Анализ оборонно промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ оборонно промышленного комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-Определить место оборонно-промышленного комплекса в экономической структуре;
-Рассмотреть процессы развития оборонно-промышленного комплекса в России, конкретного региона – Алтайского края.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

     * создание заново системы подготовки  и переподготовки кадров для  ОПК и смежных производств.

     Для достижения конечной цели технологического развития ОПК, связанной с сохранением  за Россией статуса одного из мировых  лидеров в области военно-технического сотрудничества необходимо дополнительное решение следующих задач:

     * эффективный выбор рыночных ниш  (продуктовых и географических) для  позиционирования ВСВТ российского  производства;

     * обеспечение конкурентоспособности  по отношению к продукции иностранных  производителей в выбранных для  освоения нишах мирового рынка  ВСВТ;

     * завоевание не позднее 2015-2020 гг. технологического лидерства на  относительно открытых зарубежных  рынках ВСВТ в выбранных для  позиционирования рыночных нишах;

     * установление и обеспечение достижения  целевых ориентиров продаж в  соответствующих сегментах  мирового рынка ВСВТ;

     * реализация активной и гибкой  политики продвижения продукции  ОПК военного назначения на  экспорт.

     В целом, технологическое развитие оборонно-промышленного  комплекса осуществляется на основе реализации проектного подхода при  абсолютно доминирующей роли государства. С учетом существующих стартовых условий и тенденций, а также происходящих в настоящее время в ОПК и смежных областях процессов, это позволяет оценить вероятность реализации оптимального варианта технологического развития данного сектора российской экономики как достаточно высокую, но связанную с большим числом рисков и неопределенностей различного рода.8 
 

                   3.2 Перспективы развития ОПК в Алтайском крае

     В крае определены перспективные направления  по  стабилизации промышленного производства. Это:

     -Развитие предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (Программа "Алтайский трактор");

     -Организация выпуска оборудования и запчастей для агропромышленного комплекса края;

     -Перевод предприятий текстильной и связанных с ними предприятий легкой промышленности на местное натуральное сырье (лен, шерсть, химические волокна), что позволит снять остроту проблемы из-за нехватки привозного сырья (хлопка), загрузить имеющиеся производственные мощности, обеспечить занятость работников (Программа "Ткань").

     Для осуществления намеченных программ потребуется нормализовать инвестиционный процесс, создать условия для  роста инвестиций в промышленное производство. Среди других мер оживления  работы промышленности - формирование краевого заказа, который обеспечивает деятельность целой цепочке предприятий-смежников. В 2011 г он сформирован на выпуск 340 тракторов, 60 посевных почвообрабатывающих комплексов и другой сельхозтехники для АПК края на общую сумму 190 млн. руб. Подобным образом формируется краевой заказ и на социальные нужды края. На поддержку товаропроизводителей края направлен и принятый закон о льготном налогообложении, предусматривающий снижение до 50% налогов в краевой и местные бюджеты при условии увеличения объемов производства от достигнутого на одну четверть. Реализация всех вышеперечисленных мер потребует усиления работы в направлении улучшения качества и совершенствования ассортимента производимой промышленной продукции, технического перевооружения, реконструкции и обновления производств и основных фондов и в конечном счете позволит преодолеть падение промышленного производства и создать предпосылки для его подъема.

     В рамках федеральной целевой программы  «Реформирование и развитие оборонно-промышленного  комплекса», пролонгированной до 2015 г, происходит активное преобразование организационной структуры оборонно-промышленного комплекса края. Ее цель - создание укрупненных вертикально интегрированных оборонно-промышленных структур с замкнутых циклом производства конечной продукции по основным направлениям выпуска, отвечающей высоким требованиям современной Российской Армии и Военно-Морского Флота. Положительные примеры успешной работы в этом направлении в крае имеются. ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры» вошло в вертикально интегрированную структуру ОАО «Концерн «Созвездие», созданную для производства сложных систем и средств связи на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 г №993.

     В целях сохранения и концентрации научно-производственного потенциала приборостроительных предприятий судостроительной промышленности страны Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №400 преобразовано федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» (г. Санкт-Петербург) в открытое акционерное общество «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, и в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал созданного холдинга внесены ранее находящиеся в федеральной собственности 38% плюс одна акция открытого акционерного общества «Алтайский приборостроительный завод «Ротор». Основным направлением деятельности вновь созданной государственной корпорации, в которую вошло алтайское предприятие, является проведение разработок, производство, модернизация и дальнейшее сопровождение в эксплуатации навигационной техники и средств связи для надводных кораблей, подводных лодок, морских и речных судов. В последнее время ведется определенная работа по созданию сибирского холдинга НПК «Орион-СРС», объединяющего разработчиков и производителей средств дальней связи. В него планируется включение ряда предприятий ОПК Омской, Свердловской областей, Алтайского края. При этом предполагается внести в уставный капитал создаваемого холдинга 75% акций ОАО «Барнаульский радиозавод», находящихся в собственности Российской Федерации. В последнее время получено согласование Роспрома в том, что акции ОАО «БРЗ» в План приватизации федерального имущества в 2009 г. включаться не будут, а вопрос вхождения алтайских предприятий в «НПК «Орион-СРС» Роспромом поддерживается. Также согласно Указу Президента Российской Федерации №1102 от 28.08.2007 федеральное государственное унитарное предприятие «Уралвагонзавод» преобразовано в открытое акционерное общество «НПК «Уралвагонзавод» со стопроцентным пакетом акций в государственной собственности. Формируемый государственный холдинг объединит крупнейшие промышленные предприятия, ведущие отраслевые конструкторские бюро и научно-исследовательские институты страны. Основной деятельностью холдинга планируется разработка и изготовление машиностроительной продукции мирового класса. Также на основании данного Указа ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» исключено из списка стратегических предприятий и предписано передать государственный пакет акций завода (38 %) в создаваемый холдинг.

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение 

     По  итогам проделанной работы можно  сказать, что ОПК России переживает свои не лучшие времена. От пика своего роста в бывшем СССР он проходит стадию резкого сокращения объемов производства, снижения финансирования оборонного заказа, оттока квалифицированных кадров. Вместе с тем он пока является единственной производственной системой, способной решать многие технологические задачи на уровне современных требований. Более того, ВПК был и остается на сегодняшний день единственной базой прорыва российских технологий на мировой рынок продукции и не только на него.

     Еще более тяжелая ситуация сложилась  в секторе высоких технологий, куда входит и оборонно-промышленный комплекс. Падение производства и станкостроении составило 85-95% уровня 1991 г, а выпуск наиболее производительных видов оборудования – более чем на 95%.

     В результате глубокого системного кризиса, развивавшегося в России в ходе реформ в 1990-е г, страна была отброшена назад на многие годы и даже десятилетия. Объем промышленного производства сократился в вдвое, инвестиций в производство - в шесть раз, износ основных фондов достиг 60-70%, а в ряде инвестиционных отраслей экономики, например в нефтехимии и энергомашиностроении – 80%.

     Несмотря  на определенный рост объемов государственного оборонного заказа в 2005-2006 гг., финансовое положение большинства предприятий остается тяжелым. К 2008 г. долги предприятий ОПК превысили 50 млрд. руб. Как отмечается представителями Счетной палаты РФ, «не зарегистрировано ни одного процесса санации, ни одного процесса финансового оздоровления оборонного предприятия».

     Для ускорения возрождения оборонно-промышленного  комплекса и превращения его  в научно-техническую и технологическую  базу национальной экономики необходимо разработать и принять на федеральном  уровне систему мер по стимулированию инновационного развития ОПК. 
 

                                                  

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список используемой литературы

     1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ.

     2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне»(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 3, 6 июля, 4 декабря 2006 г., 19, 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 9 апреля, 9 ноября 2009 г., 5, 8 мая, 27 июля 2010 г.).

     3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 95-ФЗ.

     4. Федеральный Закон от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации»// СЗ РФ, 2004, № 19.Ст.1784.-М., 2004.

     5. Федеральный Закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» №60-ФЗ от 13 апреля 1998 г.;

       6. Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003

     7.  Федеральный портал www.protown.ru. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года)

      8.  www.Doc22.ru Информационно-аналитический портал. Алтайский край: события и комментарии экспертов.

     9.  Хайтбаев В.А. К вопросу об особенностях реформирования отечественного ОПК // Еврозийский международный научно-аналитический журнал. 2006.

     10.  Чистова В.Е. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса.

     11.   Тарасов И. Стратегические предприятия в системе оборонно-промышленного комплекса России // Право и экономика. 2006.

     12.  Винслав Ю. Конверсия отечественного оборонно-промышленного комплекса: фрагменты ретроанализа и некоторые актуальные выводы // Российский экономический журнал. 2006.

     13.  Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть II / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 2 (69).  

     14.  Астапов К.Л. Законодательное обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса // Законодательство и экономика. 2005.

     15.  Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2008;

     16.  Хайтбаев В.А. Промышленность боеприпасов и специальной химии: логистизация, проблемы и перспективы развития. Саратов: Изд-во СГАПС, 2005.

     17.  Чепасова Э.Ю. Финансовый механизм стимулирования инновационного развития промышленности Российской Федерации. - М.: МГУП, 2005.;

     18.  Рассадин В.Н. Проблемы оборонной безопасности Российской Федерации. Реформирование и перспективы инновационного развития оборонно-промышленного комплекса. -М.: ИМЭПИРАН. 2003.

     19.  Реформирование и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса. - М.: ИМЭПИРАН. 2003.

     20.  Пискунов А. Оборонное наследство. Дар или бремя?//Российская Федерация сегодня. 2006.

     21.  Чуклинов С. Оборонно - промышленный комплекс: меры модернизации // Экономист. 2006. 
 

Информация о работе Анализ оборонно промышленного комплекса