Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:24, дипломная работа
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ управления кредитными рисками коммерческого банка, анализ управления кредитным портфелем по материалам «БТА-Казань» и разработка предложений по совершенствованию управления кредитными рисками «БТА-Казань»:
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды кредитных рисков коммерческого банка, а также виды кредитных операций банка и их значение;
- определить цели и задачи формирования кредитного портфеля коммерческого банка и виды кредитной политики;
- обозначить место и роль кредитного риска при управлении кредитным портфелем банка;
- провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности банка по материалам «БТА-Казань»;
Второй по значению Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 10.07.98г., 5,8.07.99г., 19.06., 7.08.2001г, 21.03.02). Закон «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту Закон «О банках….» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус объектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.
Конституционные основы банковской деятельности
закреплены в п. «ж» ст.71 Конституции
РФ, согласно которой кредитное
Основу правового
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» От 02.11.04г. №2127-Ф кредитная организация это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом. Кредитная организация обязуется на основе любой формы собственности, как хозяйственное общество (ч.1, ст.1). Из этого следует, что российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно правовой форме признаются коммерческими организациями которые могут быть созданы в виде следующих хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО), в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО).[9]
Центральный банк Российской
Федерации, являясь важнейшим элементом
банковской системы страны, оказывает
большое воздействие на функционирование
и жизнедеятельность
Помимо названных и
Наряду с законодательными актами правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить
- Указ Президента РФ от 10 июня 1994г. №1184 «О совершенствовании работы банковской системы РФ» (с изм. от 27.04. 1995г.)
- Постановление Правительства РФ от 7.03.2000г. №194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых организаций»;
- Распоряжение Правительства от 2.04.2006г. №454-р «О прекращении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций».
Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР, в этой связи, одним их элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст.7 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2006г. №115 ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «Обязательно для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативно-правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».
Осуществление нормотворческой функции регламентировано банком России в положении в порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденным 15.09.05.
Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения Федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено Федеральным законов для случая их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних.[10]
Официальное разъяснение
банка России по вопросам применения
его собственных нормативных
актов являются актами их толкования
и применяются в случаях
Важно подчеркнуть, что
нормативные акты банка России должны
быть зарегистрированы в министерстве
юстиции РФ в порядке, установленном
для государственной
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты банка России, устанавливающие:
- курс иностранных валют по отношению к рублю;
- изменение процентных ставок;
- размер резервных требований;
- размер обязательных нормативах для кредитных организаций и банковских групп;
- прямые количественные ограничения;
- правила бухгалтерского учета и отчетности для банка России;
- порядок обеспечения функционирования системы банка России.[11]
Также не подлежат государственной
регистрации иные нормативные акты
банка России, который в соответствии
с порядком, установленном для
федеральных органов
В качестве примера действующих актов Центральный банк России можно выделить:
- указание оперативного
характера ЦБР от 22.01.05г №7-Т
«О некоторых вопросах, связанных
с применением Федерального
- указание ЦБР от 31.03.05г. №767-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» (с изм. от 8.07, 21.12 2005г.)
- инструкция ЦБР от
24.08.05г. №76-И «Об
- письмо ЦБР от 11.09.98г.N218-Т
«О порядке осуществления
В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия «совместных» подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной и исполнительной власти.
В таком «коллективном правотворчестве» участвует и Центральный банк. Еще раз подчеркнем, что применение на практике норм изложенных ведомственных актах ЦБР и совместных актах, необходимо учитывать, что данные акты не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Вопросы становления нормативов в российском банковском законодательстве регулирует инструкция ЦБ РФ от 1.10.04г. №1 «О порядке регулировании деятельности банка» (в пред.от 13.08.04г.) Она определяет, что минимальный размер собственных средств (капитала) банка складывается как сумма уставного капитала фондов банка и нераспределенной прибыли (п.1.1.)
Центральный банк России при переходе народного хозяйства страны у рыночным отношениям включая финансово-кредитную систему исходя из своих правомочий в области государственной денежно-кредитной политики, реализации функций банковского регулировании и надзора за деятельностью кредитных организаций, в соответствии с инструкции Федерального банка Российской Федерации от 16.01.05 №110-и «Об обязательных нормативах банка». К обязательным нормативам банка относятся: следующие показатели:
- достаточности собственных средств (капитала) банка;
- ликвидности банка;
- максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимального размера крупных кредитных рисков;
- максимального размера кредитов, банковской гарантии и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
- совокупной величины риска по инсайдерам банка;
- использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Таким образом, при выдаче кредита банк обязан следить за обязательными нормативами предусмотренными инструкцией Центрального банка РФ от 16.01.04г. №110-и» Об обязательных нормативах банков». Они применяются в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков.
Основными задачами управления кредитными рисками коммерческого банка являются:
-определение и адекватная оценка факторов влияющих на уровень кредитного риска;
-классификация кредитов
по группам риска в
-оптимизация кредитного
портфеля с точки зрения
-определение
-ранее выявление проблемных кредитов;
-оценка достаточности создаваемого резерва и его своевременная корректировка;
-обеспечение диверсификации кредитных вложений, их ликвидности и доходности;
-разработка кредитной
политики банка и ее
Решение вышеперечисленных
задач в свою очередь предъявляет
требования к руководству банка
по разработке основного письменного
документа – «Кредитного
Одним из ключевых факторов, определяющих структуру конкретного банковского кредитного портфеля является кредитная политика банка. Продуманная кредитная политика способствует повышению качества кредитов.
Кредитную политику можно определить как совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения привлеченных средств в кредиты в целях обеспечения стабильного роста прибыли банка. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность.
Информация о работе Мероприяти по улучшению использования трудовых ресурсов