Малый бизнес в системе стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Без планирования любой бизнес обречен на неудачу. Оперативное планирование, пожалуй, это вообще самое главное, без него все становится очень зыбко и опасно. Заранее оценить все риски и спланировать будущую активность – залог успешной работы предприятия.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое планирование на предприятиях малого бизнеса.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное

направление развития из многочисленных альтернатив и направить

производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые

позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда

различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно

классифицировать следующим образом.

• Продуктово - рыночная стратегия направлена на

определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет

разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня

конкурентоспособности продукции.

• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности

фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на

исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение

средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства,

индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации

новых секторов деятельности на конкретных рынках.

• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее

руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и

номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов

деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех

из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

    Малый бизнес требует высоких темпов

Каждое живое существо на земле природа наделила собственными защитными средствами и способами выживания. Те, что покрупнее, обычно медлительны, а те, что помельче, обладают большей быстротой. В мире бизнеса защитой малых предприятий является их темп, т.е. их способность быстро адаптироваться к изменению ситуации и нуждам потребителя. Все это необходимо для выживания. Для того, чтобы выдерживать темп, хозяин предприятия должен быть компетентным и фокусировать все внимание на деле. Без основательного знания своего дела и сосредоточенности высокий темп работы может привести к обратному результату — в случае, если направление движения будет выбрано неверно. Малый бизнес требует предприимчивости.

Предприниматель — это тот, кто организует предприятие, управляет им и берет на себя ответственность за потенциальный риск В этом определении есть три ключевых слова — "организует", "управляет" и "риск". Быть предпринимателем — ни хорошо, ни плохо. Это скорее склад ума и души. Успешный предприниматель — это тот, кто знает, как организовать, как управлять и как свести степень риска до минимума.

Малый бизнес может стать крупным

Почти все крупные корпорации когда-то были небольшими предприятиями. Они стали большими, потому что тот или иной человек смог увидеть, что это

возможно, и решился добиться этого. Чтобы сделать такое видение реальностью, нужно много и расчетливо работать.

     Малый бизнес требует иного управления, нежели крупный бизнес

Большие корпорации располагают значительными ресурсами и большим количеством сотрудников. Малый бизнес требует самого бережного отношения к своим ресурсам, обходясь совсем небольшим количеством работников. Исходя из этого, малые предприятия должны иначе вести свои дела — особенно это касается маркетинга. У крупных корпораций есть средства для проведения маркетинговых исследований и дорогостоящих методов квалификации своих потребителей. Не имея в своем распоряжении таких инструментов, малые предприятия должны быть более изощренными. Они должны отыскивать другие, менее дорогостоящие способы получения той же самой информации о потребителе.

Хозяева успешных и прибыльных малых предприятий воплощают в себе многие характеристики, перечисленные ниже. Они:

• Точные мыслители       • Хорошо просчитывают

• Любознательны           предполагаемый риск

• Сконцентрированы       • Своего рода провидцы

• Организованы           • Планируют все до самых

• Хорошие управляющие     мелких деталей

• Энергичны              • Хорошие слушатели

• Предприимчивы         • Сориентированы на результат

Процесс планирования, к которому вы намереваетесь приступить, не требует от вас прямого воплощения всех вышеуказанных черт. Вы скорее должны понять, как эти характеристики приложимы к контексту ваших маркетинговых и торговых усилий.

Организация финансового управления является одним из основных вопросов, которые необходимо решить предприятиям малого и среднего бизнеса. Вместе с тем как раз данная задача и вызывают наибольшую часть вопросов, а отечественных предприятий, на которых грамотно построена система финансового управления остается еще достаточно мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Бюджет движения денежных средств магазина детских игрушек «Слонопотам»

2 .1 Формирование Графика платежей магазинов детских игрушек

   Цель ясна: необходимо управлять своими финансовыми потоками и эффективностью бизнеса. Для того чтобы управлять, необходимо сначала измерить, определиться, где мы сейчас, куда пойдем дальше и какие для этого необходимы ресурсы.

    Начать предлагаю не с того, с чего рекомендуют учебники – с составления бюджета доходов и расходов, а с более актуального сейчас для Вас: темы – формирование графика платежей. Иными словами, с конца системы финансового планирования. В зависимости от критичности сложившейся с платежами ситуации данный график может формироваться с подневной, понедельной, подекадной, помесячной и т.д. детализацией. Советуем на начальном этапе при любой сложности ситуации отслеживать свои платежи каждый день, а планировать понедельно. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы проникнуться данной системой, а во-вторых, разобраться в своих платежах. В идеальном варианте основанием для формирования расходной части графика платежей являются прогнозы понесенных затрат на основании заключенных договоров, а доходной – прогноз поступления денежных средств, также основанный на заключенных договорах. Выглядеть график платежей может, например, так, как приведено в таблице 1. Рассмотрим, что нам даст создание этого документа, а потом уже остановимся на основных особенностях его формирования. Итак, для того чтобы понять, зачем Вам надо тратить свое рабочее время, а также рабочее время подчиненных на создание этой бумаги посмотрим в конец данной таблицы. 

Таблица 1

График платежей магазина детских игрушек «Слонопотам» на январь 2015г. (в тыс.руб.)

№ п/п

Наименование статьи

Январь 2011г.

Итого

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

1

Поступления денежных средств от реализации продукции, в т.ч.

180

190

180

210

760

1.1

отдела книжной продукции

50

70

50

60

230

1.2

отдела товаров для самых маленьких

90

80

80

100

350

1.3

отдела товаров для первоклашек

40

40

50

50

180

2

Поступления денежных средств от владельцев как капитал

 

100

   

100

3

Поступления денежных средств от банка в качестве кредита

 

100

   

100

 

Итого поступлений денежных средств:

180

390

180

210

960

4

Выбытие (платежи) денежных средств на осуществление текущей деятельности

639

50

5

125

819

4.1

Поставка товаров, в т.ч.

     

90

90

4.1.1

для отдела книжной продукции

     

20

20

4.1.2

для отдела товаров для самых маленьких

     

30

30

4.1.3

для отдела товаров для первоклашек

     

40

40

4.2

Оплата аренды помещения

50

     

50

4.3

Оплата коммунальных услуг (электричество, тепло, вода и пр.)

20

     

20

4.4

Выплата заработной платы сотрудникам

350

     

350

4.5

Оплата налогов, в т.ч.

219

     

219

4.5.1

налог на прибыль

30

     

30

4.5.2

взносы на социальное страхование

137

     

137

4.5.3

оплата налога на доходы физических лиц

52

     

52

4.6

Оплата канцелярских товаров для нужд офиса

   

5

 

5

4.7

Оплата за услуги ЧОП «Крокодил»

 

50

   

50

4.8

Оплата «тревожной» кнопки

     

5

5

4.9

Оплата процентов по кредиту

     

30

30

5

Выбытие денежных средств на осуществление капитальных вложений, в т.ч.

200

 

10

 

210

5.1

строительство магазина на ул. Мира

100

 

10

 

110

5.2

закупка торгового оборудования для магазина на ул. Гастелло

100

     

100

6

Итого выбытие денежных средств:

839

50

15

125

1029

7

Чистый приток/отток денежных средств

-659

340

165

85

-69

8

Денежные средства на начало периода

100

-559

-219

-54

 

9

Денежные средства на конец периода

-559

-219

-54

31

 

  Смотрим строку «чистый приток / отток денежных средств» и видим, что по итогам работы за месяц (январь 2015г.) у нас прогнозируется отток денежных средств в размере 69 тыс.руб. Иными словами, на начало месяца у нас в наличие было 100 тыс.руб. (выделено красным цветом), а на конец периода прогнозируется, что останется только 31 тыс.руб. В данной ситуации в целом нет ничего страшного, и если вас устраивает снижение суммы свободных денежных средств, то можно все оставить, как есть. Но есть другой момент, который оставить без корректировки уже никак нельзя. Смотрите, в первую неделю месяца у Вас не будет наличных денежных средств на оплату своих обязательств. Данный дефицит будет составлять 559 тыс.руб. (выделенные красным 659 тыс.руб. за вычетом имеющихся на начало периода 100 тыс.руб.). Вот с этим смириться уже нельзя. Необходимо принимать какие-то управленческие решения сейчас на уровне прогноза, просто потом будет поздно! Есть несколько вариантов разрешение данной ситуации:

1) Самый простой (и к сожалению  не всегда самый лучший) – увеличить поступления денежных средств в 1-ую неделю месяца. Почему не самый лучший? Дело в том, что если вы планируете увеличить продажи и у вас действительно есть действенные механизмы, которые позволят это сделать, то этот вариант будет лучшим. В случае же, если вы как собственник вложите еще недостающую сумму, например, как уставной капитал или беспроцентный кредит, то это не будет хорошо. В данном случае необходимо, чтобы бизнес жил без вашей постоянной «подкормки». Если, конечно, он не на этапе бурного роста, когда необходимы инвестиции. Но опять же предпочтительны инвестиции в капитальные вложения, а не вложение денег в обеспечение текущей деятельности (т.е. в обеспечение выживаемости).

2) Снизить платежи в первую  неделю месяца. Иными словами, перенести часть платежей с первой недели на вторую, третью и т.д. В данном случае это наиболее приемлемый выход. Ведь прогнозируемые итоги работы за месяц Вас устраивают. Тут правда есть одна сложность. Дело в том, что условия оплаты ряда услуг указаны в соответствующих договорах, и перенос оплаты будет необходимо согласовывать со своими контрагентами. В противном случае можно нарваться на штрафы, пени, неустойки со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Во-первых, целесообразно формировать такой документ к началу каждого месяца. При этом он не имеет права быть один раз сформированным и оставаться таким до конца месяца, т.е. до того момента, когда уже будут проведены все фактические платежи. На самом деле это самая распространенная ошибка небольших предприятий, когда бумага-то формируется, но фактически дальше не работает. В идеальном случае График платежей должен пересматриваться при каждом изменении внешних или внутренних условий хозяйствований. Иными словами, оплатили, что-то не учтенное в графике, будьте добры скорректируйте его, а главное – найдите источники для покрытия сложившегося дефицита. Если на это времени совсем не хватает, то корректируйте и анализируйте его хотя бы раз в неделю, например, при окончании каждой недели. При этом у вас уже будут фактические платежи, проведенные в первую неделю, и реальная возможность спрогнозировать то, как вы будете жить оставшиеся недели месяца. Скажу сразу, если вы этого делать не будете, то лучше не тратьте и драгоценного времени на формирование Графика платежей. Потому, что работа эта достаточно трудоемкая, а в итоге бумага просто ляжет «мертвым» грузом на полку.

Во-вторых, старайтесь использовать как можно более достоверную информацию. При формировании прогноза платежей пользуйтесь условиями оплаты, указанными в договорах. Кроме того, фактически также старайтесь их соблюдать. Это Вам нужно, для того чтобы с одной стороны не платить раньше требуемого срока (с какой стати они должны пользоваться нашими денежными средствами раньше положенного, мы и сами в них нуждаемся), а с другой стороны, чтобы не нарваться на невыполнение договорных обязательств, что грозит всевозможными последствиями от разрыва отношений до штрафов и неустоек.

В-третьих, уделите особое внимание прогнозу продаж, а также его своевременной корректировке. Это наименее предсказуемая и наиболее важная статья.

В-четвертых, после того, как Вы сформировали График платежей, проведите его анализ. Например, применительно к нашему примеру, предлагается следующая его трансформация (см. таблицу 2)

И еще если есть время и возможности, можете формировать несколько вариантов прогноза Графика платежей: оптимистичный, наиболее реалистичный и пессимистичный.

 

 

 

 

Таблица 2

Скорректированный График платежей магазина детских игрушек «Слонопотам» на январь 2015г. (в тыс.руб.)

№ п/п

Наименование статьи

Январь 2011г.

Итого

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

1

Поступления денежных средств от реализации продукции, в т.ч.

180

190

180

210

760

1.1

отдела книжной продукции

50

70

50

60

230

1.2

отдела товаров для самых маленьких

90

80

80

100

350

1.3

отдела товаров для первоклашек

40

40

50

50

180

2

Поступления денежных средств от владельцев как капитал

 

100

   

100

3

Поступления денежных средств от банка в качестве кредита

 

100

   

100

 

Итого поступлений денежных средств:

180

390

180

210

960

4

Выбытие (платежи) денежных средств на осуществление текущей деятельности

269

189

144

217

819

4.1

Поставка товаров, в т.ч.

     

90

90

4.1.1

для отдела книжной продукции

     

20

20

4.1.2

для отдела товаров для самых маленьких

     

30

30

4.1.3

для отдела товаров для первоклашек

     

40

40

4.2

Оплата аренды помещения

50

     

50

4.3

Оплата коммунальных услуг (электричество, тепло, вода и пр.)

20

     

20

4.4

Выплата заработной платы сотрудникам

110

90

90

60

350

4.5

Оплата налогов, в т.ч.

89

49

49

32

219

4.5.1

налог на прибыль

30

     

30

4.5.2

взносы на социальное страхование

43

35

35

23

137

4.5.3

оплата налога на доходы физических лиц

16

13

13

9

52

4.6

Оплата канцелярских товаров для нужд офиса

   

5

 

5

4.7

Оплата за услуги ЧОП «Крокодил»

 

50

   

50

4.8

Оплата «тревожной» кнопки

     

5

5

4.9

Оплата процентов по кредиту

     

30

30

5

Выбытие денежных средств на осуществление капитальных вложений, в т.ч.

 

200

10

 

210

5.1

строительство магазина на ул. Мира

 

100

10

 

110

5.2

закупка торгового оборудования для магазина на ул. Гастелло

 

100

   

100

6

Итого выбытие денежных средств:

269

389

154

217

1029

7

Чистый приток/отток денежных средств

-89

1

26

-7

-69

8

Денежные средства на начало периода

100

11

12

38

 

9

Денежные средства на конец периода

11

12

38

31

 

Информация о работе Малый бизнес в системе стратегического планирования