Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель исследования: выявление роли стандартизации социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
Основные задачи исследования:
1. Выявить основные теоретические подходы к определению статуса социального обслуживания населения.
2. Исследовать социальное обслуживание населения в контексте социологического знания.
3. Обосновать эффективность использования социологической концепции жизненных сил человека как методологической основы социологического анализа социального обслуживания населения.
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…4
1.1 Юридические гарантии в сфере социального обеспечения……….7
1.2 Принцип правового социального обеспечения ………………………8
1.3 Виды социального обеспечения…………………………………………13
1.4 Социальная ситуация в РФ………………………………………………..16
Глава2. Социальное развитие Саратовской области……………………...19
Глава3. Социальная защита населения Саратовской области………….21
3.2 Социальное законодательство в отдельных сферах деятельности…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………….27
2) авторы, придерживающиеся
второй точки зрения, которую
можно назвать традиционной, так
как она является преобладающей, понимают
под социальным обеспечением материальное
обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности,
при потере кормильца, осуществление охраны
материнства и детства, медицинское обслуживание,
3) наиболее предпочтительной
является третья концепция, которая основывается
на наиболее широком понимании социального
обеспечения как предоставления всех
благ из общественных фондов потребления,
осуществляемого бесплатно на началах
равного доступа к ним каждого гражданина.
При таком подходе содержанием социального
обеспечения будет не только собственно
обеспечение лиц, нуждающихся в материальной
поддержке со стороны общества, но и бесплатное
медицинское обслуживание и предоставление
лекарственных средств, обеспечение жильем,
право на получение образования и на пользование
достижениями культуры.
Таким образом,
социальное обеспечение - это система
общественных отношений по предоставлению
гражданам благ за счет общественных фондов
потребления. Способы социального обеспечения
различны. Или необходимые средства предоставляются
гражданами в виде денежных выплат (пенсии,
пособия, предоставление определенных
льгот), или направляются на создание и
развитие систем здравоохранения, просвещения,
жилищного хозяйства и т. д.
1.3 Виды социального
обеспечения
Это способ
предоставления материальной помощи или
способ, при помощи которого государство
содействует гражданину в удовлетворении
той или иной потребности.
Принято
говорить о таких видах социального обеспечения,
как пенсии, пособия различных видов, льготы,
социальное обслуживание и натуральное
обеспечение.
Пенсии
- это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых,
так и по объему расходуемых средств, вид
обеспечения.
Буквальный
перевод слова «pension» - платеж. Это одна
из форм денежных выплат, которая осуществляется
государством через специально предназначенные
для этого органы и производится из определенного
пенсионного фонда. Субъектом данного
вида обеспечения является лицо, признанное
нетрудоспособным по причине достижения
определенного возраста, по признанию
нетрудоспособным по медицинским критериям
(инвалидность), либо из-за выполнения
каких-либо социальных функций (уход за
инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов,
престарелым и т. д.).
Важными
чертами пенсии является ее связь с бывшей
трудовой деятельностью пенсионера и
с размером получаемой ранее заработной
платы, ее обязательный характер. Цель
пенсии - материальное обеспечение граждан,
предоставление им единственных или основных
средств к существованию. Существует точка
зрения, что пенсия - отложенное на время
вознаграждение за труд.
Таким
образом, пенсия
- это государственная выплата, производимая
из пенсионного фонда с целью материального
обеспечения нетрудоспособных граждан
в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной
деятельностью в размерах, как правило,
соизмеримых с размером прошлого заработка.
Этот вид
социального обеспечения не является
монолитным, он подвергается дифференциации,
в основе которой лежат нормативно-правовые
акты -- закон «О пенсионном обеспечении
военнослужащих», «О государственных
пенсиях в РСФСР» и т.д. Пенсии иногда сопровождаются
другим видом обеспечения - социальным
обслуживанием, т.е. предоставлением за
счет общества бесплатно ряда услуг. Цель
- оказать нуждающимся дополнительную
помощь в виде действий бытового характера.
Социальное обслуживание, как вид социального
обеспечения, включает в себя услуги по
санаторно-курортному лечению, содержанию
в домах - интернатах, трудовой реабилитации
и трудоустройству инвалидов, некоторые
услуги здравоохранения, услуги по образованию,
по содержанию детей в дошкольных и внешкольных
и учреждениях.
Следующим
видом социального обеспечения, имеющим
большое распространение, являются пособия
- это ряд видов социального обеспечения,
различающихся по целям, источникам выплат,
субъектам.
Первый
вид данной группы составляют так называемые
трудовые пособия, которые выплачиваются
лицам, состоящим в трудовых отношениях
с предприятием (государственным, муниципальным,
кооперативным и т. д.) и утратившим заработную
плату временно в связи с нетрудоспособностью.
Выплачиваются они за счет средств социального
страхования. Наличие трудовых связей
между субъектом обеспечения пособием
и страхователем, в роли которого выступает
предприятие или иной аналогичный объект,
обязательно. Цель трудовых пособий - полное
или частичное возмещение утраченного
заработка, с которым их размер соизмерим,
т. е. в период нетрудоспособности лицо,
не совершая никаких действий в пользу
предприятия, получает от него денежное
содержание.
К числу
трудовых пособий относятся, например,
пособия по беременности и родам.
Вторая группа - социальные
пособия. Они отличаются от первой группы
тем, что не связаны с трудовой деятельностью.
Для данных пособий характерно отсутствие
общественно-полезной деятельности получателя
или наличие ее в размерах, не дающих права
на другие виды обеспечения. Цель - предоставление
средств, которые были бы источником существования
или материальной поддержкой. Они выплачиваются
в твердых, установленных законодательством
размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей
трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой
и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются
к минимальной трудовой пенсии. Для других
лиц их размер таков, чтобы обеспечить
удовлетворение лишь незначительного
круга жизненно - необходимых потребностей.
Социальные пособия являются выразителем
заботы общества о лицах, оставшихся в
силу тех или иных причин без средств к
существованию. Их установление следует
рассматривать как проявление гуманизма
общества. Источник выплаты данных пособий
- государственный бюджет. Таким образом,
социальное пособия - это ежемесячные
денежные выплаты из специальных государственных
фондов в установленные законом случаях
нетрудоспособным лицам, которые не работают
и не имеют права на трудовые пенсии и
другие денежные виды обеспечения (кроме
семейных пособий).
К их
числу относятся социальные пенсии. Отнесение
в законодательстве социальных пособий
к пенсиям вызвано сложившейся мировой
законной практикой.
Третья группа - семейные
пособия. Субъектами их получения является
семьи. Основное социальное назначение
семейных пособий - оказание государственной
материальной помощи семьям, несущим дополнительные
расходы в связи с воспитанием и содержанием
несовершеннолетних детей и в некоторых
других случаях. Они выплачиваются в качестве
дополнительной помощи независимо от
других доходов семьи из государственного
бюджета в размерах, определяемых исходя
из суммы минимальной заработной платы,
установленной действующим законодательством.
К ним относятся
пенсии на детей-инвалидов, пособия по
уходу за малолетними детьми, одиноким
матерям, на детей малообеспеченным семьям,
по случаю рождения ребенка, на погребение
и т. д.
Следующий вид обеспечения - предоставления
льгот, облегчающих материальное положение
некоторых категорий лиц в результате
того, что часть необходимых денежных
трат общество берет на себя. Данный вид
обеспечения используется достаточно
широко. К нему относится частичная оплата
лекарственных средств и коммунальных
услуг, оплата частичной стоимости путевок
для отдыха детей в санаториях и лагерях,
содержание детей в детских дошкольных
учреждениях и т. д.
Еще одним видом обеспечения является
натуральное обеспечение, т. е. передача
некоторым категориям граждан в собственность
или в пользование материальных ценностей.
Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения, лекарственными
препаратами некоторых групп инвалидов,
о предоставлении жилья за счет государственного
жилого фонда.
Распределение
данных видов социальной защиты должно
идти в широком соответствии с нормативно
правовыми актами, принятыми как на уровне
РФ, так и на уровне субъектов федерации.
1.4 Социальная
ситуация в РФ
Современная
политика Правительства, связанная с переходом
к рыночной экономике и новому государственному
устройству, осуществляется в крайне сложных
и чрезвычайно противоречивых условиях
многоукладности и мировоззренческого
разнообразия. Инфляция, огромный дефицит
государственного бюджета, рост денежной
массы в обращении, низкая экономическая
и политическая культура, нарушение производственно-хозяйственных
связей и заметное снижение объема выпускаемой
продукции привели к резкому снижению
реальных доходов, уровня и качества жизни
более двух третей населения России. Этот
процесс особенно заметно повлиял на мало
защищенные слон населения -- нетрудоспособных,
безработных, людей с ограниченными возможностями,
на семьи, имеющие иждивенцев и детей.
К этой категории примыкают научные сотрудники,
преподаватели, врачи и другие слои общества
- люди, занятые умственным трудом, заработная
плата которых находится ближе к черте
бедности, чем достаточности для достойного
проживания.
Неотъемлемой
частью программы перехода к рыночным
отношениям является социальная направленность
всех экономических нововведений. В федеральных
органах власти предпринимаются меры
по разработке системы социальной защиты
населения, призванной в какой-то мере
смягчить неизбежные отрицательные последствия
нового экономического курса. Продвижение
к рынку невозможно без создания надежной
системы социальной защиты населения.
Вот почему чрезвычайно актуальной и важной
становится проблема социальной защищенности
различных групп населения. То есть должен
быть создан механизм защиты населения
от таких факторов социального риска,
как безработица и инфляция.
Социальная
защита является той регулятивной системой
стабилизации общества, которая направлена
на устранение или сведение до минимума
социальных противоречий, возникающих
в правовом и экономическом статусе отдельных
групп населения. Отсюда следует, что функцией
социальной защиты является поддержание
обществом наиболее уязвимых групп населения
в условиях обострения экономических
и политических отношений. Цель ее создания
в обществе мерами социальной политики
защитных механизмов для социально уязвимых
групп. Успешность проведения социальной
защиты способствует угасанию противоречий,
восстановлению относительного равновесия
в правовом статусе всех групп, составляющих
общество. Неуспешная же социальная защита
приводит к дальнейшему распространению
социальной напряженности с негативными
проявлениями, сила которых прямо пропорциональна
массовости групп, включенных в конфликтную
ситуацию.
Социальная защита - это совокупность
законодательно закрепленных экономических,
правовых и социальных гарантий граждан,
обеспечивающих соблюдение важнейших
социальных прав и достижений социально-приемлемого
уровня жизни. Она
включает в себя:
· предоставление
государственных социальных гарантий
всем категориям граждан, т. е. минимальные
размеры заработной платы и социальных
выплат, прожиточный минимум и
индексация личных доходов;
· организацию социальной
помощи малоимущим и слабо защищенным
группам населения.
Новая система
социальной защиты должна формироваться
на следующих основных принципах:
1. Дифференцированный
подход к различным слоям и
группам населения в
Для нетрудоспособных
- престарелых, детей, инвалидов, акцент
должен быть сделан на поддержание достойного
уровня жизни этой категории, обеспечение
доступа к потреблению важнейших материальных
и социально-культурных благ, создание
надежных гарантий, размера индивидуальных
доходов.
2. Механизм социальной
защиты должен формироваться
не на основе государственной
благотворительности, а как совокупность
законодательно закрепленных экономических,
правовых и социальных гарантий. Система
не должна быть подобием «скорой помощи».
3. Система социальной
защиты должна действовать на
всех уровнях: федеральном,
4. Хотелось бы
отметить еще несколько важных
принципов:
· гуманность и
милосердие - готовность общества прийти
на помощь любому его члену, попавшему
в экстремальную ситуацию;
· гарантированность
помощи всем нетрудоспособным и действительно
нуждающимся гражданам при их обращении
в органы социальной защиты за счет доведения
уровня их дохода до установленного бюджета
прожиточного уровня;
· комплексность
- предоставление при необходимости
одновременно нескольких видов помощи;
· динамичность
- оперативный пересмотр