Права граждан РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:01, реферат

Краткое описание

Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 5
2. Порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы и органы самоуправления 10
3. Гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

адм право.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

- представлять дополнительные  материалы и сведения или ходатайствовать  об их истребовании органом  или должностным лицом, рассматривающим  жалобу;

- получить в установленные  сроки официальный ответ в  письменной форме о результатах  рассмотрения жалобы;

- при несогласии с принятым  решением обжаловать его;

- требовать возмещения  морального и материального ущерба  в установленном законом порядке;

- пользоваться услугами  законного представителя, доверенного  лица и адвоката.

Не менее важным является и установление в законодательстве обязанностей органов и должностных  лиц по рассмотрению жалоб. К такого рода обязанностям относятся: прием  и регистрация жалоб: рассмотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств  и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.

Органы и должностные  лица, рассматривающие жалобы, обязаны:

- незамедлительно принять  меры к пресечению неправомерных  решений, действий (бездействия), посягающих  на права и законные интересы  граждан;

- в случае необходимости  выехать на место для обследования  обстоятельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы  и объяснения у лиц, на которые  поступили жалобы, пригласить свидетелей  и специалистов;

- после совершения всех  необходимых действий принять  мотивированное и обоснованное  решение по жалобе, обеспечить  его исполнение и сообщить  гражданину в письменной форме  и в установленные сроки о  результатах рассмотрения жалобы.

Орган или должностное  лицо по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений: о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного  права гражданина: об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы. Решение оп жалобе должно содержать  изложение мотивов и фактов, которые  положены в его основу: ссылки на конкретные статьи закона или иного  нормативного правового акта; указание об отмене или изменении и обжалуемого  решения: срок исполнения принятого  решения и другие положения.

В случае принятия решения  о полном или частичном удовлетворении жалобы орган или должностное  лицо обязаны принять необходимые  меры по восстановлению нарушенного  права гражданина, принести ему извинения  в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц. Если недостоверные или порочащие  гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять  меры по опубликованию опровержения.

Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. В то же время  следует иметь в виду, что к  ходатайству должны быть приложены  подтверждающие документы, оформленные  по специально установленной форме. При подаче ходатайства может  взиматься государственная пошлина, но только в случаях и размерах, предусмотренных федеральным законом  о государственной пошлине.

Коллективное обращение  – письменное обращение двух или  более граждан, содержащее частный  интерес, или же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано  организаторами этого собрания или  митинга.

Решение о коллективном обращении  на собрании или митинге может  быть принято путем голосования  или сбора подписей. Как правило, коллективное обращение носит общественный характер и подлежит рассмотрению так  же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.7

Петиция – разновидность  коллективного обращения граждан  в органы государственной власти и органы местного самоуправления о  необходимости проведения общественных реформ или изменения действующего законодательства. Они подаются в  органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.

Обращения граждан могут  быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Устные обращения  поступают во время личного приема руководителями государственных органов  или органов местного самоуправления, а также через «телефонные доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении. Так, например, в 1999 г. в приемную Правительства РФ обратилось 6980 человек, из них 693 – для получения разъяснений и передачи письменных обращений. Следует отметить, что активность граждан в 2000 г. значительно возросла: уже за первые три месяца этого года в приемную Правительства РФ обратилось более 2 тыс. человек.

Устные обращения рассматриваются  только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены. Ответы на такого рода обращения даются, как  правило в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регистрируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения сообщаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в определенные сроки.

Для письменных обращений  граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенны  требования: оно должны содержать  наименование и адрес органа или  должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Существенным требованием является указание фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие личной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходимых реквизитов влечет за собой признание обращения анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются также обращения, содержание выражения, оскорбляющие часть и достоинство других лиц.

В то же время в отношении  анонимных обращений есть определенные изъятия: если анонимное обращение  гражданина содержит сведения о совершении  преступления или о готовящемся преступлении, то оно направляется в правоохранительные органы и проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Органы и должностные  лица рассматривают обращения граждан  в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится  к их ведению, органы  и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены на их обращения.                                                    

 Сроки направления обращений граждан по подведомственности в законодательстве установлены разные: так, например, на федеральном уровне это семь дней, на уровне Московской области – пять дней, а на уровне г. Москвы – три дня.

Для рассмотрения всех видов  обращений граждан, поданных в письменной форме, установлены единые предельные сроки – до одного месяца. Обращения, не требующие дополнительного, специального изучения или проверки, рассматриваются  безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с  момента регистрации поступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки, т.е. до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности – безотлагательно, но не позднее 7 дней.8

В случаях, когда для решения  вопросов, затронутых в обращении, требуется  проведение специальных проверок, истребование дополнительных материалов и т.п., сроки  рассмотрения обращения могут быть проделаны, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев.

В отдельных, предусмотренных  законом случаях обращения могут оставаться без рассмотрения, если:

- обращение того же  лица уже было рассмотрено  и по нему было вынесено  решение, а новых обстоятельств  обращение не содержит; по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение;

- обращение направлено  лицом, которое решением суда, вступившим в законную силу, признано  недееспособным;

- обращение подано в  интересах третьих лиц, которые  возражают против его рассмотрения.

Законодательством запрещается  направлять на рассмотрение жалобы тем  органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

 

3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА ОБРАЩЕНИЕ  В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И  ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Закон об обращениях граждан  предназначен для установления гарантий нормальной реализации права граждан  на обращение. К правовым гарантиям  он отнес установление определенного  места и времени, нормативное  закрепление обязанностей должностных  лиц органов государственной  власти и представителей органов  местного самоуправления при осуществлении  приема обращений граждан, закрепление  в нормативно-правовом плане таких  форм обращений, как передача по электронной  почте, по телеграфу, телефону и т.д. К сожалению, не все предложенные автором формы обращений нашли  свое отражение в комментируемом Федеральном законе.

К системным качествам  гарантий данный автор относит:

- Общественная значимость  таких гарантий, соответствие их  режиму политической власти, уровню  демократии, степени культуры членов  общества;

- Общественная необходимость  гарантий в силу того, что целью  всего общественного развития  является человек, его свобода  и неприкосновенность, инициатива  и развитие. Поэтому деятельность государства по обеспечению гарантий конституционного права на обращение можно рассматривать важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина вообще;

- Зависимость каждого  вида гарантий от общего и  целого, от всей системы гарантий, их взаимосвязи между собой. 

Анализ положений Закона об обращениях позволяет выделить следующие  не менее важные гарантии реализации конституционного права на обращение:

- гарантия безопасности  гражданина в связи с его  обращением (ст.6) Закона и как  частный случай реализации данного  положения в самом Законе об  обращения закрепление недопустимости  направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч.6 ст.8);

- обязательность принятия  обращения к рассмотрению (ст.9) и  вытекающий из этого правила  принцип срочности рассмотрения  обращений (ст. 12).9

Нарушение установленного порядка  рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованного решения, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность виновных должностных лиц государственных и муниципальных служащих. Ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством ее субъектов. За перечисленные выше правонарушения виновные должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности и уволены.

Запрещается любое преследование  гражданина, связанное с подачей  им обращения: уголовное, административное, гражданско-правовое, дисциплинарное, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и  т.д. На практике же должностное лицо, не подвергаясь риску быть обвиненным в преследовании гражданина в связи с подачей им обращения с критикой деятельности государственных или муниципальных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц, может обеспечить гражданину множество неблагоприятных последствий и создать такую ситуацию, что гражданин будет вынужден отозвать свое обращение. Еще в 1986 году Пленум Верховного Суда СССР отметил, что нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан за критику влекут ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством вплоть до предания суду (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику»). Данным нормативным актом было также постановлено обратить внимание судов на необходимость повышения их роли в борьбе с нарушениями установленного законом порядка рассмотрения писем и обращений граждан. При выявлении таких нарушений, бюрократического отношения к разрешению жалоб и заявлений, волокиты или преследования граждан за критику частными определениями доводить об этом до сведения вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица, трудового коллектива, общественной организации для решения вопроса о применении к виновным мер дисциплинарного или общественного воздействия; при наличии к тому оснований возбуждать уголовные дела по соответствующим статьям уголовного кодекса. Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц  за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов: шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам.

Информация о работе Права граждан РФ