Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:00, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России.

Вложенные файлы: 1 файл

Админ.право.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

    Вторая  группа характеризуется тем, что  такие отношения хотя и возникают  непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью  непосредственное управляющее воздействие  субъекта на управляемый объект. К  примеру, отношения между двумя  сторонами, функционирующими в сфере  государственного управления, но не связанные  между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д. 

    Субординационные  и координационные  административные правоотношения.

    Выделяют  так же субординационные и координационные  административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых  названная авторитарность отсутствует.

    Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации  координирует деятельность министерств  и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые  этим органом решения обязательны  для иных исполнительных органов  Российской Федерации.

    Наиболее  значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия их участников. Таким  образом, выделяются вертикальные и  горизонтальные правоотношения. 

    Вертикальные  горизонтальные правоотношения в административном праве.

    Вертикальными признаются правоотношения, которые  выражаю суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом  и объектом управления. Часто они  возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает  соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган  государственного управления).

    Горизонтальными административно-правовыми отношениями  признаются те, в рамках которых  стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой. Такие  отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями  таких отношений могут служить  действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.  

    Внутриаппаратные  и внеаппаратные  правоотношения.

    По  составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и  внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”. 

    Особенности административно-правовых отношений.

    Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой  для их отграничения от других видов  правоотношений. Естественно, что эти  особенности обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.

    В самом общем виде административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой.

    Налицо  выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они  представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае —  административно- правовую окраску.

    В чем же конкретно состоят особенности  административно-правовых отношений:

    1). Административно-правовые отношения  в отличие от иных правовых  отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть — подчинение» и это связано с доминированием принципа юридического неравенства сторон. Это действительно так, ибо административно-правовое отношение по общему правилу невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны. Данный признак предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

    2).Административно-правовое отношение имеет специфическое субъектное выражение, т.е. в нем есть субъект наделенным властными полномочиями (необходимых для осуществления задач и функций управленческой деятельности) и возможностями их практического использования, формулирующий соответствующие волеизъявления, адресуемые обязанной стороне.

    Фактически  все это означает, что в административно-правовых отношениях прямо и непосредственно  выражается публично-правовой. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они по силам только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера.

    Из  этого, в частности, вытекает и следующая  особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать  между гражданами или негосударственными объединениями.

    3). Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой Управляющей воле. С одной стороны — авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой — подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. А отсюда следует, что объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых сфере реализации управленческой деятельности.

    4). Административно-правовые отношения,  будучи по своей сути управленческими,  имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения либо  прекращения. Это — сфера государственного  управления понятие, границы которого  и раньше, и в современных условиях  определяются объемом и направленностью  практической деятельности по  реализации государственного управления. Частично о ней можно судить, например, руководствуясь ст. 114 Конституции  РФ, в которой в самой общей  форме определяются основные направления деятельности Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть в РФ, находясь на вершине ее системы.

    Следовательно, сфера государственного управления охватывает все основные направления  экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы сотни  тысяч различного рода производственных и непроизводственных, государственных  и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает  широчайший простор для административно-правовых отношений, живительной базой для  которых является управляемая сфера  государственной и общественной жизни.

    5).Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае — административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.) отношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.).

    6) Для возникновения административно-правовых  отношений предусматриваются определенные  условия (в связи с широтой  государственного управления). Информация  о них содержится в соответствующих  административно-правовых нормах, регламентирующих  деятельность тех или иных  управленческих органов (должностных  лиц), или порядок совершения определенных  действий третьими лицами (например, гражданами). В этом смысле внимания  заслуживают два весьма существенных  момента:

    а) Административно-правовые отношения  возникают непосредственно в  связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Это означает, что имеются  в виду, прежде всего те нуждающиеся  в упорядоченности отношения, в  которых соответствующий субъект  исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо) проявляет  себя как функционально, так и  компетенционно именно в качестве такового.

    б) административно-правовые отношения  возникают также непосредственно  по поводу осуществления исполнительными  органами (должностными лицами) не любых  функций, а исключительно управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в  роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции   право, юридически его «обслуживающее», становятся беспредметными-

    7).Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными. Это качество  выражает их прямую связь с  практической реализацией функций  органов управления (исполнительной  власти), которые по своему назначению  направлены прежде всего на  организацию процесса правоисполнения.  Именно в рамках административно-правовых  отношений и происходит обеспечение  этого процесса структурными (например, образование федерального органа  исполнительной власти), кадровыми  (например, назначение на государственные  должности государственной службы), материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного  управления вряд ли в состоянии  действовать реально и эффективно.

    Характерно, что административно-правовые отношения  несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах:

    а) «самоорганизация», т.е. организация  собственной работы всего исполнительного  аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений  между различными звеньями системы  исполнительных органов (например, повышение  эффективности взаимодействия территориальных  органов, представляющих интересы РФ, с органами исполнительной власти ее субъектов и т.п.);

    6) организация, выходящая за рамки  ее первого варианта и реализуемая  в административно-правовых отношениях  с участием иных коллективов  и людей, так или иначе соприкасающихся  со сферой государственного управления (например, регистрация возникающих  негосударственных структур, создание  условий для реализации конституционных  прав и свобод граждан и  т.п.).'

    По  этим основным направлениям через возникающие  административно-правовые отношения  исполнительная власть получает возможность  оказывать повседневное регулирующее и организущее воздействие на поведение управляемых.

Информация о работе Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений