Бербоут-чартер, как правило,
дает фрахтователю право эксплуатировать
судно от своего имени, переименовать
его по согласованию с судовладельцем.
Судно, сданное в бербоут-чартер, может быть зарегистрировано
фрахтователем в соответствующем реестре
Морской Администрации порта. Все это
обеспечивает свободную техническую и
коммерческую эксплуатацию судна фрахтователем.
Следует учесть, что вопрос о возможности
сдачи в субаренду законодатель урегулировал
аналогично тайм-чартеру. Ответственность
за вред, причиненный третьим лицам, несет
непосредственно фрахтователь.
Часто бербоут-чартер используется
с целью приобретения судов. При
этом ставка фрахта устанавливается
такой, чтобы по окончании периода аренды стоимость
судна была бы выплачена практически полностью.
По окончании срока аренды вступает в
силу соглашение о купле-продаже судна
и фрахтователь становится собственником
судна.
2. Форма заключения
договора фрахтования.
2.1. Форма заключения договора фрахтования.
В соответствии с действующим
законодательством договор фрахтования
заключается в простой письменной
форме. Договор в письменной форме
может быть заключен путем составления
единого документа, подписанного сторонами,
а также путем обмена документами посредством
почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной,
электронной или иной связи, позволяющей
достоверно установить, что документ исходит
от стороны по договору.
Наибольшего внимания требует
составление единого документа. Условия, включаемые сторонами в договор
должны максимально исключать возможность
двойственного толкования. В документе
оговариваются
2.2.Типовые проформы
и их значение при заключении
договора фрахтования.
Договор фрахтования
морского судна является одним из старейших в международном праве.
Кроме того, учитывая постоянный спрос
на услуги, оказываемые судовладельцами
и другими перевозчиками, договоры фрахтования
заключаются очень часто. Вместе с тем,
специфика судна и его эксплуатации на
море не позволяют ограничиться кратким
изложением основных условий договора,
стороны вынуждены подробно регламентировать
множество нюансов. Итогом длительных
наработок стало создание типовых проформ
чартеров всех типов. Проформы разработаны,
рекомендованы или одобрены такими авторитетными
в области судоходства неправительственными
международными организациями, как Балтийской
и Международной Морской Конференцией
(БИМКО), Британской палатой судоходства,
ИМО и др.
Договор Транспортной Экспедиции
Договор транспортной экспедиции также может быть сконструирован
по модели длящегося договора организационного
характера. В этом случае существо обязательства
на стороне экспедитора будет состоять
в организации выполнения определенных
договором услуг, связанных с перевозкой
груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
И все же агентский договор,
так же как и договоры поручения
и комиссии, сохраняет черты представительского
обязательства. Изменяется лишь
характер представительства принципала
в отношениях, складывающихся между
агентами и третьими лицами. Агентский договор
расширяет сферу предпринимательской
деятельности принципала за счет постоянного
представительства агентом его интересов
на определенной территории, что и является
целью агентского договора. Как отмечалось,
договору транспортной экспедиции данная
цель не присуща, его предназначение состоит
в обеспечении и обслуживании перевозок
грузов, поэтому все услуги, в том числе
и представляющие собой юридические действия
экспедитора, подчинены этой цели.
О серьезных отличиях от договора транспортной экспедиции
могут свидетельствовать некоторые правила
об агентском договоре, в которых с наибольшей
очевидностью выражен его представительский
характер. В частности, так же как в правоотношениях
поручения и комиссии, в ходе исполнения
агентского договора агент обязан представлять
принципалу отчеты о выполнении поручений
последнего (ст. 1007 ГК РФ).
Однако наиболее примечательными
с этой точки зрения представляются
положения о возможных ограничениях
прав принципала и агента, которые могут быть предусмотрены агентским
договором. Согласно статье 1007 ГК РФ агентским
договором может быть предусмотрено обязательство
принципала не заключать аналогичных
агентских договоров с другими агентами,
действующими на определенной в договоре
территории, либо воздерживаться от осуществления
на этой территории самостоятельной деятельности,
аналогичной деятельности, составляющей
предмет агентского договора. Аналогичное
обязательство может быть предусмотрено
агентским договором и в отношении агента,
который в этом случае также лишается
права на заключение иных агентских договоров
с другими принципалами, которые подлежат
исполнению на соответствующей территории
(пункты 1 и 2 ст. 1007 ГК РФ). Применительно
к договору транспортной экспедиции введение
подобного рода ограничений в отношении
экспедитора или клиента представляется
невозможным.
Вместе с тем предмет агентского
договора, включающий в себя как
юридические, так и иные действия
агента, заключающего сделки и
совершающего другие действия (в том числе, фактические) как от имени
принципала, так и от своего имени, оказывается
предельно широким и при определенных
условиях может содержать в качестве составного
элемента и транспортно-экспедиционные
обязательства. Свидетельством тому может
служить модель агентского договора, используемая
на морском транспорте (глава XIII Кодекса
торгового мореплавания Российской Федерации;
далее – КТМ). Согласно статье 232 КТМ по
договору морского агентирования морской
агент обязуется за вознаграждение совершать
по поручению и за счет судовладельца
юридические и иные действия от своего
имени или от имени судовладельца в определенном
порту или на определенной территории.
Морской агент выполняет различные формальности,
связанные с приходом судна в порт, пребыванием
судна в порту и выходом судна из порта,
оказывает помощь капитану судна в установлении
контактов с портовыми и местными властями
и в организации снабжения судна и его
обслуживания в порту, оформляет документы
на груз, инкассирует суммы фрахта и иные
причитающиеся судовладельцу суммы по
требованиям, вытекающим из договора морской
перевозки груза, уплачивает по распоряжению
судовладельца и капитана судна суммы,
подлежащие уплате в связи с пребыванием
судна в порту, привлекает грузы для линейных
перевозок, осуществляет сбор фрахта,
экспедирование груза и совершает иные
действия в области морского агентирования
(п. 1 ст. 237 КТМ).
Транспортная экспедиция
и перевозка
По договору перевозки груза
перевозчик обязуется доставить
вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его
управомоченному на получение груза лицу
(получателю), а отправитель обязуется
уплатить за перевозку груза установленную
плату. Заключение договора перевозки
груза подтверждается составлением и
выдачей отправителю груза транспортной
накладной, коносамента или иного документа
на груз, предусмотренного соответствующим
транспортным уставом или кодексом (ст.
785 ГК РФ).
При необходимости осуществления
систематических перевозок грузов
перевозчик и грузовладелец могут заключить долгосрочный договор об организации
перевозки, по которому перевозчик обязуется
в установленные сроки принимать, а грузовладелец
– предъявлять к перевозке грузы в обусловленном
объеме. В договоре об организации перевозки
грузов определяются объемы, сроки и другие
условия предоставления транспортных
средств и предъявления грузов для перевозки,
порядок расчетов, а также иные условия
организации перевозки (ст. 798 ГК РФ).
В приведенных законодательных
формулировках выражены два основных
вида договора перевозки груза: договор
перевозки конкретного груза, который
относится к реальным договорам и вступает
в силу лишь с момента передачи груза перевозчику,
и договор об организации перевозки, который
носит консенсуальный характер и предназначен
для урегулирования взаимоотношений,
складывающихся между грузовладельцем
и перевозчиком, по подаче транспортных
средств, предъявлению грузов и осуществлению
их перевозки в течение определенного
(как правило, длительного) периода. Договор
транспортной экспедиции может быть построен
по различным моделям, приспособленным
к обоим видам договора перевозки.
Но прежде всего необходимо
заметить, что ключевой момент
в соотношении обязательств, вытекающих
из договора транспортной экспедиции
и договора перевозки, предопределен тем обстоятельством,
что составляющие предмет договора транспортной
экспедиции многообразные услуги, которые
экспедитор обязуется выполнить для клиента
или организовать их выполнение, должны
быть непосредственным образом связаны
с перевозкой груза.
Правовая природа указанной связи
транспортной экспедиции с перевозкой
груза по общему правилу определяется
тем, что договор перевозки
груза признается основным, а
договор транспортной экспедиции
– дополнительным, вспомогательным,
призванным обслуживать основной договор. Например,
О.С. Иоффе подчеркивал, что единство различных
действий экспедитора “цементирует…
вспомогательный характер деятельности
экспедитора по отношению к транспортным
перевозкам”91. К этой позиции присоединяется
и В.К. Андреев, который пишет: “Транспортировка
грузов не может быть осуществлена без
выполнения вспомогательных работ, обычно
называемых транспортно-экспедиционными
операциями или транспортно-экспедиционной
деятельностью”92. На вспомогательный
характер транспортной экспедиции по
отношению к перевозке грузов обращает
внимание и Г.П. Савичев93.
Представляется, однако, что есть
одно исключение из общего
правила о подчиненном, вспомогательном
характере договора транспортной
экспедиции по отношению к
договору перевозки, когда указанные договоры
меняются местами, а правовая природа
связи транспортной экспедиции и перевозки
грузов определяется тем, что уже перевозка
грузов обеспечивает выполнение обязательств,
вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет
о таком договоре транспортной экспедиции,
по которому экспедитор принимает на себя
обязанность организовать перевозку груза
транспортом и по маршруту, избранными
экспедитором или клиентом (п. 1 ст. 801 ГК
РФ). Для экспедитора, принявшего на себя
такое обязательство, заключение необходимых
договоров перевозки груза в целях его
доставки в пункт назначения является
лишь действием, направленным на исполнение
основного обязательства, вытекающего
из договора транспортной экспедиции.
Такая модель договора транспортной
экспедиции была известна и в советский
период. В подобной ситуации тогда говорили
о полном транспортно-экспедиционном
обслуживании. “Полное транспортно-экспедиционное
обслуживание, встречающееся сравнительно
редко, – писал О.С. Иоффе, – выражается
в том, что экспедитор принимает на себя
выполнение всех работ, начиная от движения
груза со склада отправителя и кончая
сдачей его на складе получателя”94.
Некоторые правоведы считали
модель договора, предусматривающего
полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя
(грузополучателя), настолько специфической,
что даже выводили ее за рамки правоотношений
транспортной экспедиции и приравнивали
к организационному договору перевозки.
Например, М.Е. Ходунов предлагал называть
договоры о полном транспортно-экспедиционном
обслуживании не иначе как “особого рода
договор перевозки”, “договор об организации
перевозки” или “договор общей перевозки”95.
Такой подход, видимо, объяснялся тем,
что при определении соотношения договора
транспортной экспедиции и договора перевозки
правоведы не смогли отказаться от концепции
“вспомогательного” и “основного” договоров.
Соотношение договора транспортной
экспедиции и договора перевозки
может изменяться в зависимости
от того, как сконструирован договор транспортной экспедиции
и каким содержанием стороны наполнили
обязательства, вытекающие из этого договора.
Здесь возможны самые различные варианты.
Начнем с
того, что договор транспортной
экспедиции может вообще не
предусматривать каких-либо обязанностей
экспедитора по перевозке груза или доставке
его на станцию железной дороги, в порт,
аэропорт. Услуги, оказываемые клиенту
экспедитором, могут ограничиться приемкой
груза от грузоотправителя на хранение,
его сортировкой, упаковкой, погрузкой
на транспортное средство, поданное на
основе договора перевозки, который сам
клиент заключил с перевозчиком. Такие
услуги, безусловно, связаны с перевозкой,
но представляют собой фактические действия
экспедитора, не участвующего в договоре
перевозки.
Ситуация изменяется,
если помимо названных услуг
обязательство экспедитора включает
в себя обязанность заключить
договор перевозки от имени
клиента по доверенности последнего
(в этом случае в отношениях
с перевозчиком роль экспедитора
ограничивается представительскими функциями)
или от собственного имени. В последнем
случае экспедитор становится непосредственным
участником договорных отношений по перевозке
груза в качестве грузоотправителя.
Если по
договору транспортной экспедиции
клиентом является грузополучатель, экспедитор
при получении груза от транспортной организации,
доставившей его в пункт назначения, может
действовать лишь в качестве представителя
клиента по доверенности (если только
он не указан в транспортной накладной
как грузополучатель).
Соотношение договоров транспортной
экспедиции и перевозки изменяется,
если обязательства экспедитора
включают в себя доставку груза
на железнодорожную станцию, в
морской (речной) порт или аэропорт. И здесь возможны
четыре различные ситуации.
Во-первых, в обязанности экспедитора
могут входить приемка грузов
от клиента, погрузка их в
собственный автомобиль, доставка
на станцию, в порт, аэропорт
и передача соответствующему
органу транспорта (от своего имени или
от имени клиента). В этом случае между
экспедитором и клиентом не возникают
самостоятельные правоотношения по поводу
перевозки груза до станции, порта, аэропорта,
поскольку они поглощаются предметом
договора транспортной экспедиции.
Во-вторых, договором транспортной
экспедиции может быть предусмотрена
обязанность клиента по сдаче
груза экспедитору и погрузке
его на автомобиль, принадлежащий
последнему. При этих условиях
между экспедитором и клиентом
возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным
транспортом, а состоявшийся договор автомобильной
перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной
накладной.
В-третьих, обязанность экспедитора
по вывозу груза от клиента
на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не
исключает возможности использования
транспортных средств третьего лица, с
которым экспедитор должен будет заключить
самостоятельный договор автомобильной
перевозки в качестве грузоотправителя,
а клиент выступит в роли фактического
отправителя груза.
В-четвертых, обязанности экспедитора
могут сводиться лишь к организации
выполнения услуги по вывозу
груза с территории клиента
на станцию железной дороги, в
порт или аэропорт, которая, в
свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации,
готовой направить транспортные средства
для вывоза груза клиента. При таких условиях
клиент должен будет выступить в роли
грузоотправителя и заключить договор
перевозки груза с соответствующей транспортной
организацией.