Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:45, курсовая работа
Без планирования любой бизнес обречен на неудачу. Оперативное планирование, пожалуй, это вообще самое главное, без него все становится очень зыбко и опасно. Заранее оценить все риски и спланировать будущую активность – залог успешной работы предприятия.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное
направление развития из многочисленных альтернатив и направить
производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые
позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда
различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно
классифицировать следующим образом.
• Продуктово - рыночная стратегия направлена на
определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет
разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня
конкурентоспособности продукции.
• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности
фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на
исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение
средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства,
индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации
новых секторов деятельности на конкретных рынках.
• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее
руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и
номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов
деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех
из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
Малый бизнес требует высоких темпов
Каждое живое существо на земле природа наделила собственными защитными средствами и способами выживания. Те, что покрупнее, обычно медлительны, а те, что помельче, обладают большей быстротой. В мире бизнеса защитой малых предприятий является их темп, т.е. их способность быстро адаптироваться к изменению ситуации и нуждам потребителя. Все это необходимо для выживания. Для того, чтобы выдерживать темп, хозяин предприятия должен быть компетентным и фокусировать все внимание на деле. Без основательного знания своего дела и сосредоточенности высокий темп работы может привести к обратному результату — в случае, если направление движения будет выбрано неверно. Малый бизнес требует предприимчивости.
Предприниматель — это тот, кто организует предприятие, управляет им и берет на себя ответственность за потенциальный риск В этом определении есть три ключевых слова — "организует", "управляет" и "риск". Быть предпринимателем — ни хорошо, ни плохо. Это скорее склад ума и души. Успешный предприниматель — это тот, кто знает, как организовать, как управлять и как свести степень риска до минимума.
Малый бизнес может стать крупным
Почти все крупные корпорации когда-то были небольшими предприятиями. Они стали большими, потому что тот или иной человек смог увидеть, что это
возможно, и решился добиться этого. Чтобы сделать такое видение реальностью, нужно много и расчетливо работать.
Малый бизнес требует иного управления, нежели крупный бизнес
Большие корпорации располагают значительными ресурсами и большим количеством сотрудников. Малый бизнес требует самого бережного отношения к своим ресурсам, обходясь совсем небольшим количеством работников. Исходя из этого, малые предприятия должны иначе вести свои дела — особенно это касается маркетинга. У крупных корпораций есть средства для проведения маркетинговых исследований и дорогостоящих методов квалификации своих потребителей. Не имея в своем распоряжении таких инструментов, малые предприятия должны быть более изощренными. Они должны отыскивать другие, менее дорогостоящие способы получения той же самой информации о потребителе.
Хозяева успешных и прибыльных малых предприятий воплощают в себе многие характеристики, перечисленные ниже. Они:
• Точные мыслители • Хорошо просчитывают
• Любознательны предполагаемый риск
• Сконцентрированы • Своего рода провидцы
• Организованы • Планируют все до самых
• Хорошие управляющие мелких деталей
• Энергичны • Хорошие слушатели
• Предприимчивы • Сориентированы на результат
Процесс планирования, к которому вы намереваетесь приступить, не требует от вас прямого воплощения всех вышеуказанных черт. Вы скорее должны понять, как эти характеристики приложимы к контексту ваших маркетинговых и торговых усилий.
Организация финансового управления является одним из основных вопросов, которые необходимо решить предприятиям малого и среднего бизнеса. Вместе с тем как раз данная задача и вызывают наибольшую часть вопросов, а отечественных предприятий, на которых грамотно построена система финансового управления остается еще достаточно мало.
2 Бюджет движения денежных средств магазина детских игрушек «Слонопотам»
2 .1 Формирование Графика платежей магазинов детских игрушек
Цель ясна: необходимо управлять своими финансовыми потоками и эффективностью бизнеса. Для того чтобы управлять, необходимо сначала измерить, определиться, где мы сейчас, куда пойдем дальше и какие для этого необходимы ресурсы.
Начать предлагаю не с того, с чего рекомендуют учебники – с составления бюджета доходов и расходов, а с более актуального сейчас для Вас: темы – формирование графика платежей. Иными словами, с конца системы финансового планирования. В зависимости от критичности сложившейся с платежами ситуации данный график может формироваться с подневной, понедельной, подекадной, помесячной и т.д. детализацией. Советуем на начальном этапе при любой сложности ситуации отслеживать свои платежи каждый день, а планировать понедельно. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы проникнуться данной системой, а во-вторых, разобраться в своих платежах. В идеальном варианте основанием для формирования расходной части графика платежей являются прогнозы понесенных затрат на основании заключенных договоров, а доходной – прогноз поступления денежных средств, также основанный на заключенных договорах. Выглядеть график платежей может, например, так, как приведено в таблице 1. Рассмотрим, что нам даст создание этого документа, а потом уже остановимся на основных особенностях его формирования. Итак, для того чтобы понять, зачем Вам надо тратить свое рабочее время, а также рабочее время подчиненных на создание этой бумаги посмотрим в конец данной таблицы.
Таблица 1
График платежей магазина детских игрушек «Слонопотам» на январь 2015г. (в тыс.руб.)
№ п/п |
Наименование статьи |
Январь 2011г. |
Итого | |||
1 нед. |
2 нед. |
3 нед. |
4 нед. | |||
1 |
Поступления денежных средств от реализации продукции, в т.ч. |
180 |
190 |
180 |
210 |
760 |
1.1 |
отдела книжной продукции |
50 |
70 |
50 |
60 |
230 |
1.2 |
отдела товаров для самых маленьких |
90 |
80 |
80 |
100 |
350 |
1.3 |
отдела товаров для первоклашек |
40 |
40 |
50 |
50 |
180 |
2 |
Поступления денежных средств от владельцев как капитал |
100 |
100 | |||
3 |
Поступления денежных средств от банка в качестве кредита |
100 |
100 | |||
Итого поступлений денежных средств: |
180 |
390 |
180 |
210 |
960 | |
4 |
Выбытие (платежи) денежных средств на осуществление текущей деятельности |
639 |
50 |
5 |
125 |
819 |
4.1 |
Поставка товаров, в т.ч. |
90 |
90 | |||
4.1.1 |
для отдела книжной продукции |
20 |
20 | |||
4.1.2 |
для отдела товаров для самых маленьких |
30 |
30 | |||
4.1.3 |
для отдела товаров для первоклашек |
40 |
40 | |||
4.2 |
Оплата аренды помещения |
50 |
50 | |||
4.3 |
Оплата коммунальных услуг (электричество, тепло, вода и пр.) |
20 |
20 | |||
4.4 |
Выплата заработной платы сотрудникам |
350 |
350 | |||
4.5 |
Оплата налогов, в т.ч. |
219 |
219 | |||
4.5.1 |
налог на прибыль |
30 |
30 | |||
4.5.2 |
взносы на социальное страхование |
137 |
137 | |||
4.5.3 |
оплата налога на доходы физических лиц |
52 |
52 | |||
4.6 |
Оплата канцелярских товаров для нужд офиса |
5 |
5 | |||
4.7 |
Оплата за услуги ЧОП «Крокодил» |
50 |
50 | |||
4.8 |
Оплата «тревожной» кнопки |
5 |
5 | |||
4.9 |
Оплата процентов по кредиту |
30 |
30 | |||
5 |
Выбытие денежных средств на осуществление капитальных вложений, в т.ч. |
200 |
10 |
210 | ||
5.1 |
строительство магазина на ул. Мира |
100 |
10 |
110 | ||
5.2 |
закупка торгового оборудования для магазина на ул. Гастелло |
100 |
100 | |||
6 |
Итого выбытие денежных средств: |
839 |
50 |
15 |
125 |
1029 |
7 |
Чистый приток/отток денежных средств |
-659 |
340 |
165 |
85 |
-69 |
8 |
Денежные средства на начало периода |
100 |
-559 |
-219 |
-54 |
|
9 |
Денежные средства на конец периода |
-559 |
-219 |
-54 |
31 |
Смотрим строку «чистый приток / отток денежных средств» и видим, что по итогам работы за месяц (январь 2015г.) у нас прогнозируется отток денежных средств в размере 69 тыс.руб. Иными словами, на начало месяца у нас в наличие было 100 тыс.руб. (выделено красным цветом), а на конец периода прогнозируется, что останется только 31 тыс.руб. В данной ситуации в целом нет ничего страшного, и если вас устраивает снижение суммы свободных денежных средств, то можно все оставить, как есть. Но есть другой момент, который оставить без корректировки уже никак нельзя. Смотрите, в первую неделю месяца у Вас не будет наличных денежных средств на оплату своих обязательств. Данный дефицит будет составлять 559 тыс.руб. (выделенные красным 659 тыс.руб. за вычетом имеющихся на начало периода 100 тыс.руб.). Вот с этим смириться уже нельзя. Необходимо принимать какие-то управленческие решения сейчас на уровне прогноза, просто потом будет поздно! Есть несколько вариантов разрешение данной ситуации:
1) Самый простой (и к сожалению не всегда самый лучший) – увеличить поступления денежных средств в 1-ую неделю месяца. Почему не самый лучший? Дело в том, что если вы планируете увеличить продажи и у вас действительно есть действенные механизмы, которые позволят это сделать, то этот вариант будет лучшим. В случае же, если вы как собственник вложите еще недостающую сумму, например, как уставной капитал или беспроцентный кредит, то это не будет хорошо. В данном случае необходимо, чтобы бизнес жил без вашей постоянной «подкормки». Если, конечно, он не на этапе бурного роста, когда необходимы инвестиции. Но опять же предпочтительны инвестиции в капитальные вложения, а не вложение денег в обеспечение текущей деятельности (т.е. в обеспечение выживаемости).
2) Снизить платежи в первую неделю месяца. Иными словами, перенести часть платежей с первой недели на вторую, третью и т.д. В данном случае это наиболее приемлемый выход. Ведь прогнозируемые итоги работы за месяц Вас устраивают. Тут правда есть одна сложность. Дело в том, что условия оплаты ряда услуг указаны в соответствующих договорах, и перенос оплаты будет необходимо согласовывать со своими контрагентами. В противном случае можно нарваться на штрафы, пени, неустойки со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Во-первых, целесообразно формировать такой документ к началу каждого месяца. При этом он не имеет права быть один раз сформированным и оставаться таким до конца месяца, т.е. до того момента, когда уже будут проведены все фактические платежи. На самом деле это самая распространенная ошибка небольших предприятий, когда бумага-то формируется, но фактически дальше не работает. В идеальном случае График платежей должен пересматриваться при каждом изменении внешних или внутренних условий хозяйствований. Иными словами, оплатили, что-то не учтенное в графике, будьте добры скорректируйте его, а главное – найдите источники для покрытия сложившегося дефицита. Если на это времени совсем не хватает, то корректируйте и анализируйте его хотя бы раз в неделю, например, при окончании каждой недели. При этом у вас уже будут фактические платежи, проведенные в первую неделю, и реальная возможность спрогнозировать то, как вы будете жить оставшиеся недели месяца. Скажу сразу, если вы этого делать не будете, то лучше не тратьте и драгоценного времени на формирование Графика платежей. Потому, что работа эта достаточно трудоемкая, а в итоге бумага просто ляжет «мертвым» грузом на полку.
Во-вторых, старайтесь использовать как можно более достоверную информацию. При формировании прогноза платежей пользуйтесь условиями оплаты, указанными в договорах. Кроме того, фактически также старайтесь их соблюдать. Это Вам нужно, для того чтобы с одной стороны не платить раньше требуемого срока (с какой стати они должны пользоваться нашими денежными средствами раньше положенного, мы и сами в них нуждаемся), а с другой стороны, чтобы не нарваться на невыполнение договорных обязательств, что грозит всевозможными последствиями от разрыва отношений до штрафов и неустоек.
В-третьих, уделите особое внимание прогнозу продаж, а также его своевременной корректировке. Это наименее предсказуемая и наиболее важная статья.
В-четвертых, после того, как Вы сформировали График платежей, проведите его анализ. Например, применительно к нашему примеру, предлагается следующая его трансформация (см. таблицу 2)
И еще если есть время и возможности, можете формировать несколько вариантов прогноза Графика платежей: оптимистичный, наиболее реалистичный и пессимистичный.
Таблица 2
Скорректированный График платежей магазина детских игрушек «Слонопотам» на январь 2015г. (в тыс.руб.)
№ п/п |
Наименование статьи |
Январь 2011г. |
Итого | |||
1 нед. |
2 нед. |
3 нед. |
4 нед. | |||
1 |
Поступления денежных средств от реализации продукции, в т.ч. |
180 |
190 |
180 |
210 |
760 |
1.1 |
отдела книжной продукции |
50 |
70 |
50 |
60 |
230 |
1.2 |
отдела товаров для самых маленьких |
90 |
80 |
80 |
100 |
350 |
1.3 |
отдела товаров для первоклашек |
40 |
40 |
50 |
50 |
180 |
2 |
Поступления денежных средств от владельцев как капитал |
100 |
100 | |||
3 |
Поступления денежных средств от банка в качестве кредита |
100 |
100 | |||
Итого поступлений денежных средств: |
180 |
390 |
180 |
210 |
960 | |
4 |
Выбытие (платежи) денежных средств на осуществление текущей деятельности |
269 |
189 |
144 |
217 |
819 |
4.1 |
Поставка товаров, в т.ч. |
90 |
90 | |||
4.1.1 |
для отдела книжной продукции |
20 |
20 | |||
4.1.2 |
для отдела товаров для самых маленьких |
30 |
30 | |||
4.1.3 |
для отдела товаров для первоклашек |
40 |
40 | |||
4.2 |
Оплата аренды помещения |
50 |
50 | |||
4.3 |
Оплата коммунальных услуг (электричество, тепло, вода и пр.) |
20 |
20 | |||
4.4 |
Выплата заработной платы сотрудникам |
90 |
90 |
60 |
350 | |
4.5 |
Оплата налогов, в т.ч. |
89 |
49 |
49 |
32 |
219 |
4.5.1 |
налог на прибыль |
30 |
30 | |||
4.5.2 |
взносы на социальное страхование |
43 |
35 |
35 |
23 |
137 |
4.5.3 |
оплата налога на доходы физических лиц |
16 |
13 |
13 |
9 |
52 |
4.6 |
Оплата канцелярских товаров для нужд офиса |
5 |
5 | |||
4.7 |
Оплата за услуги ЧОП «Крокодил» |
50 |
50 | |||
4.8 |
Оплата «тревожной» кнопки |
5 |
5 | |||
4.9 |
Оплата процентов по кредиту |
30 |
30 | |||
5 |
Выбытие денежных средств на осуществление капитальных вложений, в т.ч. |
200 |
10 |
210 | ||
5.1 |
строительство магазина на ул. Мира |
100 |
10 |
110 | ||
5.2 |
закупка торгового оборудования для магазина на ул. Гастелло |
100 |
100 | |||
6 |
Итого выбытие денежных средств: |
269 |
389 |
154 |
217 |
1029 |
7 |
Чистый приток/отток денежных средств |
-89 |
1 |
26 |
-7 |
-69 |
8 |
Денежные средства на начало периода |
100 |
11 |
12 |
38 |
|
9 |
Денежные средства на конец периода |
11 |
12 |
38 |
31 |
Информация о работе Малый бизнес в системе стратегического планирования