Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа
Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Введение…………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правовых методов государственного управления……………………………..4-6
2 Классификация административно-правовых методов….7-12
3 Виды административно-правовых методов государственного управления ……………………………………………….13-15
3.1 Метод убеждения………………………………………….....16
3.2 Метод принуждения……………………………………...17-21
Заключение………………………………………………………….22-23
Библиографический список…………………
Вместе с тем, государственное регулирование может реализовываться и путем издания индивидуальных правовых актов управления в отношении определенных субъектов государственной власти. Они, в свою очередь, выполняя эти правовые акты управления, создают условия, стимулирующие необходимое управляющей стороне поведение не участвующей непосредственно в управленческих отношениях третьей стороны. Таким образом, прямого управленческого воздействия управляющей стороны на управляемую третью сторону нет, тогда как цель управления достигается.
Социально
– психологические методы управления
заключаются в воздействии на
управляемые стороны с учетом
особенностей их психологии и проявляются
в системе отношений «
Социально – психологические методы подразделяются на:
-
социологические (методы
-
психологические (методы
В
юридической литературе выделяют также
классификацию методов
- на общие методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление);
- специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).
Кроме того, выделяется уже упомянутая классификация методов прямого и косвенного воздействия управляющей стороны на волю управляемой стороны, а также правовых и неправовых методов государственного управления.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
3.
Виды административно-правовых
методов государственного
управления
В соответствии с базовой классификацией методов государственного управления существуют два вида административно – правовых методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом, основывающееся на использование силы, а иногда и крайних форм насилия.
Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение – убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.
Выделяемые наряду с указанными методами в качестве самостоятельного метод стимулирования4, по нашему мнению, является лишь разновидностью метода убеждения, поскольку характеризуется теми же принципами управленческого воздействия.
Вместе с тем четкое разграничение методов государственного управления на убеждение и принуждение имеет важное практическое значение (особенно в повседневной деятельности соответствующих должностных лиц, уполномоченных применять меры административного принуждения).
Исследование методов убеждения и принуждения в государственном управлении, учитывая большую практическую значимость вопроса, представляется целесообразным использовать определение государственного управления как вида подзаконной, исполнительно – распорядительной деятельности специально уполномоченного на то субъекта (органа государственного управления).
Обозначение двухполюсной шкалы «убеждение – принуждение» показательно для раскрытия сути функционирования механизма государственного управления, но вряд ли достаточно для четкого разграничения метода убеждения и метода принуждения.
Убеждение является главным методом деятельности. Проявляется оно в использовании средств воспитания, разъяснения, пропаганды лучших примеров, поощрения за добросовестную работу, материальное стимулирование. Принуждение традиционно характеризуется как вспомогательный метод, используемый тогда, когда средства убеждения оказываются нерезультативными, т. е когда нарушаются требования правил, действующих в сфере государственного управления.5
В административно – правовых методах получают свою конкретизацию средства убеждения и принуждения с учетом специфики государственно-управленческой деятельности.
Можно выделить следующие три вида методов в зависимости от конкретных целей соответствующих действий.
Таким
образом, следует признать, что убеждение
и принуждение как наиболее общие
методы государственного управления могут
проявляться в различных
3.1
Метод убеждения
Метод убеждения – это способ воздействия, когда управляемый объект совершает социально требуемые действия в результате принятия самостоятельного решения, вызванного определенными соображениями морального и материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций. Таким образом, основа данного метода – создание предпосылок для возникновения у управляемых ощущения (сознания) необходимости проведения тех или иных мероприятий, правильности и целесообразности совершения определенных действий6.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс в необходимости должного поведения участников управленческих отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им поняты. Убеждение выступает как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины7.
Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания.
Существуют различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращение, личный пример, моральное и материальное стимулирование.
3.2
Метод принуждения
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого - либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в тех случаях, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер8.
Принуждение
– это центральный метод
На принуждение основано построение и функционирование всего государственного организма. Его наиболее ярким проявлением является административная ответственность как негативное последствие неправомерных действий, нарушающих властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления.
Опыт
использования методов
- принуждение эффективно лишь в том случае, когда оно применяется к меньшинству при применении к большинству метода убеждения;
-
метод убеждения является
-
принуждение должно всегда
В обществе существуют различные виды принуждения: административное, уголовное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое.
Из всех видов принуждений основным является административное принуждение, так как именно оно в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное – является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждение оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).
Информация о работе Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления