Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 09:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни страны и общества, которые повлекли за собой значительный рост преступлений террористического характера.
Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. относит к преступлениям террористического характера собственно терроризм (ст.205 УК РФ), захват заложников (ст.206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст.208 УК РФ), террористический акт (ст.277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК РФ), а также иные преступления, совершенные в террористических целях.
Введение………………………..…………………………………………………3
ГЛАВА 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики преступлений, связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма………………………………………………………………………12
§1. Уголовно-правовая характеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………………..12
§2. Криминалистическая характеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………………..32
ГЛАВА 2. Организационно-методические особенности расследования заведомо ложных сообщений об акте терроризма………………………..68
§1. Организация проверки сообщения об угрозе взрыва и возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию…..……………68
§2. Типичные следственные ситуации и версии на первоначальном этапе расследования……………………………………………………………………100
§3. Организация расследования и взаимодействия по делам рассматриваемой категории…………………………………………………………………………116
ГЛАВА 3. Тактика отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………..137
§1. Особенности тактики первоначальных следственных действий, их
сочетание с оперативно-розыскными мероприятиями………………...……..137
§2. Последующий этап расследования…………………………………………168
Заключение………………………………………………………………..……194
Список использованной литературы…………………………………..……
Естественно, полнота проводимых эвакуационно - заградительных мероприятий зависит от реальности угрозы, оцениваемой на основе анализа исходных данных (с учетом, например, оперативно-розыскной информации). Решение об их проведении принимает лицо, руководящее поисковой операцией, по согласованию, если это необходимо, с другими участвующими в ее проведении должностными лицами, (например, представителями федеральной службы безопасности, комиссии по чрезвычайным ситуациям района или города).
Если взрывное устройство не обнаружено, а в сообщении о готовящемся теракте названо конкретное время взрыва, руководитель следственно-оперативной группы должен проконтролировать, чтобы не позднее чем за 10-15 минут до указанного срока объект покинули все члены следственно-оперативной группы.
Рассматривая теоретические
Практика оперирует такими понятиями как «боеприпасы» и «взрывные устройства». Под боеприпасами понимаются «предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной или вышибной заряды либо их сочетание»86. Под взрывным устройством (ВУ) следует понимать «техническое устройство одноразового применения, обладающее достаточным поражающим действием в момент взрыва, состоящее из заряда химического взрывчатого вещества, конструктивно объединенного со средством его взрывания, и способное к использованию в преступных целях»87.
Однако в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным употреблять предложенные А.Ф. Волынским и И.Д. Моторным понятия «взрывоопасные объекты»88 или «взрывоопасные предметы»89, объединяющие указанные орудия, с помощью которых может быть совершен взрыв. Необходимо отметить, что данные понятия не уголовно-правовые, а криминалистические, используемые лишь для удобства описания исследуемых явлений действительности.
Кроме того, необходимо помнить, что в результате поиска взрывоопасных предметов могут быть обнаружены не только взрывные устройства и боеприпасы, способные к взрыву, но и средства, имитирующие взрывные устройства, под которыми понимаются «промышленные, кустарные и самодельные изделия, не содержащие взрывчатых веществ и взрывоспособных смесей, в конструкции которых предусмотрено воспроизведение внешних признаков или иных отдельных свойств реальных ВУ»90.
Привлекаемые к поиску ВОО сотрудники
(специалисты инженерно-
Поиск и досмотр взрывоопасных предметов (ВОП) представляет собой «особый вид познавательного процесса, осуществляемый в административно-правовой форме с риском для жизни и здоровья субъекта путем выполнения однотипных, заранее определенных действий без применения научно-технических средств в условиях неопределенности наличия, местоположения и родовой принадлежности искомого объекта»92. По нашему мнению, поиск взрывоопасных предметов может осуществляться и с применением научно-технических средств, поэтому указанное определение следовало бы дополнить словами «либо с применением…».
Правовым основанием проведения поиска
взрывоопасных предметов служит
п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции», который
предусматривает право
При осмотре объектов, подвергшихся угрозе взрыва, могут применяться следующие методы поиска: визуальный, одорологический, инструментальный (И.Д. Моторный определяет их как виды «исследований, выполняемых на уровне поиска»93).
Визуальный поиск состоит в обследовании объектов с использованием возможностей органов чувств человека (зрения, обоняния, слуха) без применения научно-технических средств. Под одорологическим методом поиска подразумевается обследование объектов при помощи служебно-розыскных собак, специально обученных для обнаружения взрывчатых веществ94. Инструментальный метод поиска состоит в обследовании объектов с применением различных научно-технических средств (приборов газового или ядерно-физического анализа и т.д.).
Кроме того, выделяют еще такие методы поиска95, как:
1) открытый (осуществляемый силами сотрудников объекта);
2) скрытый (осуществляемый
3) поиск, осуществляемый специали
Применяемые для поиска взрывоопасных объектов (ВОО) научно-технические средства делятся на две группы:
а) средства поиска взрывных устройств (ВУ) по прямым признакам (наличие паров взрывчатых веществ);
б) средства поиска взрывных устройств по косвенным признакам (наличие металлических деталей, полупроводниковых приборов и т.д.).
Наиболее надежными и
К приборам газового анализа, позволяющим обнаружить пары взрывчатых веществ (ВВ) в пробах воздуха, относятся дрейф-спектрометры и газовые хроматографы (отличаются друг от друга по принципу действия). Созданные на сегодняшний день различные их модификации (например, дрейф-спектрометр «Entry-Scan», хроматографы «Эхо-М», «Эхо-МВ», детектор паров «М-02М») позволяют обнаружить пары ВВ в помещениях, салонах и багажниках автомобилей. Недостаток большинства газоаналитических приборов – ограниченная номенклатура обнаруживаемых ВВ и возможность использования только при положительных температурах воздуха.
Аппараты ядерно-физического
Наиболее широкое
Универсального метода или научно-технического средства, обеспечивающего надежный поиск взрывоопасных предметов в любых условиях, не существует. Обнаружение указанных объектов целесообразно осуществлять путем комплексного применения различных методов и средств поиска, причем их набор и сочетание должны определяться конкретными условиями выполнения задачи (типом объекта, его характеристиками, временем, имеющимся в распоряжении поисковой группы и др.). Следует сразу отметить, что методы и средства поиска ВОП одновременно могут выступать методами и средствами специального взрывотехнического обследования обнаруженных объектов.
Сама тактика проведения поиска взрывоопасных предметов при осмотре объекта угрозы сродни тактике проведения обыска. Поэтому на обзорной и поисковой стадии могут применяться разработанные криминалистикой общие тактические приемы поиска97.
Особенности организации и тактики поиска взрывоопасных объектов определяются в зависимости от типа объекта, где происходит поиск. Это может быть жилое или иное здание (сооружение), участок местности или транспортное средство.
При проведении поисковых мероприятий в зданиях (сооружениях) криминалистическое значение имеют: его назначение, планировка, степень насыщенности помещений предметами обстановки, электронными устройствами, характеристики доступа в помещение.
В соответствии с разработанной классификацией98 по степени насыщенности предметами обстановки помещения подразделяются на три категории:
1) с низкой степенью
2) со средней степенью
3) с высокой степенью
По наличию электронных
1) отсутствуют указанные устройства;
2) находятся электронные
3) находятся электронные
Кроме того, помещения по степени свободности доступа в них можно классифицировать на три группы:
1) помещения свободного доступа – доступ бесконтролен и можно проникнуть незамеченным без нарушения преграды или без какого-либо предлога (например, туалеты, фойе, коридоры, комнаты для курения, учебные аудитории, свободные от занятий, подъезды жилых домов, не оборудованные замками на входной двери, и т.д.);
2) помещения ограниченного
3) помещения индивидуального
Последняя классификация применима не только к помещениям какого-либо объекта, но и к самому предприятию, учреждению, организации или к отдельному зданию, сооружению в целом. При разграничении помещений следует учитывать, что степень доступа в одно и то же место может быть различна для посторонних лиц (посетителей, не работающих в данном учреждении) и для сотрудников данного объекта (работающих, например, в другом отделе, подразделении).
Классификация помещений по различным основаниям оказывает влияние на выбор тактики поиска, последовательности проведения поисковых действий на объекте, возможность или невозможность применения определенных поисковых средств и методов.
Конечно же, идеальным вариантом является наличие заранее разработанной рациональной схемы организации поиска взрывоопасных объектов при угрозе взрыва. На сегодняшний день в большинстве учреждений, имеющих собственную охранную службу (службу безопасности), такие планы действий и схемы расстановки сил разработаны. ОВД и другими правоохранительными органами разработана аналогичная документация, касающаяся рациональной организации действий личного состава при угрозе взрыва собственно зданий указанных органов или охраняемых объектов (вокзал, здание администрации района, города и т.д.).
Однако не всегда на момент поступления
сообщения об угрозе взрыва на каком-либо
объекте в распоряжении сотрудников
правоохранительных органов оказывается
разработанная схема