Политический режим в современной России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.1

Содержание

Введение

1. Политический режим в современной России

1.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России

1.2. Осуществление власти в современной России

1.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

1.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России

2. Политические режимы советского государства

2.1. Политический режим

2.2. Ленинско-большевистский политический режим

2.3. Сталинско-большевистский политический режим

3. Политическая власть в России: проблема легитимности

3.1. Роль политической власти в России

3.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России

3.3. Легитимность государственной власти в современной России

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)

 

  Несмотря на условия гражданской  войны, а может быть благодаря им, внутри большевистского политического режима соблюдались определенные нормы относительной демократии и товарищеские взаимоотношения. Эта характеристика ленинского режима прослеживается в годы осуществления новой экономической политики, либерализации хозяйственных отношений в обществе и становления рыночного механизма. Однако данная тенденция начинает активно свертываться с середины 20-х гг. и заменяться противоположной, авторитарно-бюрократической.

 

 

2.3. Сталинско-большевистский политический режим

 

 

  После ухода В.И.Ленина с политической  арены развернулась острая внутрипартийная  борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В.Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима.13 Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского как сталинско-большевистский политический режим. Несмотря на преемственность и общие черты режимов совершенно очевидны и отличия достаточно принципиального свойства.

 

  В период осуществления новой  экономической политики, разрешившей  развитие частнособственнических  тенденций в экономике и узаконившей  экономический плюрализм, режим  диктатуры большевизма не носил  законченного тоталитарного характера.  В рамки нэпа умещалась электрификация  народного хозяйства, трудовая  кооперация, начало культурной революции,  планирование экономики и сближение  трудящихся классов. Но плюрализм  в экономике и диктатура в  политике не могли развиваться  параллельно, так как были несовместимы  в перспективе, и поэтому объективно  требовалось либо введение многопартийности  в соответствии с многоукладностью экономики и отказ большевизма от диктатуры, либо ее укрепление и ликвидация нэповского экономического плюрализма. Логика развития страны как осажденной крепости предопределила второй вариант развития политической системы.

 

  Традиционные для крестьянской  ментальности царистско-вождистские ориентации были в полной мере и абсолютно сознательно использованы И.В.Сталиным, сформировавшим с помощью пропаганды культ своей личности как непогрешимого вождя. Было официально объявлено, что в СССР построен в основном социализм, что не соответствовало действительности, так как социалистические идеалы народовластия были далеки от осуществления. Наряду с этим существовали отдельные элементы социалистического характера, например общественно-государственная собственность на средства производства. В трудовых коллективах и массовом сознании всего общества воспроизводились в модернизированной коммунистической форме традиционные принципы общности, солидарности, приоритета нематериальных стимулов. Масштаб распространения в народе социалистического сознания закономерно связывался с тем, что, во-первых, среди населения испокон века зиждились духовно-нравственные ценности справедливости, добра, патриотизма, коллективизма, духовности. Во-вторых, кризис церкви и развитие атеизма лишали православную религию возможности контролировать эгалитаристские тенденции нации.

 

  Не случайно большевизм трактуется  некоторыми исследователями как  хилиазм христианства или ересь  православия. Н.А.Бердяев справедливо  считал советско-коммунистический  строй естественным следствием  всей истории России.14 Сталинско-большевистский режим объективно продолжил дело форсированной индустриализации, начатой еще при Витте в дореволюционный период и при всех эксцессах обеспечил форсированное вхождение страны в индустриальное общество.

 

  При всех недостатках и пороках  сталинский режим объективно  выполнил главную задачу - спасения  во время второй мировой войны  всего человечества от фашизма,  что было признано союзниками  СССР - западными демократиями в  лице их лидеров - Черчилля  и Рузвельта.

 

  В годы Великой Отечественной  войны советская государственность  дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в  коммунистическую идеологию национально-патриотических  лозунгов. Сталин разочаровался  в идее мировой революции и  распустил Коминтерн, отказался  от политики воинствующего атеизма  и признал исторические духовно-культурные  ценности России великим достоянием  СССР. В итоге возник тот сплав  приверженности трудящихся советскому  социалистическому строю с многовековыми  патриотическими традициями русских  и других народов нашей родины, который и обеспечил победу. Однако  сталинский режим несет и свою  долю ответственности за неоправданно  высокие потери. Хотя на фронтах  погибло 8,5 миллионов военнослужащих, что сопоставимо с потерями  интервентов, но, кроме того, фашистами  было истреблено 20 миллионов мирных  жителей и военнопленных, а  в итоге было уничтожено целое  послеоктябрьское поколение советских  людей, что имело далеко идущие  последствия.15

 

  В этот период чрезмерная централизация  режима, наконец, получила известное  оправдание. В то же время, по  мнению ряда историков, в годы  войны произошло ослабление диктаторского  режима и повышение степени  самостоятельности и ответственности  исполнителей на местах. Следует  подчеркнуть, что И.В.Сталин несёт  персональную ответственность за  многие поражения и просчеты  начального этапа войны, но  он неотделим как Верховный  Главнокомандующий и от побед  заключительного этапа. Блестящую  объективную характеристику Сталину  дал Черчилль в своей известной  речи в британском парламенте. Великую и страшную фигуру  Сталина невозможно рассматривать  вне реальной истории советского  государства со всеми его победами  и поражениями.

 

 

3. Политическая власть в России: проблема легитимности

 

 

3.1. Роль политической власти в  России

 

 

  Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место  в политической науке.16 Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

 

  Власть в России постоянно  стремилась к трансформации исторического  сознания и менталитета, пытаясь  создать соответствующие структуры,  оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами  стали, прежде всего, этатизм  и патернализм, которые являются  в известной степени универсальными  в массовом сознании российского  народа.

 

  Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики  государства как высшего результата  и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства  в экономической и политической  жизни общества.

 

  Патернализм – это отеческая  забота со стороны государства  по отношению к своим гражданам.17

 

  Отношение к государственной  власти в России обусловливается  этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных тради­ций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это - конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.

 

  Патернализм берет начало со  времен Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных.

 

  Кроме того, следует учитывать  и своеобразие сложившегося еще  в эпоху Московского царства  «вотчинного государства». Московские  князья, русские цари, а затем  советские вожди, обладавшие огромной  властью, были убеждены в том,  что вся страна является их  собственностью, так как создавалась,  строилась и перестраивалась  по их повелению.

 

  Одним из центральных моментов в процессе формирования Московской субцивилизации, ее политической культуры и национально-государственной идеи был социально-экологический кризис XIV в., спровоцированный демографическим ростом, неблагоприятными климатическими условиями, чрезмерной антропогенизацией ландшафта, что привело к резкому сокращению технико-экономических возможностей подсечно-огневого земледелия.

 

  Этот кризис заставил русских  людей выйти из леса, превратив  их в сельских и деревенских. Они оказались вовлеченными и хозяйственно, и культурно в состав соседской общины, а через церковь и государство - в жизнь всего российского социума. Постепенно стала преодолеваться «разорванность» общества и культуры на две части - мира крестьян-полуязычников, хозяйствовавших по технологии подсечно-огневого земледелия, и христианско-православного мира князей, церкви, горожан, крестьян ополий, территорий пашенного земледелия.

 

  Специфика состояла также в  том, что особая роль внешних  факторов вынуждала правительство  выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали  социально-экономические возможности  страны. Поскольку эти цели не  вырастали органическим образом  из внутренних тенденций ее  развития, то государство, действуя  в рамках старых общественно-экономических  укладов, для достижения «прогрессивных»  результатов прибегало в институциональной  сфере к политике «насаждения  нового сверху» и к методам  форсированного развития экономического  и военного потенциала.

 

  Опыт реформ в России и других  странах свидетельствует о том,  что для успешного их проведения  требуется соблюдение, по крайней  мере, двух условий.

 

Во-первых, реформы должны соответствовать  социокультурному пространству, в котором они осуществляются, то есть быть санкционированы ментальностью различных социальных групп и культурными архетипами индивидов. Если инновации не воспринимаются как необходимое и конструктивное, не вызывают положительных эмоций, а, наоборот, провоцируют массовое дискомфортное состояние, то это может вызвать всплеск социальной агрессивности у определенной части населения.

 

Во-вторых, реформы могут успешно проводиться  только легитимной государственной  властью, которая в состоянии  согласовать ценностные ориентации различных групп населения по поводу целей и средств преобразований и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации.

 

  Эти два условия проведения  реформ тесно связаны между  собой, поскольку речь идет, прежде  всего, о ценностном обосновании  социальных инноваций и реформаторской  деятельности самой государственной  власти.

 

 

3.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России

 

 

  Государственная власть в выполнении  своих функций может основываться  на силе или легитимности. В  первом случае «управляющие»  стремятся реализовать принятые  решения вопреки желанию «управляемых»,  во втором, наоборот, — опираясь  на их добровольное согласие  или даже солидарность. Государственная  власть не может долгое время  опираться на силу: «штыки хороши  всем, кроме одного, - на них нельзя  сидеть». Такая власть не может  быть в длительной перспективе  социально-эффективной, ибо «управляемые»  внутренне не расположены к  реализации принятых властью  решений.

 

  Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной.18 Власть легитимна в том случае, если «управляемые» признают за ней право управлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент. Юридически правовая законность свидетельствует о легальности власти.

 

  Легитимация государственной власти  представляет собой взаимообусловленный  процесс, с одной стороны, «самооправдания»  и рационального обоснования  собственной власти со стороны  «управляющих», с другой - «оправдания»  и признания этой власти со  стороны «управляемых».

 

  Легитимность государственной власти  не может носить всеобщего  характера, поскольку в обществе  всегда есть социальные группы, которые негативно относятся  к ней и ее политике.

 

  Легитимность обладает свойством  изменять свою интенсивность,  т.е. характер и степень поддержки  власти, поэтому можно говорить  о кризисах легитимности. Под  кризисами понимается такое падение  реальной поддержки органов государственной  власти или правящего режима  в целом, которое влияет на  качественное изменение их ролей  и функций. В настоящее время  не существует однозначного ответа  на вопрос: есть ли абсолютные  показатели кризиса легитимности  или это сугубо ситуативная  характеристика политических процессов?  Так, ученые, связывающие кризис  легитимности режима с дестабилизацией  политической власти и правления,  называют в качестве таких  критериев следующие факторы:19

 

- невозможность органов власти  осуществлять свои функции или  присутствие в политическом пространстве  нелегитимного насилия(Ф. Били);

 

 

- наличие военных конфликтов и  гражданских войн (Д. Яворски);

 

- невозможность правительства адаптироваться  к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

Информация о работе Политический режим в современной России)