Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Право – это система формально-определенных, общеобязательных и специально обеспеченных норм, установленных и санкционируемых государством для регулирования тех или иных общественных отношений.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), во-первых, характеризуемых определенной логической структурой (если-то-иначе); во-вторых, определяющих границы, рамки дозволенного и запрещенного.
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, выражающегося в виде неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovy_prava.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

С законностью тесно связан правовой порядок, под которым подразумевается  состояние упорядоченности общественных отношений при помощи, на основе и путем реализации права (закона). Поскольку речь идет об устанавливаемом и достигаемом с помощью права порядке в общественных отношениях, без законности нет правопорядка, и наоборот, не бывает правопорядка вне законности. Именно благодаря требованием законности происходит правовое упорядочивание общественных отношений, провозглашенные от имени государства правила поведения становятся нормами повседневной жизни, формируется правовой порядок в стране.

 

Конституционное право  как отрасль: предмет, методы, источники

Конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует базовые общественные отношения в двух основных сферах: 1. связанных с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом; 2. связанных  с  организацией государства и  функционированием публичной власти.

Как и всякая отрасль права, конституционное  право воздействует на регулируемые общественные отношения с помощью  разнообразных правовых приемов, средств  и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или Поведения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15).

В то же время конституционное право  содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117).

Таким образом, конституционное право  России можно определить как ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной  жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

 

Сущность и юридические  свойства Конституции. Виды Конституций.

В переводе с латинского означает – устанавливаю, утверждаю. В юридическом  значении К – это документ учредительного характера. Первые К были приняты  в США в 1787 г., затем во Франции и Польше в 1791 г.

Конституция - это  основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические  свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: выступление в качестве основного закона государства; юридическое верховенство; выполнение роли основы всей правовой системы страны; стабильность.

Иногда к свойствам  конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РФ является основным законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РФ является ядром правовой системы  государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.

Стабильность  конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств - Великобритании, Индии, Новой Зеландии и других - где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

Сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, основного закона государства вообще и базовых принципов конституционного строя.

Конституция РФ представляет собой единый документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

 

Основы конституционного строя  Российской Федерации

Конституционный строй можно определить как правопорядок, при котором  соблюдается демократическая конституция государства.

Основы конституционного строя закреплены в гл. 1 Конституции  РФ. Эти принципы лежат в основе всей иерархии правовой системы государства.

Конституция РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем  не менее их можно объединить в определенные группы – закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

Российская Федерация  является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение  России демократическим государством является принципиально важным для  страны. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что: единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России; власть в стране осуществляется   в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами -  прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание  и реальное осуществление прав и  свобод человека в стране на уровне международных стандартов.

Конституция РФ полностью соответствует  характеристикам правового государства, поскольку: признает основные неотчуждаемые  права и свободы человека в  качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов; закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом; устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Закрепление в ст. 1 Конституции  РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы  правления означает, что: государственная  власть в России    осуществляется только выборными органами (либо, по крайней мере, органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству; переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону; монархическая форма правления не может закрепляться ни в одном из субъектов РФ.

В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции РФ, статья 7 Основного закона провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции 1993 года это понятие употреблено впервые.

Социальное государство стремится  к созданию равных возможностей для  всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение минимума социальных благ (обеспечивающего, по крайней мере, существование, не унижающее человеческое достоинство).

Основные направления социальной политики Российской Федерации как  социального государства конкретизированы в части 2 статьи 7 Конституции РФ - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве - гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.

Рассмотренные выше конституционные  характеристики Российского государства  дополняются положением статьи 14 Конституции  РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества (что проявляется в том числе и в некоторых нормативных положениях и вызывает справедливую критику), Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

С рассмотренными характеристиками Российского  государства тесно и непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти — единство и разделение власти, определение народа в качестве единственного источника власти на всех уровнях, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Можно утверждать, что в российской Конституции (как и во многих государствах) закреплен один принцип - единства и  разделения государственной (публичной) власти. Власть в Российской Федерации едина, едина по источнику (многонациональный российский народ) и целям деятельности (обеспечение прав и свобод человека). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые, являясь самостоятельными в пределах своей компетенции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживая необходимый баланс власти.

В соответствии со статьей 3 Конституции  РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах — непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

 

Система органов государственной  власти РФ

Государственный орган – это  гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент является главой государства, выступает в качестве гарантом Конституции  РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование органов госвласти.

Информация о работе Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права