Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Анализ финансового состояния – вид финансового анализа, который нацелен в первую очередь на выявление как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности организации, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства.
Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников организации, ее деловых партнеров, налоговые органы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…5
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛКА-М»………………..…..7
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………12
2.1. Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………...…12
2.2. Виды анализа, используемые для оценки имущественного состояния предприятия…...…………………………………………………......14
3. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ..16
3.1. Анализ состава и структуры имущества предприятия………… ...16
3.2. Анализ источников формирования имущества предприятия……..21
4.ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И АВТОНОМНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………27
4.1. Основные понятие финансовой устойчивости ………………….…27
4.2. Определение типов финансовой устойчивости……………….…..28
4.3. Расчёт и анализ относительных показателей финансовой устойчивости……………………………………………………………….…….30
5.АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………...…36
5.1. «Платежеспособность», «ликвидность» предприятия. Ликвидность баланса…………………………………………………………………….……...36
5.2. Расчет абсолютных показателей ликвидности……………………..39
5.3. Оценка относительных показателей ликвидности баланса……….41
6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………44
6.1. Задачи и цели анализа формирования финансовых результатов...44
6.2. Анализ показателей прибыли………………………………….……47
6.3. Анализ показателей рентабельности………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

АХД курсовая.docx

— 170.60 Кб (Скачать файл)
  1. прибыль (убыток) от продаж;
  2. прибыль до налогообложения.

К относительным показателям относятся различные соотношения прибыли и затрат или вложенного капитала (собственного, заемного, инвестиционного и т.д.).

Порядок определения показателей прибыли организации:

 

1. Валовая прибыль.

                            ВП=В – С                                                     (6.1)

где ВП – валовая прибыль;

В – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

  С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем результативности работы производственных подразделений организации.

ВП2009=73 448 – 56 404 = 17 044 тыс.руб.

ВП2010=132 419 – 109 945= 22 474 тыс.руб.

2. Прибыль от продаж.

Ппр = ВП – Рк – Ру                                          (6.2)

где Ппр – прибыль (убыток) от продаж;

Рк – коммерческие расходы;

Ру – управленческие расходы.

Прибыль от продаж есть показатель экономической результативности основной деятельности организации, т.е. производства и реализации продукции.

Ппр2009= 17 044 – 9 676 = 7 368 тыс.руб.

Ппр2010=  22 474 – 13 687 = 8 787 тыс.руб.

3. Прибыль до налогообложения.

П до н. о. = Ппр±ОФР±ВФР                                     (6.3)

где П до н. о. – прибыль до налогообложения;

ОФР – операционный финансовый результат, определяемый по формуле:

ОФР = ОД – ОР                                             (6.4)

где ОД – операционные доходы;

ОР – операционные расходы;

ВФР – внереализационный финансовый результат, определяемый по формуле:

ВФР = ВР – ВД                                             (6.5)

где  ВР – внереализационные  расходы;

ВД – внереализационные доходы.

Прибыль до налогообложения это показатель экономической результативности всей хозяйственной деятельности организации.

П до н.о.2009= 7 368 - 897= 6 471 тыс.руб.

П до н.о.2010=8 787 - 332= 8 455 тыс.руб.

4.  Чистая прибыль.

ЧП = П до н. о. – Аон – Оон – ТНП                         (6.6)

где ЧП – чистая прибыль;

Аон – отложенный налоговый актив;

Оон – отложенное налоговое обязательство;

ЧП2009= 6 471 – 127 - 1 688= 4 656 тыс. руб.

ЧП2010=8 455 – 222 - 1 894 = 6 339 тыс. руб.

Под отложенным налоговым активом, согласно ПБУ 18/02, понимается та часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (или последующих) за отчетным периоде. Отложенные налоговые обязательства равняются величине отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (или последующих) за отчетным периоде.

6.2. Анализ показателей прибыли

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов[13].

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение  объема продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния  предприятия. Рост объема реализации  убыточной продукции влияет на  уменьшение суммы прибыли;

- изменение  структуры ассортимента реализованной  продукции. Увеличение доли более  рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации  приводит к увеличению суммы  прибыли. Увеличение удельного веса  низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение  себестоимости продукции. Снижение  себестоимости приводит к росту  прибыли, и наоборот, ее рост влияет  на снижение прибыли. Такая зависимость  существует в отношении коммерческих  и управленческих расходов;

- изменение  цены реализации продукции. При  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот [2].

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2). Оценка производится по следующим формулам[7].

1. Влияние на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованную продукцию (ΔП1):

ΔП1 = ВР2 –ВР1                                                   (6.7)

ΔП1 — изменение прибыли за счет изменения отпускных цен, руб.;

ВР2 — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода, руб.;

ВР1— реализация в отчетном году в ценах базисного периода, руб.

2. Влияние на прибыль  изменений в объеме продукции (ΔП2):

ΔП2 =П0 ×Квр1 –П0                                                (6.8)

где  ΔП — изменение прибыли за счет изменений в объеме реализованной продукции, руб.;

П0— прибыль базисного периода, руб.;

Квр1— коэффициент роста объема реализованной продукции.

Квр1 =С1/ С0                                                      (6.9)

где С0— себестоимость реализованной продукции базисного периода, руб.;

С1— себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода, руб.

3. Влияние на прибыль  изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в  структуре продукции (ΔП3 ):

ΔП3 =П0 ×( Квр2 − Квр1)                                             (6.10)

где Квр2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

Квр2 = ВР1/ ВР0                                                    (6.11)

где ВР0 — реализация в базисном периоде, руб.;

ВР1 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода, руб.

4. Влияние на прибыль  экономии от снижения себестоимости  продукции (ΔП4):

ΔП4 =С1 –С0                                                         (6.12)

5. Влияние на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции (ΔП5):

ΔП5 =С0 × Квр2−С1                                                 (6.13)

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции.

Общее влияние факторов на прибыль составляет:

ΔП1 = ΔП1 + ΔП2 + ΔП3 + ΔП4 + ΔП5 = Σ ΔПn                            (6.14)

При определении влияния каждого из факторов на отклонение прибыли целесообразно составить сводку полученных результатов, чтобы впоследствии установить основные причины изменения прибыли от реализации продукции по сравнению с базисным периодом.

В табл. 6.1, составленной на основании Отчета о прибылях и убытках,   представлен анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ОАО «ЭЛКА-М».

Таблица 6.1

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия

Показатель

2010 год, тыс. руб.

2009 год, тыс. руб.

Изменение

Абсолю-тное,

тыс. руб.

Относительное, %

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных  платежей)

132 419

73 448

58 971

44, 53

2. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг

109 945

56 404

53 541

48,70

3. Валовая прибыль

22 474

17 044

5430

24,16

4. Прибыль (убыток) до налогообложения

7 890

7 036

854

10,82

5. Чистая прибыль (убыток)

5 996

5 348

648

10,81

 

Изменение прибыли от продаж рассчитывается на основе модели:

                                      (6.15)

где  – прирост прибыли от продаж;

  – прирост выручки от продаж;

  – прирост себестоимости проданных товаров;

  – прирост коммерческих расходов;

  – прирост управленческих расходов.

Выручка от продажи работ (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) увеличилась на   
58 971 тыс. руб. или 44,53%. Себестоимость проданной продукции также увеличилась  на 53 541 тыс.руб. или 48,7%.

Факторный анализ прибыли до налогообложения выполняется по следующей модели:

                                           (6.16)

где – прирост прибыли до налогообложения;

  – прирост прибыли от продаж;

  – прирост прибыли от операционных доходов и расходов;

  – прирост прибыли от внереализационных доходов и расходов

Прибыль в отчетном году составила 7 890 тыс. руб., в предыдущем – 7036 тыс. руб., то есть увеличилась  на 854 тыс. руб., что составило 10,82%.

6.3. Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования.

Для оценки рентабельности рассчитываются два типа показателей:

- показатели  рентабельности предприятия;

- показатели  рентабельности продукции.

Оценка рентабельности предприятия производится с помощью расчета следующих показателей:

Рентабельность капитала:

а) собственного капитала – характеризует эффективность использования собственного капитала:

Рск = (Пчист / ПсрΙΙΙ) * 100                                      (6.17)

где Пчист – величина чистой прибыли, руб., ПсрΙΙΙ  - средняя величина собственного капитала, руб.

Рск = (5 996/156 207,5)*100 = 3,84

б) акционерного (уставного) капитала:

Ракц.к = (Пчист / Кук) * 100                        (6.18)

где  Кук - средняя величина акционерного (уставного) капитала, руб.

Ракц.к = (5 996/68 135)*100 = 8,8

Рентабельность активов – отражает эффективность использования имущества предприятия

Ракт = (Пчист / Аср) * 100                              (6.19)

где Аср - средняя величина активов, руб.

Ракт = (5 996/134 676)*100 = 4,45

Рентабельность оборотных активов

Робр.акт = (Пчист / АIIср) * 100                         (6.20)

где АIIср - средняя величина оборотных активов, руб. [18].

Робр.акт = (5 996/35 500)*100 = 16,9

Для оценки рентабельности продукции на основе внешней отчетности рассчитываются:

Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции.

Рпр = (ПРП / РП) * 100 = [(РП – СРП) / РП] * 100        (6.21)

где   ПРП – прибыль от продаж продукции, тыс. руб.;

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия