Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:00, реферат
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России.
Вторая
группа характеризуется тем, что
такие отношения хотя и возникают
непосредственно в сфере
Субординационные и координационные административные правоотношения.
Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.
Наиболее
значительный интерес представляет
классификация административно-
Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве.
Вертикальными
признаются правоотношения, которые
выражаю суть административно-правового
регулирования и типичных для
государственно-управленческой деятельности
субординационных связей между субъектом
и объектом управления. Часто они
возникают между соподчиненными
сторонами. Властной стороной выступает
соответствующий субъект
Горизонтальными
административно-правовыми
Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.
По
составу участников правоотношения
подразделяются на внутриаппаратные и
внеаппаратные. В внутриаппаратных
отношениях соответствующие юридические
нормы закрепляют систему органов исполнительной
власти, организацию службы в них, компетенцию
органов и служащих, их взаимоотношения,
формы и методы внутриаппаратной работы
в государственных органах. Такого рода
управленческие отношения выражают интересы
самоорганизации всей системы исполнительной
власти сверху донизу, а также каждого
ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные
исполнительные органы и их структурные
подразделения, а также должностные лица.
Сюда же можно отнести отношения органов
исполнительной власти с подчиненными
им организациями, а также отношения администраций
организаций, деятельность которых регулируется
административным правом (воинские части,
вузы и др.) с их служащими, учащимися и
т.д. Во втором случае выступают отношения,
связанные с непосредственным воздействием
на объекты, не входящие в систему (механизм)
исполнительной власти (например, на граждан,
на общественные объединения, коммерческие
структуры, включая частные). В принципе
это и отношения по управлению государственными
предприятиями и учреждениями, так как
они не являются субъектами исполнительной
власти. Вторая сторона такого рода отношений
фактически выступает в роли “третьего
лица”.
Особенности административно-правовых отношений.
Административно-правовое
отношение имеет ряд
В
самом общем виде административно-правовое
отношение представляет собой урегулированное
административно-правовой нормой управленческое
общественное отношение, стороны которого
выступают в качестве носителей
взаимных прав и обязанностей, установленных
и гарантированных
Налицо выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае — административно- правовую окраску.
В чем же конкретно состоят особенности административно-правовых отношений:
1).
Административно-правовые
2).Административно-
Фактически все это означает, что в административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражается публично-правовой. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они по силам только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера.
Из
этого, в частности, вытекает и следующая
особенность административно-
3). Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой Управляющей воле. С одной стороны — авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой — подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. А отсюда следует, что объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых сфере реализации управленческой деятельности.
4).
Административно-правовые
Следовательно,
сфера государственного управления
охватывает все основные направления
экономической, социально-культурной
и административно-политической работы,
в которой задействованы сотни
тысяч различного рода производственных
и непроизводственных, государственных
и негосударственных
5).Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае — административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.) отношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.).
6)
Для возникновения
а)
Административно-правовые отношения
возникают непосредственно в
связи с практической деятельностью
исполнительных органов по реализации
возложенных на них исполнительно-
б)
административно-правовые отношения
возникают также
7).Административно-
Характерно, что административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах:
а) «самоорганизация», т.е. организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений между различными звеньями системы исполнительных органов (например, повышение эффективности взаимодействия территориальных органов, представляющих интересы РФ, с органами исполнительной власти ее субъектов и т.п.);
6)
организация, выходящая за
По этим основным направлениям через возникающие административно-правовые отношения исполнительная власть получает возможность оказывать повседневное регулирующее и организущее воздействие на поведение управляемых.
Информация о работе Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений