Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

Вложенные файлы: 1 файл

«Правоохранительные органы».doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

г) оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

– занимать по делу позицию вопреки  воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии  самооговора доверителя;

– делать публичные заявления о  доказанности вины доверителя, если тот  ее отрицает;

– разглашать сведения, сообщенные ему  доверителем в связи с оказанием  последнему юридической помощи, без  согласия доверителя;

– отказаться от принятой на себя защиты.

Негласное сотрудничество адвоката с  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, запрещается. Адвокат обязан:

– честно, разумно и добросовестно  отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством  РФ средствами;

– исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в  качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;

– постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

– соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения  органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов  РФ;

– отчислять за счет получаемого  вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ, а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро;

– осуществлять страхование риска  своей профессиональной имущественной  ответственности.

        1. Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.

Адвокатская деятельность является многообразной  и осуществляется в различных  видах, которые могут быть классифицированы следующим образом:

-- консультационная помощь доверителю;

-- составление документов правового  характера;

-- выступление в качестве представителя  или защитника доверителя.

Оказывая юридическую помощь адвокат:

-- дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

-- составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы  правового характера;

-- представляет интересы доверителя  в конституционном судопроизводстве;

-- участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

-- участвует в качестве представителя  или защитника доверителя в  уголовном судопроизводстве и  производстве по делам об административных  правонарушениях;

-- участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

-- представляет интересы доверителя  в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

-- представляет интересы доверителя  в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах  иностранных государств, международных  судебных органах, негосударственных  органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

-- участвует в качестве представителя  доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

-- выступает в качестве представителя  доверителя в налоговых правоотношениях.

        1. Понятие и основные задачи нотариата.

Нотариат — общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и  приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т. п.).

Государственный нотариат в РФ —  государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Основная задача нотариата заключается  в обеспечении правомерности  действий участников гражданского оборота. Так, нотариус применяет правовые нормы  при совершении исполнительных надписей, когда ему предоставлены, по сути дела, полномочия по санкционированию принудительного осуществления нарушенных прав, а нотариальный акт имеет силу исполнительного документа в рамках исполнительного производства. При этом нотариус одновременно применяет нормы как материального права, так и процедурного характера, регламентирующие порядок совершения нотариальных действий .

Аналогичными функциями обладают частные нотариальные палаты. Российское законодательство устанавливает следующие требования, предъявляемые к лицу, занимающему должность нотариуса:

гражданство РФ.

юридическое образование.

стажировка не менее 1 года в государственном  учреждении или у частного нотариуса, срок может быть сокращён, но не менее 6 месяцев при наличии 3 лет стажа по юридической специальности.

сдача квалификационного экзамена.

получение лицензии.

наделение нотариуса полномочиями (по рекомендации органов юстиции).

присяга нотариуса, впервые назначаемого на должность.

Основные правовые положения, регулирующие деятельность нотариата в России, закреплены в «Основах законодательства о нотариате» от 11 февраля 1993 года.

 

        1. Правовой статус нотариуса.

Правовым статусом нотариуса охватываются его взаимоотношения с гражданами и юридическими лицами, государством. Правовой статус указывает на место нотариуса в системе правоотношений, характеризующихся его правами и обязанностями.

Понятие правового статуса нотариуса  это еще и совокупность правовых норм, определяющих принципы существование  нотариусов и осуществления ими  нотариальной деятельности; содержание этой деятельности.

Правовой статус нотариуса -- институт межотраслевой. Его особенность -- закрепление  нормами не только нотариального  права, но и иных отраслей права (гражданского, гражданского процессуального, трудового, административного, налогового, уголовного). Причем при противоречии между регулирующими статус нотариуса нормами различных отраслей права, приоритет в процессе правоприменения должен отдаваться нормам нотариального права -- основе правового регулирования статуса нотариуса.

Элементами правового статуса  нотариуса являются принципы и гарантии его правового статуса, права  и обязанности нотариусов, ответственность  за нарушение правил осуществления  нотариальной деятельности.

Принципы правового статуса  нотариуса -- основные правила, на которых основаны правила организации и осуществления нотариусами нотариальной деятельности. Система основных принципов правового статуса нотариуса едина для всех нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и нотариусов, занимающихся частной практикой, и включает следующие принципы:

1) Принцип профессионализма, то  есть осуществление нотариальной  деятельности исключительно нотариусами  и уполномоченными должностными  лицами.

2) Принцип независимости и беспристрастности нотариуса.

3) Принцип равенства при осуществлении  нотариального действия нотариусов, работающих в государственных  нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой.

4) Публичность правового статуса  нотариуса, осуществление нотариусом его профессиональной деятельности от имени Российской Федерации.

5) Запрещение нотариусу осуществлять  предпринимательскую деятельность (некоммерческий характер нотариальной  деятельности).

На основании анализа элементов  правового статуса нотариуса  можно дать следующее определение понятия «нотариус» -- это обладающее специальной квалификацией лицо, от имени государства осуществляющее под свою ответственность некоммерческую публичную нотариальную деятельность, обладая необходимыми для этого правами и обязанностями.

        1. Место и роль Общественной  палаты в РФ в системе правоохранительных органов.

Общественная палата РФ была создана  по инициативе Президента РФ, который  сначала в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2004 г., а затем в выступлении  на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г., посвященном последствиям трагических событий в Беслане, выразил пожелание о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат.

Через полгода эта идея воплотилась  в жизнь: был принят Федеральный  закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об  Общественной палате Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2005 г. Таким образом, в России появился и с 22 января 2006 г. Начал работу новый орган (состоящий из 126 членов), правовой статус которого, однако, до сих пор законодательно не определен.

Правовую основу создания и деятельности Общественной палаты составляют Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты. При осуществлении своих полномочий Общественная палата РФ непосредственно взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Аргументы, на основании которых  авторы учебника относят Общественную палату РФ к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность (правда, с некоторыми оговорками, о которых речь пойдет далее), Состоят в следующем.

Во-первых, один из главных признаков  правоохранительной деятельности заключается  в том, что она реализуется  органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.

Общественная палата РФ была создана  именно таким путем, более того, ее аппарат является государственным  учреждением, а сама Общественная палата РФ финансируется из федерального бюджета.

Во-вторых, правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, а в рамках точно определенных законом процедур.

Как известно, существуют установленные  законом процедуры досудебной и  судебной стадий расследования преступлений, процедуры рассмотрения имущественных, трудовых, жилищных; семейных конфликтов, процедуры разрешения дел об административных правонарушениях и т.д. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

К процедурам следует отнести и  общественную экспертизу законопроектов, и общественные слушания, и многие другие Действия, которые согласно Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» полномочна предпринимать Общественная палата РФ. Однако в данном Законе недостаточно четко прописан механизм осуществления Общественной палатой РФ этих процедур (их порядок, последовательность .и, возможно, особенности). Исправить этот недостаток должны соответствующие поправки в Законе.

В-третьих, характерным признаком  осуществления правоохранительной деятельности является возможность  применения юридической ответственности. Так, в случае Совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные УГОЛОВНЫМ кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовное наказание – меры административного взыскания согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств – соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т.д.

Применение мер юридической  ответственности может осуществляться только на основе закона или иного  правового акта, принятого в его  исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения. 

К сожалению, обладая двумя приведенными ранее признаками правоохранительной деятельности, Общественная палата РФ федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» не была наделена правом применения мер юридической ответственности.

Представляется, что инициатива создания Общественной палаты РФ государством и фактическое законодательное  закрепление осуществляемых ею процедур, а также цели и задачи ее деятельности, установленные в ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» (в том числе защита прав и свобод граждан России, защита конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества в нашей стране) позволяют отнести этот орган к числу правоохранительных. Другое дело, что данный правоохранительный орган в настоящее время «беззубый», не имеет четко прописанных в Федеральном законе прав на применение мер юридической ответственности.

Информация о работе Правоохранительные органы