Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и диагностика производства и реализации молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ методики анализа производства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности ООО Агрофирма «Бобино-М»;
- анализ производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы методики анализа производства и продажи молока……..5
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия…………17
3 Анализ производства и продажи молока…………………………………….30
3.1 Анализ объема производства молока………………………………..30
3.2 Анализ структуры и качества произведенного молока…………….32
3.3 Анализ продажи молока и выполнения договорных обязательств……...34
3.4 Анализ конкурентоспособности молока……………………………37
3.5 Анализ цен реализации. Анализ спроса и предложения, эластичность сбыта молока………………………………………………42
4 Резервы увеличения объема продаж. Прогнозирование безубыточности производства……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………51
Приложения
В целом финансовое
состояние предприятия
3 Анализ производства и продажи молока.
3.1 Анализ объема производства молока.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.10).
Таблица 10 – Динамика производства и продажи молока
Период |
Валовой надой в текущих ценах, тыс. руб. |
Индекс цен |
Валовой надой в ценах 2008 года, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||||
2008 2009 2010 |
16590 23798 27884 |
1,00 1,15 1,13 |
16590 20694 24676 |
100,0 124,7 119,2 |
100,0 124,7 148,7 |
19556 29615 30649 |
100,0 151,4 103,5 |
100,0 151,4 156,7 |
Анализ данных таблицы 10 свидетельствует о том, что происходит увеличение объема реализации молока, притом, что объем его производства вырос практически в 1,6 раза. Это положительно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства вовлечены в оборот и не находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. по сравнению с 2008 г., +/- |
Влияние факторов |
Поголовье коров, гол. |
463 |
465 |
465 |
+ 2 |
102 |
Продуктивность, ц |
52,8 |
59,4 |
69,2 |
+ 16,4 |
7609 |
Производство молока, ц |
24450 |
27626 |
32161 |
+7711 |
7711 |
Таблица 11 - Динамика валового производства, продуктивности и поголовья
По данным таблицы 11 видно, что производство молока в 2010 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 7711 ц. За счет увеличения поголовья коров на 2 головы производство молока выросло на 102 ц, а за счет быстрого роста продуктивности коров на 16,4 ц до 69,2 ц производство молока увеличилось на 7609 ц. Это является положительным моментом в деятельности организации и следует дальше увеличивать продуктивность.
Таблица 12 - Состав и структура стада
Группа животных |
2008 |
2009 |
2010 |
Влияние факторов | |||
головы |
% |
головы |
% |
головы |
% | ||
Коровы |
463 |
41,1 |
465 |
38,7 |
465 |
41,6 |
+ 2 |
Животные на выращивании и откорме |
663 |
58,9 |
736 |
61,3 |
654 |
58,4 |
- 9 |
Итого |
1126 |
100,0 |
1201 |
100,0 |
1119 |
100,0 |
- 7 |
По данным таблицы 12 в структуре стада наибольший удельный вес занимают животные на выращивании и откорме - в среднем 59 %. Проведем факторный анализ влияния на состав КРС поголовья коров и молодняка методом цепной подстановки.
Пкрс = Пкор + Пжив
Пкрс0 = 1126; Пкрсусл 1 = 1128; Пкрс1 = 1119
∆ Пкрсобщ = - 7 гол.; ∆ПкрсПкор = 2 гол.; ∆ПкрсПжив = - 9 гол.
По данным проведенного
расчета видим, что в анализируемом
периоде общее поголовье
Таблица 13 - Расчет влияния структуры стада на производство молока
Группа животных |
Поголовье |
Структура стада, % |
Фактическое поголовье 2010 г, пересчитанное на структуру 2008 г |
Выход продукции от 1 гол., ц |
Выход продукции от фактического поголовья при структуре стада 2008 г, ц. | |||
2008 |
2010 |
2008 |
2010 |
2008 |
2010 |
2010 | ||
Коровы |
463 |
465 |
41,1 |
41,6 |
191 |
52,8 |
69,2 |
32178 |
Животные на выращивании и откорме |
663 |
654 |
58,9 |
58,4 |
385 |
2,09 |
2,28 |
1491 |
По данным таблицы 13 поголовье коров за анализируемый период выросло на 2 головы и составляет 465 голов, поголовье животных на выращивании и откорме сократилось на 9 голов. Фактическое поголовье коров, пересчитанное на структуру 2008 года составляет 191 голову, а животных на выращивании и откорме – 385 голов. Валовой надой от одной коровы в 2010 году увеличился на 16,4 ц. Выход продукции от 1 головы животных на выращивании и откорме увеличился на 0,19 ц за счет увеличения показателей продуктивности от 1 головы.
3.2 Анализ структуры и качества произведенного молока.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнение плана по структуре – это сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов. Найдем, как отклонения в структуре выпуска влияют на стоимость произведенной продукции. Построим факторную модель вида:
где СiВП
– стоимость произведенной
ВПi – объем произведенной продукции i-ого вида в условных единицах;
Цi – цена единицы продукции i-ого вида;
ΣВП – общий объем произведенной продукции;
Удi – удельный вес продукции i-ого вида в общем объеме выпуска.
Для оценки влияния фактора Удi на СiВП воспользуемся методом цепных подстановок:
СiВПплан= (ΣВП)план *Удплан*Цплан
С1 = (ΣВП)факт*Удплан*Цплан
С2 = (ΣВП)факт*Удфакт*Цплан
∆СУд = С2 – С1
Таблица 14 – Анализ структуры товарной продукции
Молоко |
Цена реализации, руб. |
Объем производства, ц |
Товарная продукция в ценах плана, тыс.руб. |
Изменение ТП за счет структуры, тыс.руб. | |||
план |
факт |
план |
Фактически при плановой структуре |
факт | |||
1 сорт |
1029,2 |
28800 |
30940 |
29640 |
34136 |
31843 |
- 2293 |
2 сорт |
926,1 |
480 |
547 |
445 |
544 |
507 |
- 37 |
Несортовое |
823,2 |
720 |
674 |
593 |
595 |
555 |
- 40 |
Итого |
х |
30000 |
32161 |
30678 |
35275 |
32905 |
- 2370 |
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 107,2 % по всем сортам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 35275 тыс. руб. При фактической структуре он ниже на 2370 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дешевой и некачественной продукции в общем ее выпуске.
Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Таблица 15 – Качество реализованного молока
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение, +/- | |
план |
факт | ||||
1.Реализовано молока, ц |
22289 |
25897 |
29000 |
29780 |
+ 7491 |
2.Фактическая жирность молока, % |
3,69 |
3,7 |
3,72 |
3,78 |
+ 0,09 |
3.Зачётный вес молока всего, ц В том числе: |
24190 |
28182 |
31729 |
33108 |
+ 8918 |
- 1 сорта, ц % |
23658 97,8 |
27224 96,6 |
30460 96,0 |
31850 96,2 |
+ 8192 - 1,6 |
- 2 сорта, ц % |
484 2,0 |
479 1,7 |
508 1,6 |
563 1,7 |
+ 79 - 0,3 |
- несортовое, ц % |
48 0,2 |
479 1,7 |
761 1,9 |
695 2,1 |
+ 647 + 1,9 |
4.Разница между фактическим и зачетным весом, ц |
1901 |
1327 |
1460 |
2070 |
+ 169 |
5.Цена реализации, руб. |
877,38 |
1143,57 |
1000,00 |
1029,18 |
+ 150,8 |
За исследуемый период на предприятии вырос объем реализации молока на 7491 ц и в зачетном весе на 8918 ц, что связано с увеличением продуктивности и валового надоя молока. Также наблюдается рост продукции первого сорта на 8192 ц, что является положительным моментом в работе предприятия. Цена реализации за исследуемый период выросла на 150,8 руб., что связано с инфляционными процессами.
3.3 Анализ продажи
молока и выполнения
В современных условиях деятельности предприятия реализуется не вся полученная продукция. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности производства.
Рассмотрим уровень товарности молока за анализируемый период.
Таблица 16 - Уровень товарности молока
Показатели |
Годы |
Изменения (+/-) 2010 год к 2008 | ||
2008 |
2009 |
2010 | ||
Валовой надой, ц |
24450 |
27626 |
32161 |
+ 7711 |
Количество реализованного молока, ц |
22289 |
25897 |
29780 |
+ 7491 |
Уровень товарности, % |
91,2 |
93,7 |
92,6 |
+ 1,4 п.п. |
Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 92,6 %, что на 1,4 п.п. выше, чем в 2008 году. Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. На предприятии на протяжении 2008-2010 годов происходило увеличение количества реализованного молока вследствие увеличения продуктивности коров и сбалансированности кормового рациона.
На следующем этапе данной работы рассмотрим анализ производства и реализации молока (таблица 17).
Таблица 17 - Анализ производства и реализации молока
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Отклонение, +/- |
Влияние факторов |
Денежная выручка от реализации молока, тыс. руб. |
19556 |
29615 |
30649 |
+ 11093 |
-8,9 п.п. |
Средняя цена реализации 1 ц молока, руб. |
877,4 |
1143,6 |
1029,2 |
+ 151,8 |
х |
Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. |
15125 |
22325 |
25857 |
+ 10732 |
х |
Прибыль (+), убыток (-) от реализации молока, тыс. руб. |
4431 |
7290 |
4792 |
+ 361 |
+1,8 п.п. |
Рентабельность продаж, % |
22,7 |
24,6 |
15,6 |
- 7,1 |
-7,1 п.п. |