Анализ оборонно промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ оборонно промышленного комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-Определить место оборонно-промышленного комплекса в экономической структуре;
-Рассмотреть процессы развития оборонно-промышленного комплекса в России, конкретного региона – Алтайского края.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

     -Совет Федерации:

     1) рассматривает расходы на оборону,  установленные принятыми Государственной  Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

     2) рассматривает принятые Государственной  Думой федеральные законы в  области обороны; 

     3) утверждает указы Президента  Российской Федерации о введении  военного и чрезвычайного положения  на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;

     4) решает вопрос о возможности  использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации [2].

     -Государственная Дума РФ:

     1) рассматривает расходы на оборону,  устанавливаемые федеральными законами  о федеральном бюджете; 

     2) принимает федеральные законы в области обороны.

     -Правительство Российской Федерации:

     1) осуществляет меры по обеспечению  обороны и несет в пределах  своих полномочий ответственность  за состояние и обеспечение  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований  и органов;

     2) руководит деятельностью по вопросам  обороны подведомственных ему  федеральных органов исполнительной  власти;

     3) разрабатывает и представляет  в Государственную Думу предложения  по расходам на оборону в  федеральном бюджете; 

     4) организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

     5) организует обеспечение Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

     6) организует разработку и выполнение  государственных программ вооружения  и развития оборонного промышленного  комплекса; 

     7) организует разработку и выполнение  планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

     8) осуществляет руководство мобилизационной  подготовкой федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

     9) осуществляет контроль за подготовкой  организаций к выполнению государственного  оборонного заказа по выпуску  продукции в военное время,  за выполнением государственного оборонного заказа организациями, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     10) устанавливает мобилизационные  задания федеральным органам  исполнительной власти;

     11) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

     12) определяет условия финансово-хозяйственной  деятельности организаций Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

     13) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных  образовательных учреждений профессионального  образования, факультетов военного  обучения и военных кафедр  при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

     14) утверждает Положение о военных  кафедрах при государственных  образовательных учреждениях высшего  профессионального образования; 

     15) организует разработку планов  размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

     16) определяет порядок выполнения  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;

     17) утверждает положения о воинском  учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской  Федерации к военной службе, проведении  военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;

     18) устанавливает штатную численность  гражданского персонала Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск и воинских формирований;

     19) определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

     20) определяет порядок предоставления  и использования для нужд Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов земель, лесов, вод  и других природных ресурсов;

     21) устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи  и ликвидации вооружения и  военной техники, оборонных объектов  и другого военного имущества; 

     22) организует контроль за экспортом  вооружения и военной техники,  стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

     23) определяет порядок расходования  средств, выделяемых на оборону  из федерального бюджета, а  также источники финансирования  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;

     24) ведет международные переговоры  по вопросам военного сотрудничества  и заключает соответствующие  межправительственные соглашения;

     25) устанавливает порядок компенсации  расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

     26) осуществляет иные полномочия  в области обороны, возложенные  на него Конституцией Российской  Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.2

     Следующая глава посвящена современной  характеристики  функционирования оборонно-промышленного комплекса  Алтайского края. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современная характеристика  создания ОПК Алтайского края.

         2.1  История появления ОПК в Алтайском крае и его конверсия.

     Оборонно-промышленный комплекс, как и часть других отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области, является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Преобразования в отечественном оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х г. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ОПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ОПК.

     Оборонно-промышленный комплекс в Алтайском крае стал создаваться в начале Великой Отечественной войны, когда в 1941-1942 гг. на Алтай был эвакуирован ряд важнейших заводов, часть из которых имела оборонный профиль производства. В 50-е -60-е гг. создан ряд предприятий в том числе и в г. Барнауле и г. Бийск. Так окрестностях г. Барнаула построен Алтайский приборостроительный завод "Ротор", были введены оборонные предприятия и в других городах края. В настоящее время на Алтае сосредоточен уникальный научный и производственный потенциал оборонной промышленности, который представляют Федеральный научно-производственный центр "Алтай", акционерные общества: "Барнаултрансмаш", "Барнаульский станкостроительный завод", "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", государственные унитарные предприятия Бийский олеумный завод, ПО "Сибприбормаш".

     Процессы  конверсии в Алтайском крае, как  и по всей России, протекали на фоне постоянного спада производства, сокращения численности работающих. Выпуск всей продукции оборонных предприятий упал за 11 лет в 4 раза, в том числе военный - почти в 30 раз. Сложившееся положение в ОПК края явилось результатом резкого сокращения, а для половины оборонных предприятий края - полного отсутствия государственного заказа, что не было компенсировано мерами государственной организации конверсии военного производства, активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, социальной защиты высвобождаемых высококвалифицированных кадров. Ситуация усугубляется по причинам неисполнения государственных обязательств по ранее выполненному оборонному заказу и поддержанию мобилизационных мощностей.3

     Особенно  остро негативные социально-экономические  последствия обвального сокращения государственного оборонного заказа сказались  на градообразующих оборонных предприятиях - ОАО АПЗ "Ротор", ОАО "Полиэкс", ОАО "Рубцовский машзавод". В 1996 г была разработана и утверждена на Совете администрации края "Программа конверсии предприятий оборонного комплекса края". Основной задачей данной Программы - сохранение и эффективное использование производственного и кадрового потенциала оборонных предприятий путем дальнейшего перепрофилирования специальных производств на выпуск гражданской продукции, создания дополнительных рабочих мест. За прошедшие годы в рамках программы конверсии был освоен и начат выпуск многих десятков новых видов промышленной продукции и товаров народного потребления. Особенно большая работа в этом направлении проведена в ФНПЦ "Алтай", АПЗ "Ротор", Рубцовском машиностроительном заводе, "Геофизика", "Полиэкс", "Барнаултрансмаш", Барнаульском станкостроительном заводе. На Алтае выпускаются дизели и дизельгенераторы, вся гамма погружных насосов для воды, пластинчатые теплообменники, стиральные машины, электроинструмент, лакокрасочные материалы, медицинская и бытовая техника, композиционные материалы. Освоено производство уникальных посевных и почвообрабатывающих комплексов, ранее не выпускавшихся в России, и много другой продукции для предприятий различных отраслей экономики и населения. На ОАО ""Барнаултрансмаш"" проходит определенная работа по освоению и началу массового производства дизельных двигателей для легковых автомобилей. Выполнение мероприятий по реализации программы конверсии позволило обеспечить увеличение производства гражданской продукции в 1,5 раза по сравнению с 1990 г. Однако из-за крайне слабого финансирования из федерального бюджета процесса конверсии ощутимо восполнить по существу в одночасье выпавшие огромные объемы оборонного производства оказалось невозможным. На уровне администрации края часть наиболее важных для региона проектов оборонных предприятий включается в состав приоритетных направлений развития промышленности края. Среди них: организация серийного производства комплекса сельхозмашин, позволяющих осуществить переход земледелия на новые прогрессивные технологии, организация производства гербицидов, синтетических моющих средств, технических средств переработки сельхозпродукции.

     Оборонно-промышленный комплекс Алтая представлен 10 предприятиями. В результате проводимой конверсии оборонных предприятий осуществляется прирост мощностей по выпуску гражданской продукции и товаров народного потребления. На предприятиях химической и нефтехимической промышленности выпускаются химические волокна, кордная ткань, автомобильные и авиационные шины, формовые и неформовые резиновые технические изделия, технический углерод, лакокрасочные изделия, растворители, химические реактивы, различные товары народного потребления, изделия бытовой химии. Доля предприятий этой отрасли в общекраевом промышленном производстве составляет около 18%. Предприятия текстильной и легкой промышленности (в их числе два крупнейших в Сибири - меланжевый и хлопчатобумажный) производят ткани хлопчатобумажные и льняные. чулочно-носочные. трикотажные и швейные изделия, обувь. Многие изделия отличаются высоким качеством и пользуются повышенным спросом у населения. Начиная с 1991 г, начала радикальных экономических преобразований, промышленные предприятия края, как и в целом России, переживают трудные времена. Нарушены ритмичность основной части предприятий, кооперированные связи, хроническими стали простои производства из-за отсутствия сырья, комплектующих, имеются трудности со сбытом готовой продукции в связи с неплатежеспособностью потребителей, продолжается спад производства. Глубина экономического спада намного выше, чем в среднем по России и в большинстве ее регионов. Наибольшее падение за годы реформ произошло в легкой промышленности. Создалась зависимость текстильных предприятий края от узбекского хлопка. Рынки сбыта продукции сельхозмашиностроения традиционно были ориентированы в результате общесоюзной специализации на среднеазиатские республики и Казахстан. Теперь это самостоятельные государства, которые не нуждаются в сельхозтехнике, производимой в крае, в прежних объемах, к тому же из-за таможенных барьеров затруднены взаиморасчеты за поставляемую технику. Медленно осуществляется конверсия оборонных предприятий, так как помощь государства из федерального бюджета на ее проведение с каждым годом ослабевает. Мероприятия по перепрофилированию спецпроизводств на выпуск гражданской продукции в последние годы осуществляются в основном за счет собственных средств и банковских кредитов, что при высокой ставке процента и снижающемся платежеспособном спросе потребителей ставит предприятия в чрезвычайно сложное финансовое положение, обуславливает дальнейший спад производства.

Информация о работе Анализ оборонно промышленного комплекса