Контроль материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Данные бухгалтерского учета должны содержать информа-цию для изыскания резервов снижения себестоимости продук-ции в части рационального использования материалов, сниже-ния норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и со-хранности.
В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:
- правильное и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
- расчет и списание отклонений фактической себестоимости цен-ностей от их учетной стоимости (ТЗР) по направлениям затрат;
- выбор наиболее приемлемой оценки материалов в теку-щем учете;

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ материально-производственных запасов
Анализ объема и структуры продукции
Анализ затрат на производство
Анализ финансового состояния
Глава 2. Контроль материально-производственных запасов
2.1. Проверка состояния складского хозяйства
2.2. Контроль использования материальных ресурсов в производстве
2.3. Порядок проведения инвентаризации производственных запасов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ контроль формирования мпз.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Nпл - объём продажи  услуг в соответствии с производственной  программой организации.

Коэффициент ассортиментности можно определить также методом  наименьшего процента: из всех показателей  выполнения производственной программы  по каждому виду услуг выбирается наименьший. Оптимальное значение этого  показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации.3

Аналогично  проводится комплексный анализ ассортимента организации в динамике. Но в этом случае не должно быть четкого ограничения  значений коэффициента ассортиментности, т.к. структура продукции зависит в основном от спроса на них и может изменяться вместе с этим показателем в течении времени.

Структура продукции  определяет удельный вес (в процентах) каждого вида продукции или соотношение  отдельных видов продукции в их общем объёме.

Продукция в  основном различается по трудоёмкости выполнения, материалоёмкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре  продукции, как правило, приводит к  изменению объёма продажи продукции. Фактическое изменение удельных весов отдельных видов продукции в их общем объёме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т.д.

Чем активнее структурные  преобразования в организации, тем  выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что  организация активно реагирует  на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

К основным причинам изменения структуры продукции  можно отнести:

Изменение спроса на продукцию различных категорий  потребителей;

Недостаточную обеспеченность предприятия необходимым  оборудованием и материальными  ресурсами;

Нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;

Стремление  организации производить менее  трудоёмкие и более высокорентабельные виды продукции.

Изменение структуры  производства оказывает влияние  на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной  оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

 

    1. Анализ затрат на производство

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Это видно из формулы исчисления размера прибыли (П), где себестоимость (С) вычитается из выручки от реализации (РП):  
П = РП - С  
Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, выпол1ия одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.  
В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. 
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:  
выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;  
объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;  
обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;  
содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.  
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия. 4 
       Основные источники информации: отчетные данные; данные бухгалтерского учета; синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы.  
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  
Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции является следующим этапом углубленного анализа себестоимости и с той же целью - изыскание путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли. 
Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).  
Наиболее общим для многих отраслей промышленности элементами затрат являются: материальные (сырье и основные материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо со стороны; энергия со стороны); трудовые расходы на оплату труда, включая премии работникам, занятым в основной деятельности; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие расходы, в состав которых включаются все остальные затраты, не отраженные в предыдущих элементах.  
Изучение структуры затрат по этим элементам (а при необходимости и по важнейшим составным их частям), а также происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости. Дополнительным показателем для обоснования соответствующего вывода можно использовать удельные веса рассматриваемых элементов затрат в стоимости товарной продукции, т. е. их доли в рубле товарной продукции, разделив сумму затрат каждого элемента на сумму товарной продукции. Отклонения фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают лишь общие результаты использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а не изменение себестоимости, так как они вызваны еще и изменениями в объеме и структуре производства продукции.6 
Для полного вывода о возможности изыскания резервов снижения этих затрат необходимо также изучить затраты по их функциональной роли в производственном процессе. По этому признаку они группируются по калькуляционным статьям расходов в зависимости от связи с производством, его организацией, обслуживанием, управлением и сбытом. 
Количество и наименование калькуляционных статей в разных отраслях промышленности неодинаково.7 Рекомендуется следующий состав калькуляционных статей: 
сырье и материалы; 
покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; 
возвратные отходы (вычитаются); 
топливо и энергия на технологические цели; 
основная заработная плата производственных рабочих; 
дополнительная заработная плата производственных рабочих; 
отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; 
расходы на подготовку и освоение производства; 
износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы; 
общепроизводственные расходы; 
общехозяйственные расходы; 
потери от брака; 
прочие производственные расходы; 
коммерческие расходы. 
Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ее элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементам показывают все произведенные предприятием расходы ресурсов за отчетный период, включая расходы и на рост остатков незавершенного производства, затраты, отнесенные на счет расходов будущих периодов, и т. п.  
Группировка затрат по статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с результатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, во внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии.  
Анализ затрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактической суммы затрат (Зф) от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на фактический объем и фактическую структуру товарной продукции (3пфтп) в целом по всей товарной продукции (±3) и в разрезе отдельных статей расходов:  
±3 = 3фпфтп  
Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяются и отклонения в процентах путем деления первого на плановую сумму расходов (Зп) и умножения на 100:  
±3 =±З*100:Зп  
В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.  
Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса перечисленных калькуляционных статей в одном рубле отдельно выпущенной и реализованной товарной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на сумму товарной продукции соответственно выпущенной и реализованной.  
Значительное место в себестоимости продукции занимают материальные и трудовые затраты, которые в зависимости от объема продукции подразделяются на прямые, или условно-переменные, и косвенные, или условно-постоянные. К первым, т. е. прямым расходам, относятся: сырье и материалы, возвратные отходы, покупные и комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды и другие расходы, размер которых зависит от объема и ассортимента продукции. Ко вторым, т. е. условно-постоянным, относятся все остальные расходы, абсолютная сметная величина которых в основном остается постоянной. С изменением обмена и структуры продукции изменяется только их величина в себестоимости единицы продукции.  
АНАЛИЗ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ 
К косвенным затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо в себестоимость отдельных видов продукции (изделий, работ), а для этого используются определенные методы (коэффициенты). Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. В себестоимости продукции они представлены следующими основными комплексными статьями; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, или общепроизводственные, расходы, общезаводские, или общехозяйственные, расходы, непроизводственные, или коммерческие, расходы.  
Выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление производится путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, а также обоснованности их распределения между товарной продукцией и незавершенным производством, отдельными видами продукции.8 
Анализ динамики этих расходов осуществляется путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции (работ, услуг) за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем на отчетный период. Такое сопоставление в целом и по отдельным статьям этих расходов покажет их долю в рубле товарной продукции, как она изменялась по годам или кварталам, какая наблюдается тенденция - их снижение или повышение в рубле товарной продукции. 
Дальнейший анализ направлен на выявление причин или факторов, вызвавших эти изменения. Учитывая, что не все виды косвенных затрат находятся в одинаковой связи с объемом продукции, они при анализе подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные расходы,10  
К первым, как правило, относят все цеховые и общезаводские расходы, а также часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и часть в не производственных расходов, которые не находятся в прямой зависимости от объема товарной продукции. Путем сопоставления фактических затрат по каждой статье сметы с плановыми и фактическими за предшествующий период определяется отклонение от плана (сметы) и изменение этих затрат по сравнению с прошлым периодом. Далее, детально изучаются причины, вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье (или элементу) этих затрат. Ввиду многочисленности и разнообразия видов затрат, входящих в состав косвенных расходов, столь же разнообразны и причины образования их отклонения от сметы (плана). Для их выявления используется не только отчетная и сметная информация, но и данные аналитического учета, первичные бухгалтерские документы, расчеты, штаты, нормы и другие источники информации.

 

1.3. Анализ  финансового состояния

Качество  принимаемых управленческих решений  на  уровне  хозяйствующего

субъекта  зависит от качества их аналитического обоснования.

Получение небольшого числа ключевых информативных  показателей,  дающих объективную  оценку  финансового  состояния  предприятия,  является  основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа  выявляются  изменения в  составе  имущества   хозяйствующего   субъекта   и   в   источниках   его формирования,  в  финансовых  результатах  деятельности  (его   прибылей   и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Исходной     базой     финансового     анализа     являются      данные бухгалтерского учета и отчетности.

Одним из важнейших приемов  является  чтение  финансовой  отчетности  и изучение абсолютных величин,  представленных  в  отчетности.  Однако  данная информация, несмотря на ее значимость для принятия  управленческих  решений, не достаточна, так как не позволяет оценить динамику  основных  показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий,  что  актуально в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью:

  • составления  сравнительных   таблиц,   выявления   абсолютного   и относительного отклонения;
  • исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю
  • (к итогу баланса);
  • исчисления относительных  отклонений  в  процентах  по  отношению  к
  • базисному году.

Наряду  с абсолютными показателями, характеризующими  различные  аспектыфинансового состояния, используются и финансовые   коэффициенты.

Финансовый   коэффициент   представляет   собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются  на коэффициенты  распределения и   координации.   Коэффициенты   распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной  абсолютный  показатель составляет  от  итога включающей  его группы абсолютных  показателей.  Данные  коэффициенты  используются  в основном  в предварительном анализе.

Коэффициенты   координации   используются   для    выражения  отношений  разных по существу абсолютных показателей финансового состояния. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения  по периодам.  В  качестве  базисных  величин  могут  использоваться  показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

Специальные  финансовые  коэффициенты,  расчет   которых   основан   на существовании   определенных   соотношений   между   статьями    отчетности, называются  финансово-оперативными  показателями.  Они   позволяют   реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния  важную роль  играют  абсолютные  показатели,  которые  рассчитываются   на   основе отчетности  (чистые  активы  —  реальный  собственный  капитал,  собственные оборотные  средства,   показатели   оборачиваемости   запасов   собственными оборотными  средствами).  С   помощью   данных   показателей   формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

Практика  финансового анализа позволяет  выявить основные  методы  чтения финансовой отчетности.

Горизонтальный  (временный)  анализ  позволяет  осуществить   сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный  (структурный)  анализ  позволяет   определить   структуру итоговых  финансовых  показателей  с  выявлением  влияния   каждой   позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый  анализ  позволяет  осуществить  сравнение  позиции  с  рядом  предшествующих  периодов  и  определить  тренд,  т.е.   основную   тенденцию  динамики показателей, исключающей  случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных   периодов.   С   помощью    тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ  относительных показателей (коэффициентов) позволяет  осуществить расчет отношений  данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.

Факторный  анализ  позволяет  определить  влияние  отдельных   факторов (причин)  на  результативный  показатель   с   помощью   различных   приемов исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия  (сравнение   внутрихозяйственное   по   отдельным   показателям хозяйствующего субъекта), так и вне,  т.е.  сравнение  показателей   данного хозяйствующего   субъекта   с    показателями   конкурирующих      субъектов хозяйствования,    со    средними общеэкономическими данными.

Финансово-экономический  анализ может осуществляться разными  методами. К количественным  методам  относят  статистические   (наблюдение,   сравнение, абсолютные и относительные  величины, средние величины, сводка,  группировка, ряды   динамики,   индексы   и   т.д.),   экономико-математические   (методы математического программирования, экономико-математического моделирования  и факторного анализа, исследование операции  и  т.д.).  Каждый  из  экономико- математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые  в аналитической работе.

Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять  недостатки  в  финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности. При этом необходимо  решать  следующие задачи:

1.  На  основе  изучения   взаимосвязи   между   разными   показателями  производственной,  коммерческой  и  финансовой  деятельности   дать   оценку выполнения плана  по поступлению финансовых ресурсов  и  их  использованию  с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2.  Прогнозировать  возможные  финансовые   результаты,   экономическую рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности, наличия собственных  и заемных ресурсов и разработанных  моделей  финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3.  Разрабатывать   конкретные  мероприятия,   направленные   на   более эффективное  использование   финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового состояния предприятия.

Для оценки устойчивости финансового состояния  предприятия  используется система  показателей, характеризующих изменения:

    • структуры капитала предприятия по его  размещению  и  источникам образования;
    • эффективности и интенсивности использования капитала;
    • платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
    • запаса финансовой устойчивости предприятия.

Анализ  финансового состояния предприятия  основывается  главным  образом  на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в условиях  инфляции  сложно  привести  к  сопоставимому  виду.  Относительные показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно сравнить:

    • с  общепринятыми  «нормами»  для   оценки   степени   риска   и
    • прогнозирования возможности банкротства;
    • с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
    • с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Анализом  финансового состояния  занимаются  не  только  руководители  и  соответствующие службы предприятия, но  и  его  учредители,  инвесторы  –  с целью изучения эффективности  использования  ресурсов;  банки  –  для  оценки условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для своевременного получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для  выполнения плана поступления средств в бюджет и  т.д.  В  соответствии  с  этим  анализ делится на внутренний и внешний

Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его  результаты используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового  состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление денежных средств и  разместить собственные и заемные средства таким  образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных  и финансовых  ресурсов,  контролирующими  органами   на   основе   публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодного  вложения  средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний  анализ  имеетследующие особенности:

    • множество  субъектов  анализа,  пользователей   информацией   о деятельности предприятия;
    • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
    • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
    • ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
    • ограниченность задач анализа при  использовании  только  внешней отчетности;
    • максимальная открытость результатов  анализа  для  пользователей информации о деятельности предприятия.

Как  известно,  предприятие  –  сложное  формирование,   состоящее   из партнерских групп, находящихся  в тесном взаимном общении. Среди  партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Перечень  основных  партнерских  групп,  их   вклад   в   хозяйственную  деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего  участия и интересы,  которых  они  добиваются  в  предпринимательской  деятельности, систематизированы. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах  предприятия,  так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

К не  основным  партнерским  группам  относятся  группы,  опосредованно  заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании,  аудиторские  и юридические фирмы и т. д.

Практика  финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов  анализа:

    • горизонтальный (временной) анализ  –  сравнение  каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;
    • вертикальный  (структурный)  анализ  –  определение   структуры финансовых показателей;
    • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности  с  рядом
    • предшествующих периодов и определение тренда, то  есть  основной
    • тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
    • анализ относительных показателей  (финансовых  коэффициентов)  –
    • расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Информация о работе Контроль материально-производственных запасов