Понятие административно-правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, способов их регулирования. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
.1 Понятие административно-правовой нормы
.2 Виды норм административного права
.3 Система административного права
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.1 Понятие и особенности административного правоотношения
.2 Виды административно-правовых отношений
.3 Структура административного правоотношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

административно правовые отношения и нормы.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

. Административные правоотношения  отличают особый административно-правовой  порядок разрешения споров участников  правоотношений и своеобразный механизм действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения.

Первая из особенностей заключается в том, что разрешение спорных ситуациях, возникающих  в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих на этот раз между лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли - в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы. Однако не следует забывать, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, в том числе на судебное обжалование решений и действий субъектов государственного управления.

Административная ответственность  в отличие, скажем, от гражданско-правовой, наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно  перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной. Различие между основаниями для привлечения к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени тяжести совершенного правонарушения.

 

2.2 Виды административно-правовых  отношений

 

В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным  основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают  попытки классифицировать административно-правовые отношения.

Самая распространенная классификация - по признаку характера отношений, возникающих между субъектами. Данный критерий обусловливает выделение горизонтальных и вертикальных административных правоотношений. Первые из них возникают, как правило, в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вторые же имеют место в ситуациях, когда одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления.[6]

Этот же классификационный  критерий лежит в основе подразделения  административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего  широкое распространение в 80-е гг. ХХ в.[6]

К субординационным относятся  отношения, базирующиеся на властных правомочиях  одного из субъектов в отношении  другого (субординация, соподчинение субъектов  правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

· административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;

· административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

· административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

· административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.[3]

В своих работах Н.М. Конин подразделяет административные правоотношения на следующие группы:

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные  отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные  контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в  результате осуществления контрольной  общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который  в отличие от обычного функционального  контроля наделен рядом особенностей.

г) административно-юстиционные  организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в  результате осуществления судебного  контроля за законностью решений  и действий государственной и  местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.[8,С.73]

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно  помнить о природе и особенностях административных правоотношений в  целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.

 

2.3 Структура административного  правоотношения

административный  правовой норма

Согласно разработкам  в области общей теории права  в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Субъектами административного  правоотношения являются два и более  участника, как минимум один из которых  выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен  специальной компетенцией в области государственного управления. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо (другой коллективный субъект), на которое распространяет свое действие норма административного права.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, пенсионеры, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические  лица, в том числе и различные  государственные органы. Им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса.

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления", "субъект административного права" и "субъект административного  правоотношения" не идентичны. Субъект  административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения - это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъект государственного управления - это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства субъект управления - это всегда субъект административного права, однако, не исключаются ситуации, в которых управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Субъектом административно-правового отношения может быть как субъект управления, так и его объект, т.е. в буквальном смысле - лицо, на которое направлено управляющее воздействие. Поэтому объемы указанных понятий также неравнозначны.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. Согласно разработкам теории права монистическая концепций утверждает, что объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время плюралистическая концепция утверждает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов.[5]

В административном праве  также существуют разногласия по вопросу об объекте административно-правового  отношения. Одни признают в качестве объекта любого правового отношения  действия, поведение людей, в то время как другие выделяют два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей.[5]

Существует также мнение, согласно которому существует непосредственный (действия и поведение) и отдаленный объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административного  правоотношении.

Для того чтобы яснее представить себе объект правоотношения, возникающего на основе нормы административного права, нужно понять, на что собственно направлено государственное управление, реализуемое в этом правоотношении. Государственное управление направлено на приведение частного и корпоративного интереса в соответствие с общественным, государственным, а значит, на корректировку поведения частных лиц и их объединений в соответствии с принципами государственного и общественного устройства. Следовательно, и объектом административного правоотношения может быть только соответствующее поведение субъектов правоотношения. Между тем его предметом может быть все, что угодно.

Содержание административно-правовых отношений составляют субъективные права и юридические обязанности  субъектов правоотношения. Понятия эти не нуждаются в особом пояснении в рамках теории административного права. Однако следует иметь в виду, что властный характер административных правоотношений не препятствует наличию юридических обязанностей у властных субъектов правоотношения. Более того, все субъективные права субъектов государственного управления так или иначе связаны с их публичными обязанностями, поэтому их волеизъявление при реализации своих субъективных прав в административном правоотношении в значительной степени ограничено. Этим в частности, объясняется ситуация, в которой чиновник, налагая арест на имущество или отнимая ребенка у матери, лишенной родительских прав, идет против собственной воли, реализуя субъективное право.

Информация о работе Понятие административно-правовой нормы