Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:01, реферат
Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.
Введение 3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 5
2. Порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы и органы самоуправления 10
3. Гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Действующее законодательство
под обращениями граждан
Предложение – обращение конкретного характера, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений. Предложения направлены также на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни государства и общества. Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.
Граждане могут обращаться
к любому субъекту права законодательной
инициативы, которые определены ч. 1
ст. 104 Конституции РФ и соответствующими
статьями конституций (уставов) субъектов
Российской Федерации, с предложениями
по совершенствованию
Заявление – вид обращения гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией РФ и российским законодательством.
К письменному обращению
предъявляются следующие
В первую очередь в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому попадается обращение и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержит своеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Как правило, гражданин России имеет отчество. Думается, данный подход реализован для случаев подачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. В вводной части указывается так же адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.4
В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы на которых основываются просьбы и предложения, а так же сами просьбы и предложения.
Завершая обращение, гражданин
ставит свою подпись (как правило, в
скобках указывается
В подтверждение изложенных
в обращении обстоятельств и
требований, гражданин может приложить
к обращению копии любых
Письменные обращения желательно подготовить в двух экземплярах – на втором экземпляре ставиться подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а так же дата принятия. Впоследствии, данный экземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд. Положение о порядке рассмотрения обращений граждан (утв. Решением Саратовской городской Дума от 21 декабря 2005 г. № 68-655) прямо требует подготовки двух экземпляров обращения. Согласно ч 4.6 данного нормативного акта, письменные обращения граждан направляются в двух экземплярах. На одном экземпляре поступившего обращения в нижнем свободном углу на первой странице ставится штамп с указанием даты, номера служебного телефона и полной фамилии принявшего обращения сотрудника: данный экземпляр обращения возвращается заявителю. На втором экземпляре поступившего обращения в правом нижнем углу ставится штамп с указанием даты и регистрационного номера. Обязательные реквизиты регистрации вносятся в учетную карточку: фамилия, имя, отчество заявителя, дата поступления, подробный адрес заявителя, регистрационный номер обращения, состоящий из индекса структурных подразделений органов местного самоуправления города и порядкового номера, краткое содержание вопроса, фамилия руководителя органа местного самоуправления в соответствии с распределением обязанностей между руководителями органов местного самоуправления города.
Федеральный закон от 10.01.2002
г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой
подписи» определяет информационные системы
общего пользования как информационные
систем, которые открыты для
К числу таких информационных систем, в первую очередь относятся телекоммуникационные сети (Internet, Fidonet и другие сети, обеспечивающие доступ неограниченному кругу лиц) в настоящий момент многие государственные органы и органы местного самоуправления имеют сайты в сети Internet, а так же «почтовые ящики» электронной почты, на которые гражданами могут подаваться по сетям обращения. Создание государственными органами своих сайтов связано с принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2002 – 2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) отмечалось, что развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Важным результатом распространения информационных и коммуникативных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных и коммуникативных технологий, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.5
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникативных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникативных технологий. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития информационных и коммуникативных технологий (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны. В качестве одной из важных задач, решение которых необходимо для достижения целей Программы, указана необходимость повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
Обращения, поданные по информационным системам общего пользования, должны рассматриваться в общем, предусмотренным комментируемым законом порядке. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти закрепляет основы рассмотрения подобных обращений: Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращения), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении, после чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Ответ на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
В Правительство Российской
Федерации была проделана большая
работа по разработке правил приема обращений
граждан через официальный сайт
Правительства. Предлагаемый «Порядок
рассмотрения обращений граждан, направленных
через официальный сайт Правительства
Российской Федерации» расположен на
самом Интернет-ресурсе
Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Правительства Российской Федерации, обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации.
Обращения граждан, поступившие
в электронном виде, в соответствии
с действующим
Обращения (запросы) в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются.
Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации оставляет за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.
Ответ на обращение (запрос) направляется заявителю, как правило, в электронном виде.
Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Обращения и переписка в электронном виде, направляемые в Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации миную предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются. Размер текста запроса не должен превышать 10000 символов.
Прием обращения – этап, предшествующий его рассмотрению. Этот этап состоит из нескольких обязательных и факультативных (необязательных) стадий: направление обращения; его регистрация (обязательные стадии); перенаправление обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов: рассылка копий обращения иным органам и должностным лицам (факультативные стадии).
Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина, обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев: принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение; сообщить гражданину, подавшему заявления, о результатах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.
Отказ в принятии заявления, а также решение, принятое по заявлению гражданина, не удовлетворяющее его, может быть обжаловано в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд. 6
Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействиями), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действий вышеперечисленными органами, должностными лицами и руководителями.
Жалоба подается в те вышестоящие в подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой.
Гражданин имеет право: лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;
- присутствовать при