Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:02, реферат
Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) - это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].
История создания гештальт-терапии
Основные положения теории Ф. Перлза
Гештальт-группы в групповой терапии
Список литературы
Список литературы
Развитие этой
точки зрения позволило ему создать
оригинальную концепцию психического
здоровья человека, в основе которой
лежит его способность гибко,
творчески контактировать со средой,
и прерывать контакт с ней,
когда это нужно, т.к. ритм контактирования
и ухода от контакта определяется
сменной актуальности потребностей
индивида. В качестве модели смены
потребностей Перле использовал
закон фигуры и фона. Доминирующая
потребность проявляется как
фигура на фоне всего того, что есть
в сознании. После ее удовлетворении
(завершения гештальта), она уходит
в фон, и ее место в качестве
фигуры занимает новая актуальная потребность.
Одна из задач
гештальт-терапии - используя закон
единства и борьбы противоположностей,
помочь пациенту выделить фигуру из фона,
завершить гештальт и снова возвратить
его в фоновое окружение.
Перлз опирался
на два основных закона гештальт-психологии:
целое доминирует над частями, и
отдельные элементы объединяются в
целое. В 1940-1950 он предпринял попытку
приложить основные положения гештальт-психологии.
к исследованию динамики личностных изменений,
переформулировал некоторые из принципов
гештальт-психологии применительно к
психотерапии, создав новое эффективное
психотерапевтическое направление - гештальт-терапия.
Результатом его
размышлений стала книга «
Смысл гештальт-терапии
состоит не в том, чтобы исследовать
прошлое в поисках
Такие ключевые
понятия перлсовской гештальт-
Перлз так же
говорил о внутренних противоположностях,
которые не просто существуют, а
находятся в состоянии
Здоровые люди,
которые могут четко
При возникновении
невроза защитные механизмы искажаются
и препятствуют росту личности. Среди
реакций, препятствующих росту личности,
Перлз выделяет четыре основные: реакцию
слияния, ретрофлексию, интроекцию и
проекцию.
При реакции
слияния индивидуум не может дифференцировать
себя от других, он не в состоянии
четко определить, где оканчивается
его Я и начинается Я другого
человека. У таких людей граница
собственного Я настолько размыта,
что они с трудом отличают собственные
чувства, мысли и желания от чужих.
Слияние делает невозможным саморегулирующийся
ритм контакта и отхода, что в
свою очередь делает невозможным
формирование гештальта. По своей сути
реакция слияния - это невротический
механизм избегания контакта.
Ретрофлексия
означает «обращение назад на себя»
(Perls, 1973). При ретрофлексии граница
между личностью и средой смещается
в сторону личности. Если попытка
удовлетворить свою потребность
встречает сопротивление, то ретрофлексирующий
индивидуум вместо того, чтобы направить
энергию борьбы на изменение среды,
направляет ее на себя. У ретрофлексирующего
индивидуума формируется
Интроекция - тенденция
присваивать себе убеждения, способы
мышления и поступки других людей
без критики и попытки сделать
их своими собственными. В результате
граница между Я и средой переносится,
перемещается вовнутрь Я. Индивидуум настолько
занят усвоением чужих
Проекция противоположна
интроекций. Граница между собственным
Я и средой смещается в сторону
среды. Проекция - это тенденция переносить
собственные ошибки и ответственность
за то, что происходит внутри Я, на других,
на окружающую среду. Такой человек считает,
что окружающий мир холоден и безразличен
к нему, что именно он, этот мир, виноват
в его неустроенности, безынициативности,
неудачах.
Перлс считал, что
каждый поступок - это гештальт, и
более важно осознать, как совершается
этот поступок, а не почему он совершается.
Таким образом,
Ф. Перлз заложил основу современной
гештальт-терапии. Фритц Перлз разрабатывал
метод гештальт-терапии, прежде всего,
для лечения неврозов и других
болезненных нарушений, однако еще
при его жизни гештальт-
3. Геештальт-группы
в групповой терапии
Хотя гештальт-терапия
считается методом
Современная групповая
гештальт-терапия. исходит из предположения
о том, что человеческое поведение
подчиняется принципу формирования
и разрушения гештальтов [1]. Здоровый
организм функционирует на основе саморегуляции.
Насущная потребность возникает
и начинает занимать доминирующее внимание
организма - фигура появляется из фона.
Далее организм ищет во внешней среде
объект, который способен удовлетворить
эту доминирующую потребность, например,
пищу при чувстве голода. Сближение
и адекватное взаимодействие с объектом
(разжевывание и проглатывание пищи
в данном примере) приводит к удовлетворению
потребности - гештальт завершается
и разрушается [1; 2].
В современной
групповой гештальт-терапии
Незавершенный
гештальт - это и есть проблема, а
человек, находящийся «в проблеме»
не способен осознать, а, следовательно,
сделать правильный выбор, определить,
какая из его потребностей доминирующая.
Потому базовое понятие в современной
гештальт-терапии - континуум осознания.
Континиум осознания
в понимании современных
Контакт возникает
в любой актуальной ситуации в
настоящем, в единственный момент, когда
возможны переживание и изменение.
Потому один из основных принципов
гешьальт-терапии - принцип «здесь и
теперь». Говоря о прошлом, воспоминания,
сожаления, возмущение, горе или ностальгия
присутствуют здесь и теперь и
относятся к настоящему. Говоря о
будущем, фантазируя, планируя, надеясь,
ожидая, собираясь - человек находится
здесь и теперь.
В групповой
геештальт-терапии используются следующие
принципы:
Гештальт- терапия
- это подход, который основывается
на том, что есть, а не на том, что
было или будет. Гкштальт-терапевты
работают с тем, что доступно в
актуальном текущем осознании и
с чем можно экспериментировать
посредством возрастающего
Другой принцип
групповой гештальт-терапии «я и
ты», используется для достижения более
непосредственного контакта: важнее
говорить на людях, чем с людьми.
Третий принцип
состоит в создании специального
языка: все, что относится к частям,
переносится на «я» в целом: не
«у меня напряглись ноги», а «я в
напряжении».
Четвертый принцип
- «не сплетничать» - состоит в
том, что все должно быть высказано
прямо тому, о ком идет речь, а
не так, будто этот человек отсутствует.
Групповая гештальт-терапия
представляет собой соглашение между
руководителем группы и одним
из ее членов, который добровольно
берет на себя роль пациента и располагается
на «горячем стуле», рядом с терапевтом.
Остальные члены наблюдают за
лечебным процессом взаимодействия
терапевта с клиентом. Некоторые
упражнения может выполнять вся
группа.
По Перлзу значение
такой позиции состоит в том,
что самосознание личности может
происходить при наблюдении за поведением
других. Любой участник может идентифицировать
себя с тем, кто сидит на горячем
стуле. Цепная реакция интенсивных
эмоций может захватить всех. Поэтому
читается, что для изменения личности
может быть достаточно одного лишь
наблюдения.
Некоторые гештальт-терапевты
используют взаимодействия между членами
группы, например горячий стул становится
еще и кочующим, т.е. на нем оказывается
то один клиент, то другой. Фактически
в группе существует понимание того,
что любые происходящие в ней
события имеют значение для всех
ее членов и требуют их внимания.
Следует рассмотреть
основные понятия, которые используются
современными гештальт-терапевтами
в групповой работе.
Эластичность границы определяет континуум осознания: если нет препятствий для сенсорных и моторных функций, происходит непрекращающийся обмен, рост и постепенное расширение общей почвы для коммуникации.
Поддержка - это
общий задний план, на фоне которого
выделяется (существует) и формируется
значимый гештальт. Это и есть значение:
отношение фигуры к своему фону.
Поддержка - это все, что облегчает
протекание терапии: первичная физиология,
прямая поза и координация, чувствительность
и мобильность, язык, привычки и обычаи,
социальные правила и отношения
и все, что человек может приобрести
или выучить в течение своей
жизни; все, что человек обычно принимает
как гарантированное и на что
полагается. Это могут быть привязанности
и сопротивления - фиксированные
идеи, идеалы и поведенческие шаблоны,
которые стали второй натурой
именно потому, что могли поддержать
во время своего формирования. Когда
они переживают свою полезность, они
становятся блоками (препятствиями) для
текущего жизненного процесса. Тогда
человек застывает в тупике.
В групповой
гештальт-терапии убираются
Чаще всего
в процессе работы приходится сталкиваться
со следующими типами внутренних конфликтов:
1. Конфликт между
двумя равными положительными
потребностями. В данном
2. Конфликт между
положительно заряженной
3. Конфликт между
в равной степени отрицательно
заряженными возможностями. В
ходе сеанса в данном случае
стимулируют активность
За многолетний
период развития гештальт-терапии в
ее контексте был разработан целый
ряд оригинальных техник: суп-прессивная,
экспрессивная интеграции, переименование
симптома, бархатный каток и др.
Но каждый терапевт индивидуален и
для каждого пациента применяются
подходящие техники с точки зрения
именно того терапевта, который работает,
и применяются так, как терапевт
чувствует и понимает. Основным достоинством
всех техник является то, что все
они приводят к осознанию и
инсайту.
Гештальт-терапевты
работают с телесным осознанием: дыханием,
позой, координацией, непрерывностью и
текучестью движения; с жестами, выражением
лица, голосом, языком и использованием
его особенным
Методики и
упражнения групповой гештальт-терапии
направлены на расширение сознания, интеграцию
противоположностей, усиление внимания
к чувствам, работу с мечтами, принятие
ответственности за самого себя и
преодоление сопротивления.
В процессе гештальт-терапии
на пути к раскрытию своей истинной
индивидуальности клиент проходит через
пять уровней, которые Перлз называет
уровнями невроза: