Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "административное право"
Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети — вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные — вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).
Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений — с 14 лет, административная ответственность — с 16 лет. Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.
В Кодексе определено понятие должностного лица. Ст. 2.5 КоАП РФ определены особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Определенными особенностями обладают и такие субъекты административных правонарушений, как родители или иные законные представители несовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Понятие юридического лица как субъекта административного правонарушения в КоАП РФ отсутствует. Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается коммерческая или некоммерческая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Виды организационно-правовых форм юридических лиц — коммерческих и некоммерческих организаций — определены соответственно п. 2, 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ к юридическому лицу могут быть применены только следующие виды административных наказаний:
-предупреждение;
-административный штраф;
-возмездное изъятие
орудия совершения или
-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
-административное
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено правило, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения предполагает выявление признаков вины лица в форме умысла или неосторожности.
Наряду с указанными
обязательными признаками субъективной
стороны могут быть и факультативные — мотив и цел
В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины:
1. «Административное
правонарушение признается сове
2. Административное
В отличие от уголовного законодательства, при классификации форм вины в цитируемой статье КоАП РФ не указаны наименования видов умысла (прямой или косвенный) и неосторожности (легкомыслие и небрежность), хотя в диспозиции анализируемой правовой нормы эти виды раскрыты.
Из законодательных определений (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) следует, что принцип виновной ответственности в равной мере действует в отношении как физических, так и юридических лиц.
45.Понятие,
цели и классификация
Административное наказание —
установленная государством мера ответственности
за совершение административного правонарушения.
Применяется в целях предупреждения совершения
новых правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами. Оно не может иметь
своей целью унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему физических
страданий, а также нанесение вреда деловой
репутации юридического лица.
Административные наказания выполняют
в известной мере функцию предупреждения
преступлений.
Административные наказания выражаются,
как правило, либо в моральном, либо в материальном
воздействии на правонарушителя. Некоторые
административные взыскания сочетают
в себе одновременно и моральное осуждение,
и материальное воздействие, и временное
ограничение прав нарушителя (например,
административный арест, лишение специальных
прав и др.).
Административные наказания образуют
систему, определяемую общностью природы,
оснований и целей их применения, возможностью
их взаимозаменяемости.
Основными видами административных
наказаний являются:
а) предупреждение;
б) административный штраф;
в) возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения;
г) конфискация орудия совершения или
административного правонарушения;
д) лишение специального права, предоставленного
физическому лицу;
е) административный арест;
ж) административное выдворение из пределов
РФ иностранного гражданина и лица без
гражданства;
з) дисквалификация.
И)административное приостановление
деятельности.
В отношении юридических лиц могут применяться
предупреждение, административный штраф,
возмездное изъятие и конфискация.
Административные наказания, кроме предупреждения,
административного штрафа, устанавливаются
только КоАП РФ.
КоАП РФ подразделяет административные
наказания на основные и дополнительные.
В качестве только основных административных взысканий
устанавливаться и применяться могут
лишь предупреждение, административный
штраф, лишение специального права, предоставленного
физическому лицу, административный арест
и дисквалификация, а все другие могут
устанавливаться и применяться в качестве
как основного, так и дополнительного
наказания: возмездное изъятие, конфискация,
административное выдворение за пределы
РФ иностранного гражданина или лица без
гражданства.
Предупреждение — мера административного наказания.
Она выражается в официальном порицании
физического или юридического лица; выносится
в письменной форме. Устное предупреждение
не является административным наказанием.
Предупреждение как наказание влечет
за собой те же юридические последствия,
как и все другие основные административные
наказания, в частности, оно может иметь
значение для определения правонарушения
повторным, влекущим соответствующие
последствия.
Административный штраф —
денежное взыскание. Он может выражаться
в величине, кратной: а) минимальному размеру
оплаты труда; б) стоимости предмета административного
правонарушения; в) сумме неуплаченных
налогов, сборов либо сумме незаконной
валютной операции. Указанные величины
денежных взысканий определяются на момент
окончания или пресечения административного
правонарушения.
Определены минимальный и максимальный
размеры административного штрафа. Он
не может быть менее одной десятой минимального
размера оплаты труда.
Размер административного штрафа, налагаемого
на граждан и исчисляемого исходя из минимального
размера оплаты труда, не может превышать
двадцать пять, на должностных лиц — пятьдесят,
на юридических лиц — одну тысячу минимальных
размеров оплаты труда.
Возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения состоит в их принудительном изъятии
и последующей реализации с передачей
бывшему собственнику вырученной суммы
за вычетом расходов на реализацию изъятого
предмета.
Конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения состоит
в принудительном безвозмездном обращении
в федеральную собственность или в собственность
субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
Конфискация предусмотрена за многие
административные правонарушения, причем
в качестве меры, которая может: а) применяться
в качестве меры дополнительного наказания
по усмотрению субъекта, рассматривающего
дело о соответствующем административном
правонарушении; б) подлежит обязательному
применению (ст. 13.10; 13.15; 14.10; 14.16 и др.); в)
в качестве основного административного
наказания, альтернативного административному
штрафу и конфискации как дополнительного
наказания.
Не является конфискацией изъятие из
незаконного владения лица, совершившего
административное правонарушение, орудия
совершения или предмета административного
правонарушения: подлежащих в соответствии
с федеральным законом возвращению их
законному собственнику; изъятые из оборота
либо находившихся в противоправном владении
лица, совершившего административное
правонарушение; по иным причинным — и
на этом основании подлежащих обращению
в собственность государства или уничтожению.
Возмездное изъятие, конфискация охотничьего
оружия, боеприпасов и других дозволенных
орудий и средств охоты и рыболовства
не могут применяться к лицам, для которых
охота и рыболовство являются основным
законным источником средств к существованию.
КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, не предусматривает
возможность применения данных мер в качестве
альтернативных, то есть взаимозаменяемых,
дополнительных административных наказаний.
Лишение специального права, ранее
предоставленного физическому лицу, применяется
за совершение административного правонарушения.
Данная мера устанавливается за грубое
или систематическое нарушение порядка
пользования этим правом в случаях, предусмотренных
статьями особенной части КоАП РФ. Срок
лишения таких прав не может быть менее
одного месяца и более двух лет. Сроки
лишения специальных прав предусматриваются
статьями Особенной части, устанавливающими
ответственность за соответствующие конкретные
правонарушения (см. ст. 11.5; 11.9; 11.17; 12.8; 12.9;
12.15; 12.26; 12.27).
Лишение специального права
в виде: а) права управления транспортным средством
не может применяться к лицу, которое пользуется
транспортным средством в связи с инвалидностью,
за исключением случаев управления транспортным
средством в состоянии опьянения, уклонения
от прохождения в установленном порядке
медицинского освидетельствования на
состояние опьянения а также оставления
указанным лицом в нарушение установленных
правил места дорожно-транспортного происшествия,
участником которого он является; б) право
охоты не может применяться к лицам, для
которых охота является основным законным
источником средств к существованию.
Административный арест устанавливается
и принимается в исключительных случаях.
Он заключается в содержании нарушителя
в условиях изоляции от общества. По общему
правилу, устанавливается на срок до 15
суток, а до 30 суток — лишь за нарушение
требований режима в зоне проведения контртеррористической
операции. Не может применяться к беременным
женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте
до 14 лет, лицам, не достигшим возраста
восемнадцати лет, к инвалидам I и II групп.
Административный арест предусматривается
в основном за правонарушения против порядка
управления, посягающие на общественный
порядок и общественную безопасность.
В соответствии с КоАП РФ он может применяться
за неповиновение законному распоряжению
сотрудника милиции, военнослужащего
либо сотрудника органов уголовно-исполнительной
системы (ст. 19.3); невыполнение лицом, освобожденным
из мест отбывания лишения свободы, обязанностей,
связанных с соблюдением ограничений,
установленных в отношении него судом
в соответствии с федеральным законом
(ст. 19.24); мелкое хулиганство (ст. 20.1); демонстрирование
фашистской атрибутики или символики
(ст. 20.3); блокирование транспортных коммуникаций
(ст. 20.18); появление в общественных местах
в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное
оставление места отбывания административного
ареста (ст. 20.25),
Административное выдворение
за пределы РФ иностранного гражданина
или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом
перемещении указанных лиц через Государственную
границу РФ за пределы РФ, а в случаях,
предусмотренных законодательством РФ
— контролируемом самостоятельном выезде
иностранных граждан и лиц без гражданства
из РФ. Выдворение за пределы РФ как мера
административного наказания устанавливается
в отношении иностранных граждан и лиц
без гражданства и назначается судьей,
а в случае совершения иностранным гражданином
или лицом без гражданства административного
правонарушения при въезде в РФ — соответствующим
должностным лицом. Строго говоря, выдворение
является мерой административного принуждения,
близкой по своей природе к мерам административного
пресечения, но не административным наказаниям.
Ибо данная мера не влечет за собой всех
правовых последствий, вызываемых применением
административных взысканий. Ее применение
регламентируется не общими, а специальными
нормативными правовыми актами.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица
права занимать руководящие должности
в исполнительном органе управления юридического
лица, входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также управлять юридическим
лицом в других случаях, предусмотренных
законодательством РФ. Дисквалификация
устанавливается на срок от шести месяцев
до трех лет. КоАП РФ дисквалификация предусмотрена
за нарушение законодательства о труде
от одного года до трех лет (ст. 5.27);
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
46.Система административных наказаний.
Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.
Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:
-
учитывать различия
-
выбирать наиболее подходящие
к типовым ситуациям виды
-
обеспечивать эффективность
Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3)
возмездное изъятие орудия
4)
конфискация орудия совершения
или предмета
5)
лишение специального права,
6) административный арест;
7)
административное выдворение