Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:55, контрольная работа
Краткое описание
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.
Содержание
Введение 1. Объект административного правонарушения 2. Объективная сторона административного правонарушения 3. Субъект административного правонарушения 4. Субъективная сторона административного правонарушения Заключение Список использованных источников и литературы
Юридическое лицо, согласно
ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении
административного правонарушения, если
будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых этим Кодексом или
законами субъектов РФ предусмотрена
административная ответственность, но
данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
Наказуемость деяния означает, что за совершение
данного действия (бездействия) физического
или юридического лица либо КоАП РФ, либо
законами субъектов РФ об административных
правонарушениях обязательно должна быть
установлена именно административная
ответственность.
Дело в том, что за очень многие
умышленные или неосторожные противоправные
деяния предусмотрена не административная,
а иная ответственность, например дисциплинарная.
К сожалению, имеется также достаточно
примеров, когда за совершение противоправного
деяния законодательством не предусмотрена
никакая ответственность. В подобных случаях
деяние, несмотря на его противоправность
и виновность, не может быть признано административным
правонарушением.
Допустим, в нарушение требований
приказа директора должностное лицо организации
вело переговоры с клиентами в верхней
одежде. Это противоправное деяние (нарушение
нормы приказа директора, содержащей соответствующее
требование) имеет, как правило, косвенный
умысел. Сотрудник либо сознательно допускает
наступление вредных последствий своего
действия — потерю имиджа организации
(явно этого не желая), либо относится к
этим вредным последствиям безразлично.
Хотя иногда может иметь место и прямой
умысел (сотрудник хотел нанести вред
имиджу организации) или неосторожная
форма вины (сотрудник по небрежности
просто забыл раздеться).
Однако административная ответственность
за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами
субъектов РФ об административных правонарушениях
не предусмотрена. Значит, данный проступок
является не административным правонарушением,
а дисциплинарным проступком. За него
должностное лицо может нести лишь дисциплинарную
ответственность.
В соответствии с КоАП РФ к административным
правонарушениям относятся правонарушения:
посягающие на права граждан,
здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность;
в области охраны собственности;
в области охраны окружающей
природной среды и природопользования;
в промышленности, строительстве,
энергетике;
в сельском хозяйстве, ветеринарии
и мелиорации земель;
на транспорте и в области дорожного
движения;
в области связи и информации;
в предпринимательской деятельности,
в области финансов, налогов и сборов,
рынка ценных бумаг, таможенного дела;
посягающие на институты государственной
власти;
в области защиты Государственной
границы РФ и обеспечения режима пребывания
иностранных граждан или лиц без гражданства
на территории РФ; против порядка управления;
посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
в области воинского учета.
Кодексами и законами субъектов
РФ предусматриваются административные
правонарушения и в иных сферах.
Не является административным
правонарушением причинение лицом вреда
в состоянии крайней необходимости,
т. е. для устранения опасности, непосредственно
угрожающей личности и правам данного
лица или других лиц, а также интересам
общества или государства, если эта опасность
не могла быть устранена иными средствами
и если причиненный вред менее значительный,
чем предотвращенный.
Состав
административного правонарушения
Не каждое деяние, даже содержащее
все признаки административного правонарушения
(противоправность, виновность, наказуемость),
является административным правонарушением.
Дело в том, что в конкретном деянии может
отсутствовать состав административного
правонарушения, что исключает привлечение
лица, его совершившего, к административной
ответственности. Понимание состава административного
правонарушения важно для обеспечения
законности при привлечении лица к административной
ответственности, для отграничения административных
проступков от других видов правонарушений,
в частности от схожих с ним преступлений.
В связи с этим следует отличать признаки
административного правонарушения как
понятия (как некой абстракции, теоретической
конструкции) от элементов и признаков
состава конкретного админ истрати вного
правонарушения.
Под составом административного
правонарушения следует понимать установленную
правом совокупность признаков, при наличии
которых конкретное деяние становится
административным правонарушением. Наличие
состава административного правонарушения
в том или ином деянии служит единственным
основанием наступления административной
ответственности за его совершение. Например,
провоз без билета в пригородном поезде
ребенка, проезд которого подлежит частичной
оплате, — административное правонарушение,
которое совершается лицом, сопровождающим
ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок
в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал
без билета, то, хотя его действие отвечает
всем признакам, свойственным административному
правонарушению как понятию (противоправности,
виновности, наказуемости), данное действие
тем не менее в указанном конкретном случае
не может квалифицироваться как административное
правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством,
что в данном деянии нет одного из необходимых
компонентов состава административного
правонарушения — субъекта правонарушения,
каковым может быть физическое лицо, лишь
достигшее 16 лет.
Однотипные признаки состава
административного правонарушения в совокупности
образуют так называемые элементы состава
административного правонарушения. К
элементам состава административного
правонарушения относятся:
объект;
объективная сторона;
субъект;
субъективная сторона.
Объект административного правонарушения
— это общественные отношения, урегулированные
нормами права и охраняемые мерами административной
ответственности.
Например, объектом административного
правонарушения, связанного с нарушением
законодательства о свободе совести, свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях
(ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
К административным правонарушениям
помимо тех, которые посягают на права
граждан, как уже отмечалось выше, относятся
также правонарушения в области охраны
окружающей природной среды и природопользования;
посягающие на общественный порядок и
общественную безопасность, многие другие.
Нарушаемые противоправным деянием указанные
общественные отношения и есть объект
соответствующего административного
правонарушения.
Общественные отношения, представляющие
собой объект административного правонарушения,
регулируются не только нормами административного
права, но в ряде случаев и нормами конституционного,
экологического, трудового, земельного,
финансового и других отраслей права.
Однако охраняются они только нормами
КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных
правонарушениях. Если конкретное противоправное
деяние посягает на общественные отношения,
не охраняемые нормами этого Кодекса и
законов субъектов РФ об административных
правонарушениях, то здесь нет объекта
административного правонарушения, следовательно,
нет и всего состава административного
правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения
— это система предусмотренных нормами
права признаков, характеризующих внешнее
проявление данного правонарушения.
Объективная сторона состава
характеризует проступок как акт внешнего
поведения правонарушителя и включает,
в частности, такие признаки состава административного
правонарушения, как противоправное действие
или бездействие инаступившие вредные
последствия.
Например, нарушение водителями
транспортных средств Правил дорожного
движения выражается в разных противоправных
действиях: превышении установленной
скорости движения, несоблюдении требований
дорожных знаков, проезде на запрещающий
сигнал светофора, пересечении сплошной
линии разметки и др. Вредными последствиями
таких действий могут быть: создание опасности
в дорожном движении, помехи другим участникам
движения, аварийной ситуации, совершение
ДТП.
Кроме противоправного деяния
и наступивших вредных последствий третьей
составной частью объективной стороны
правонарушения является и такой признак,
как причинно-следственная
связь между этим деянием и наступившими
в результате него вредными последствиями. Установить
такую причинно- следственную связь —
значит выявить обстоятельства появления
вредных последствий, определить, наступили
они в результате противоправного деяния
или по другим причинам, каким образом
данное деяние повлияло на величину этих
последствий и др. Однако в установлении
наличия причинно-следственной связи
в составе административного правонарушения,
как правило, нет необходимости: наступившие
вредные последствия в основном нематериальны,
а проявляются только в виде общественного
вреда или общественной опасности, и причинно-
следственная связь между противоправным
деянием и его последствиями не вызывает
сомнений.
Такой состав административного
правонарушения, который не предусматривает
наступления в результате его совершения
какого-либо материального вредного последствия,
называется формальным составом. Административные
правонарушения (в отличие от преступлений)
в подавляющем большинстве случаев имеют
формальный состав; соответствующие нормы
предусматривают ответственность лишь
за совершение противоправного деяния
вне зависимости от того обстоятельства,
что никаких вредных материальных последствий
не наступило. Например, нарушение или
невыполнение работодателем либо лицом,
его представляющим, обязательств по коллективному
договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет
административным правонарушением с формальным
составом. Еще один пример административного
правонарушения с формальным составом
— превышение установленной скорости
движения водителем транспортного средства
(ст. 12.9 КоАП РФ).
Однако кроме правонарушений
с формальным составом законодательством
об административных правонарушениях
предусмотрено немало и правонарушений
с так называемым материальным составом,
который включает обязательное наступление
вредных материальных последствий. Например,
если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают
административную ответственность за
нарушение требований пожарной безопасности,
когда это не повлекло материальных последствий
(формальный состав), то ч. 3 этой же статьи
— за нарушения, которые привели к материальным
последствиям в виде возникновения пожара
(материальный состав).
В правонарушениях с материальным
составом причинно- следственная связь
между противоправным деянием и наступившими
вредными последствиями зачастую далеко
не очевидна и требует доказательства.
Например, факт наезда водителем, превысившим
на 15 км/ч допустимую скорость дорожного
движения, на пешехода, в результате чего
последнему были причинены легкие телесные
повреждения, сам по себе не означает наличия
состава проступка, сформулированного
в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном
порядке требуется доказать причинно-следственную
связь между противоправным деянием и
наступившими материальными последствиями.
Должно быть выяснено (как правило,
путем производства судебной автотехнической
экспертизы), мог ли водитель избежать
наезда на пешехода, если бы не превысил
установленной скорости движения. Положительный
ответ на этот вопрос свидетельствует,
что наезд на пешехода стал следствием
нарушения Правил дорожного движения
водителем, в его действиях имеется состав,
предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный
ответ означает, что наезд не явился следствием
превышения скорости движения, так как
в сложившейся ситуации он из-за неправомерного
поведения самого пешехода был неминуем
даже при движении с разрешенной скоростью.
В этом случае в действиях водителя не
усматривается состав правонарушения,
предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель
должен будет понести более мягкую административную
ответственность, чем та, которая предусмотрена
ст. 12.24, — ответственность за превышение
установленной скорости движения по ч.
1 ст. 12.9 КоАП РФ.