые задачи по устранению нерешенных процессуальных проблем.
Введение...………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административный арест в системе административных наказаний
1.1 Понятие, цели и виды административных наказаний……………………..6
1.2 Понятие и сущность административного ареста…………………………..9
Глава 2.Особенности назначения и исполнения административного ареста
2.1 Основания для назначения административного ареста…………..……….14
2.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста……………………………………………………………………………..17
2.3 Особенности обжалования и опротестования постановления о назначении административного ареста……………………………………………………...20
2.4 Особенности исполнения федерального закона «Об отбывании административного ареста»…………………………………………………….21
Заключение..…………………………………………………………………….26
Список используемых источников и литературы…………………
Следует заметить, что в ряде случаев игнорируемый срок административного задержания может быть значительным, и, следовательно, срок нахождения правонарушителя под арестом может необоснованно длиться больше срока, определенного конкретным постановлением для конкретного правонарушителя. Например, срок административного задержания при совершении мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП России) может составлять до 48 часов (ч. 4 ст. 29.6 КоАП России). Поэтому срок административного ареста должен исчисляться исключительно с момента задержания правонарушителя, постановление суда без указания времени начала срока отбывания административного ареста не может быть признано оформленным надлежащим способом15.
2.3 Особенности обжалования
и опротестования
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ст.30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.2 ст.30.5 КоАП РФ).
Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит правовой нормы, предусматривающей приостановление исполнения постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы на это постановление. Анализ некоторых норм КоАП РФ позволил выявить существенное противоречие. С одной стороны, согласно ст. 31.1 КоАП РФ, постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, а с другой – постановление необходимо исполнить немедленно (ст. 32.8), без предоставления гражданину права на обжалование. Если буквально понимать смысл ст. 31.1 КоАП РФ, то постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление или решение по жалобе, протесту не было обжаловано или опротестовано, после истечения срока, установленного для обжалования, или немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту. Очевидно, что указание статьи Кодекса – исполнить постановление немедленно – противоречит как Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному производству16.
2.4 Особенности исполнения федерального закона «Об отбывании административного ареста»
Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, в то же время к ним могут быть применены предусмотренные действующим законодательством ограничения.
Арестованные доставляются в специальные приемники органами внутренних дел, производившими их задержание. При поступлении в спецприемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При поступлении в специальный приемник арестованные проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинскими работниками с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных. В необходимых случаях медицинская помощь оказывается им в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.
Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Привлеченные к ответственности лица содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры специальных приемников оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отбывании наказания арестованные обеспечиваются на время сна индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.
Во время содержания в специальных приемниках правонарушителям разрешается получать передачи. Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом МВД России.
Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.
Отбывающие рассматриваемый вид административного наказания лица обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников.
Отбытие срока наказания влечет освобождение административно арестованного из специального учреждения. При освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста им выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения17.
В литературе в последнее время высказываются предложения, направленные на дальнейшую демократизацию административно-наказательной политики.
Применительно к теме настоящего исследования заслуживает внимания предложение о пересмотре законодательства об административной ответственности путем введения правовой нормы, предусматривающей возможность постановки вопроса о сокращении срока отбывания административного ареста в случае добросовестного поведения правонарушителя. Реализация в правотворческой деятельности настоящего предложения будет иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, если по обстоятельствам дела, с учетом личности правонарушителя, применение других мер будет признано недостаточным. Отсюда вытекает, что правонарушитель представляет для общества повышенную опасность и срок его наказания в виде административного ареста является обоснованным и вполне заслуженным. Следовательно, и сокращать срок отбывания данного наказания, длящегося, как правило, не более двух недель, представляется излишним, а может быть, и поспешным18. Думается, что в данном случае принцип неотвратимости наказания не будет выполнять своей функции.
С другой же стороны, в условиях построения правового государства органам правоприменения следует считаться с конкретными жизненными ситуациями, к которым можно отнести, к примеру, болезнь родственников, близких, занятость уходом за ними, предстоящую сессию в учебном заведении и прочие обстоятельства. Нельзя также исключать возможного ухудшения состояния здоровья самого правонарушителя. В этой связи на обсуждение широкой научной общественности учеными-административистами внесено заслуживающее внимания и необходимого осмысления предложение о возможности досрочного освобождения от дальнейшего отбывания административного ареста лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи и в установленном порядке имеющих открытый листок нетрудоспособности19.
Изложенные варианты возможного развития ситуаций в пределах сроков отбывания административного ареста, конечно же, должны находить должную реакцию в деятельности правоприменительных органов. Защита прав и законных интересов граждан, напомним, является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Существенной проблемой исполнения административного ареста в современных условиях российского общества является также материальная сторона правоприменения. Следует иметь в виду, что использование на различного рода работах административно арестованных лиц не может характеризоваться самоотверженным приложением их желания, сил, а также имеющегося опыта к выполнению требуемой работы. Во-первых, отсутствуют правовые механизмы должного воздействия должностных лиц на арестованных, сознательно уклоняющихся от выполнения данной работы. Во-вторых, что существенно, к ответственности в виде административного ареста привлекаются, как правило, не имеющие постоянного места работы, а следовательно, и необходимой трудовой квалификации. В-третьих, расходы, связанные с содержанием лиц, отбывающих данное наказание, значительно превышают те суммы, которые получает государство от выполнения ими работ во время отбытия административного ареста. Результаты изучения практики отбывания рассматриваемого наказания в современных условиях не вызывают малейшего сомнения, что за прошедшие годы ничего не изменилось в изучаемом направлении реализации судебных решений20.
Заключение
Среди ученых - административистов в последнее время нет единого мнения о целесообразности сохранения данного вида наказаний в российской системе административных наказаний. Более того, сомнения в необходимости административного ареста высказывались в вето Президента Российской Федерации, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проект принятого в декабре 2001 г. КоАП России. Однако при доработке проекта КоАП депутаты Государственной Думы проигнорировали высказанную точку зрения высшего должностного лица государства. Думается, что в данном случае было принято правильное, взвешенное решение. К тому же наказание в виде административного ареста предусмотрено принимаемыми в постсоветский период кодексами бывших союзных республик. И, наконец, заслуживает упоминания мнение В.Г. Татаряна, очень метко сделавшего по этому вопросу "сугубо практическое замечание, состоящее в том, что если изъять из правового оборота данное административное наказание, не дав взамен равноценную меру государственного принуждения, применяемую к наиболее злостным правонарушителям, то правоприменители в лице судей, должностных лиц органов внутренних дел останутся без достаточно эффективного средства влияния на оперативную обстановку в городах и населенных пунктах страны, т.к. применять, например, к неработающему мелкому хулигану или бытовому пьянице меру ответственности в виде административного штрафа не представляется возможным в силу хронической неплатежеспособности последних"21.
Как показывает практика применения административных наказаний, существует прямая связь между ростом мелкого хулиганства и практическим отказом от административного ареста на 15 суток. Стали меньше сажать - количество безобразий на улицах резко подскочило. Однако попасть за решетку сроком до 15 суток теперь станет гораздо легче. Первый заместитель министра внутренних дел Михаил Суходольский заявил, что милицейское ведомство должно расширить практику административных арестов - для предупреждения уличной преступности
В МВД вовсе не считают, что необходимо ужесточать законодательство. Просто надо чаще им пользоваться. Например, если перед милиционером стоит дилемма - оштрафовать нарушителя или добиться в суде его административного ареста, то чаша сомнений должна склониться в сторону ареста. В МВД надеются, что такая перспектива резко снизит количество так называемых мелких правонарушений, от которых люди страдают чаще всего. Например, приставание в пьяном виде к прохожим, драка, вызванная, так сказать, неприязненными отношениями, битье стекол в домах или автомобилях, даже простое появление в непотребном хмельном виде в общественном месте вполне может окончиться двухнедельной отсидкой22.
И наконец, как сообщил недавно министр юстиции Александр Коновалов, может быть увеличен срок максимального административного ареста как минимум до двух месяцев23
Список использованной литературы
I Нормативно-правовые акты.
1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.(с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. – 1993. - № 237, 2009. - №4831.
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.12.2008 № 247-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1, Рос. газ. – 2008. - № 4808.
II Специальная литература.
1) Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002. 1229 с.
2) Общее административное право : учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. – Воронеж : изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 848 с.
3) Бахрах Д. Н. Административное право : учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 2 изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2005. – 800 с.
4) Малько А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2007. – 300 с.
5) Козлов Ю. М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов. - М.: Юристъ, 2005. – 480 с.
16) Конин Н.М. Административное право Российской Федерации / Н. М. Конин, В. В. Журик, М. П. Петров ; под ред. Н. М. Конина. - М.: Норма, 2005. – 480 с.
7) Васильев В. Н. Административный арест: учебное пособие/ В. Н. Васильев Саратов : ГОУ ВПО «СГАП», 2005. – 23 с.
8) Парыгин Н. П. Исполнение административных наказаний : учеб. пособие / Н. П. Парыгин, В. В. Головко. – М. : Эксмо, 2006. – 128 с.
9) Татарян В.Г. Административный арест и его исполнение в свете кардинального реформирования административно-деликтного законодательства / В. Г. Татарян // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: сб. науч. тр. - М., 2002. 432 с.
10) Татарян В.Г. Генезис административно-деликтного законодательства: от общесоюзных основ до кодексов государств - участников СНГ об административных правонарушениях / В. Г. Татарян // Актуальные проблемы правовой реформы в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств: сб. науч. тр: М., 2002. – 242 с.
11) Дугенец А. С. Административный арест / А. С. Дугенец // Российский следователь. – 2004. - № 2. – С. 13-14.
12) Дугенец А. С. Оптимизация системы административных наказаний / А. С. Дугенец // Административное право и процесс. – 2007. - № 3. – С. 5.
13) Головко В. В. Исполнение административного наказания / В. В. Головко // Законность. – 2008. - № 2. – С. 39-40.
14) Фалалаев М. Назад на 15 суток / М. Фалалаев // Рос. газ. – 2008. – 8 авг. – С. 8.
Информация о работе Особенности назначения и исполнения административного ареста