Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических основ анализа заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления заемным капиталом предприятия, на примере ОАО «Спировский Хлебокомбинат».
Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты анализа заемного капитала 5
1.1 Значение и задачи анализа заемного капитала в современных условиях 5
1.2 Характеристика методов анализа заемного капитала 9
Глава 2: Анализ заемного капитала на ОАО «Спировский Хлебокомбинат» 12
2.1. Общая характеристика экономического состояния ОАО «Хлебокомбинат». 12
2.2. Анализ структуры заемного капитала ОАО «Спировский Хлебокомбинат» 17
2.3. Анализ основных показателей эффективности использования заемного капитала 25
2.4 Анализ кредитоспособности предприятия 31
Заключение 37
Список используемой литературы 41
Приложения
Показатели |
2011 |
2012 |
1.Денежные средства , т. р. |
14906 |
16589 |
2.Краткосрочные финансовые вложения |
9299 |
1944 |
3.Краткосрочная
дебиторская задолженность, т. |
10854 |
1978 |
4.Краткосрочные обязательства, т. р. |
36631 |
38297 |
5.Промежуточный коэффициент покрытия |
0,957 |
0,536 |
6.Изменение, % |
100 |
56,0 |
Коэффициент срочной ликвидности, как показывает таблица 10, за весь анализируемый период меньше нормативного значения (1). Это показывает, что при привлечении дебиторской задолженности предприятие не покрывает полностью свою задолженность.
Коэффициент
текущей ликвидности – это
отношение текущих активов к
краткосрочным обязательствам. Показывает
платежные возможности
Уровень
коэффициента зависит от отрасли
производства, длительности производственного
цикла, структуры запасов и затрат
и ряда других факторов, но нормальным
все же считается равное 2. Если его
значение ниже 1, то это означает отсутствие
способности к выполнению краткосрочных
обязательств из текущих активов. Слишком
высокое значение также нежелательно
т.к. это свидетельствует о
Таблица 11 « Коэффициент текущей ликвидности ОАО «Спироский Хлебокомбинат»»
Показатели |
2011 |
2012 |
1.Оборотные активы (тыс.руб.) |
84028 |
82123 |
2.Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
36631 |
38297 |
3.Коэффициент текущей ликвидности |
2,294 |
2,064 |
4.Изменение, % |
100 |
89,97 |
По результатам таблицы 11 можно сделать вывод, что коэффициент текущей ликвидности ОАО «Спировский Хлебокомбинат» превышает максимальное значение 2,0 это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, выражающемся в зависимости оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы и оборотные средства.
Коэффициент
автономии рассчитывается как доля
собственных средств в общем
итоге баланса. Нормальное минимальное
значение оценивается на уровне 0,5.
Это означает, что сумма обязательств
предприятия равна сумме
Таблица 12 Коэффициент автономии ОАО «Спировский Хлебокомбинат»
Показатели |
2011 |
2012 |
1.Собственный капитал (т.р.) |
52037 |
58456 |
2.Валюта баланса (т. р.) |
109668 |
106753 |
3.Коэффициент автономии |
0,474 |
0,548 |
4.Изменение, % |
100 |
115,61 |
Как видно из таблицы 12, в течение двух лет происходило колебание коэффициента в приделах 0,474-0,548 в основном за счет текущей задолженности перед внебюджетными фондами. В конце же 2012 года наблюдается повышение коэффициента до 0,548.
В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Для разбивки заемщиков по классам используют следующие коэффициенты (таблица 13).
Таблица 13 « Разбивка заемщиков по классности».
Коэффициенты |
Первый класс |
Второй класс |
Третий класс |
К а. л. |
0,2 и выше |
0,15 – 0,20 |
Менее 0,15 |
К с. л. |
1,0 и выше |
0,5 – 1,0 |
Менее 0,5 |
К т. л. |
2,0 и выше |
1,0 – 2,0 |
Менее 1,0 |
К а. |
0,7 и выше |
0,5 – 0,7 |
Менее 0,5 |
Рейтинговая
оценка предприятия-заемщика является
обобщающим выводом анализа
К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов.
Первоклассным
по кредитоспособности заемщикам коммерческие
банки могут открывать
Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения. Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне. В таблице 14 рассчитаем сумму балов ОАО «Спировский Хлебокомбинат» за 2012г.
Таблица 14 « Расчет суммы баллов ОАО «Спировский Хлебокомбинат» за 2012 г»
Показатель |
Фактическое значение |
Классность коэф. |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
Класс |
К1 |
0,484 |
1 |
30 |
30 |
|
К2 |
0,536 |
2 |
20 |
40 |
|
К3 |
2,064 |
1 |
30 |
30 |
|
К4 |
0,548 |
2 |
20 |
40 |
|
Итого на 01.01.2013г |
х |
х |
100 |
140 |
1 |
По результатам таблицы 14 на протяжении 2012г. предприятие относилось к 1 классу заемщиков. Значит, банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков.
Заключение
Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы:
Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности.
Сущность заемных средств проявляется, прежде всего, через их функции: распределительную, эмиссионную, контрольную.
С одной стороны, согласно теории гибкого развития, привлечение кредитов позволяет влиять на рентабельность собственных активов, основываясь на теории эффекта финансового рычага. С другой стороны, заемные средства восполняют недостаток средств от реализации продукции в определенные сроки планируемого периода.
Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Если объем взятия заемных средств примерно равен или меньше объема их возврата, это означает, что берущиеся средства не используются для развития предприятия, а плата за них снижает эффективность, ведет к "вымыванию" собственных средств и, в конце концов, к убыточному функционированию и банкротству.
Заемный
капитал характеризуется
- Достаточно
широкими возможностями,
- Обеспечением
роста финансового потенциала
предприятия при необходимости
существенного расширения его
активов и возрастания темпов
роста объема его
- Более
низкой стоимостью в сравнении
с собственным капиталом за
счет обеспечения эффекта "
- Способностью
генерировать прирост
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
- Использование
этого капитала генерирует
- Активы,
сформированные за счет
- Высокая
зависимость стоимости
- Сложность
процедуры привлечения (
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих размещение и использование финансовых ресурсов. От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.
Исходя из того, что бухгалтерская отчетность является основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия, в данном курсовом проекте, на ее основе проведен анализ структуры капитала ОАО «Спировский Хлебокомбинат», который выявил негативные и позитивные моменты в финансовой деятельности этого предприятия.
ОАО «Спировский Хлебокомбинат» является специализированным предприятием хлебопекарной промышленности по выпечке хлебобулочной и бараночной продукции, а так же кондитерских изделий.
Основными видами деятельности предприятия является производство и реализация хлеба, булочных, кондитерских, бараночных изделий.
Основной целью деятельности общества является получение прибыли.
Наибольший удельный вес в общей структуре имущества организации в 2010 году составляют оборотные средства 70,92%. За 2011 и 2012 года удельный вес оборотных средств увеличивается на 5,7% и 0,37% соответственно.
Собственный капитал ОАО «Спировского Хлебокомбината» на начало 2010 года составлял 59696 тыс. руб. За 2011год его стоимость уменьшается на 7659 тыс. руб. или на 12,83%, в 2012 году происходит увеличение на 6419 тыс. руб. или на 12,34%.
Заемный капитал ОАО «Спировского Хлебокомбината» на начало 2010 года составлял 50869 тыс. руб. За 2011год его стоимость увеличивается на 6762 тыс. руб. или на 13,29%, в 2012 году происходит уменьшение на 9334 тыс. руб. или на 16,20%.
Удельный вес заемного (долгосрочного и краткосрочного) капитала в 2010 году составляет 46,01%, за 2011 год он увеличивается и в общей структуре источников средств формирования имущества составляет 52,55%, в 2012 году происходит уменьшение заемного капитала на 7,31% и составляет 45,24%. Таким образом, можно сделать вывод, что основным источником формирования имущества предприятия является собственный и заемный капитал практически в равной степени.
Доля собственного капитала имеет тенденцию к увеличению, об этом свидетельствует значение коэффициента автономии. За период с 2011 по 2012 гг. данный показатель увеличился на 0,074. С 2011 по 2012 гг. снизился коэффициент финансовой зависимости. Если в 2011году он составлял 1,108, то в 2012 году снизился на 0,282 и составил 0,826. Это свидетельствует о незначительном сокращении заемного капитала в валюте баланса. Судя по уровню рассчитанных коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «Спиросвкий Хлебокомбинат», можно сделать вывод, что организация ведет грамотную финансовую политику и при сложившейся структуре пассивов.