Методика анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Настоящая методика разработана в целях обеспечения единого методологического подхода к анализу финансового состояния предприятия. Результатом такого анализа является комплексная оценка финансового состояния предприятия, позволяющая не только определить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на момент проведения анализа, но и своевременно сигнализировать о негативных тенденциях в деятельности предприятия.
Источниками информации для анализа деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, в некоторых случаях, при анализе деятельности контрагентов, возможно использование публикуемой отчетности.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика анализа финансового состояния предприятия.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

четных данных с использованием информации, находящейся  в комментариях к

отчетности.

4. Интерпретация  результатов. Невозможно высказать  какое-либо од-

нозначное суждение о том или ином аналитическом коэффициенте. Например,

высокое значение коэффициента быстрой ликвидности является благоприят-

ным с позиции характеристики степени платежеспособности предприятия. С

другой стороны, такое  высокое значение показателя может быть обусловлено

неоправданно высокой  суммой средств на счете, что вряд ли характеризует фи-

нансовою политику предприятия  с хорошей стороны, поскольку  деньги, нахо-

дящиеся без движения, не дают отдачи. Точно также высокое  значение ресур-

соотдачи с одной стороны, может свидетельствовать об эффективном исполь-

зовании ресурсов фирмы, а  с другой – о недостаточной  материально-техни-

ческой базе и, возможно, о  недостатке средств для ее укрепления. Кроме того,

по одним показателям  фирмы могут выглядеть лучше, по другим – хуже, что

также затрудняет возможность  сделать вывод о том, является финансовое по-

ложение устойчивым или нет. Таким образом, данные такого анализа  должны

использоваться лишь в  качестве одного из аргументов для  принятия управлен-

ческих решений.

5. Влияние методов учета.  Применение различных методов  учета, яв-

ляющееся обычным в  компаниях, может осложнить сравнение  показателей. На-

пример, при различных  методах оценки запасов:

- по фактической себестоимости,

- метод списания затрат  в порядке их поступления – FIFO,

- метод списания по  ценам последних партий – LIFO,

- по средним ценам, когда  для оценки эффективности деятельности  пред-

приятия может потребоваться  построение финансовых потоков и  т.д.

6. Вуалирование отчетности.

В настоящее  время существует множество способов "приукрасить" фи-

нансовою отчетность, используя различные варианты проведения хозяйствен-

ных операций в  бухгалтерском учете (например, в  практике российских пред-

приятий часто  счет 45 "Товары отгруженные" используется вместо счета 62

"Расчеты с различными  дебиторами", что увеличивает размер высоколиквид-

ных активов – запасов  и уменьшает общую дебиторскую  задолженность, яв-

ляющуюся низколиквидным активом).

Подобные факторы значительно  усложняют проведение пространствен-

но-временного сравнительного анализа, снижают надежность полученных ре-

зультатов и обоснованность сделанных выводов. Это особенно верно для слу-

чаев, когда компания переходит  на новые методы учета (например, прямоли-

нейная амортизация заменяется ускоренной или FIFO заменяется на LIFO) или

если сравниваемые компании одной отрасли применяют различные методики

учета. Поэтому отчетность должна быть приведена к сопоставимому  виду.

Методика

Графически  методика проведения финансового анализа  указана на рисунке 1.

 

Изображенная  на рисунке 1 схема отображает последовательность проведения финансового анализа  специалистом и наиболее подробно описана  в таблице 1.

Таблица 1. Алгоритм проведения финансового  анализа 

Шаг

Пояснение

1

Подготовка  исходной информации для проведения финансового анализа

Для проведения финансового анализа необходима информация следующего содержания:

- Информация  о том кто является пользователем  результатов финансового анализа,  какова цель и задача проведения анализа, какие исходные данные потребуются и какова их достоверность и возможность их получения и обработки

1.1

Определение целей и задач финансового  анализа и пользователя его результатов

Проведение  финансового анализа начинается с того, что Клиент (заказчик сторонней организации или непосредственный руководитель) ставит эту задачу аналитику. Поэтому в первую очередь аналитику необходимо подготовить информацию о том, кто является пользователем результатов финансового анализа, какова цель и задача проведения анализа. Для этого нужно в программе MS Word создать текстовый документ под названием «1_Цели и задачи анализа».

В данном документе указать:  
1) Пользователь результатов финансового анализа – под данным заголовком следует указать, кто будет читать заключение по финансовому анализу и на основе него принимать управленческие решения – ФИО, должность и дополнительная информация. То есть, прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации необходимо определиться, с чьей точки зрения будет выполняться эта работа  
2) Аналитик – указать лицо, которое проводит финансовый анализ – ФИО, должность и название организации, в которой состоит аналитик  
3) Цель финансового анализа – кратко и четко указать для чего проводиться финансовый анализ: для чего рассчитываются и интерпретируются финансовые показатели, для чего будет использована информация, полученная в ходе анализа, для каких решений и задач необходимы результаты анализа.  
4) Задачи финансового анализа – последовательно указать, какие задачи будут решаться в ходе анализа для достижения цели, то есть что нужно сделать, чтобы достигнуть указанной выше цели. Если не удается сразу сформулировать пункты данного документа, то необходимо выяснить данные вопросы у того, кто ставит задачу.

1.2

Определение перечня исходных данных и подготовка запроса

На данном этапе следует подготовить информацию о том, какие исходные данные потребуются  для проведения финансового анализа.

Исходные  данные делятся на две категории:  

- Основные  данные  
- Дополнительные данные

Основные  данные – это минимальные необходимые  данные, без которых невозможно проведение финансового анализа:

- Данные  бухгалтерского баланса на две  даты (на начало и на конец  периода);  
- Данные из отчета о прибылях и убытках на две даты, соответствующие датам, за которые предоставляются данные из баланса.

Дополнительные  данные – это данные расширяющие  возможности анализа:

- Данные  из отчета о движении денежных  средств на две даты, соответствующие  датам, за которые предоставляются  данные из баланса;  
- Первоначальная стоимость основных средств, руб.  
- Из них первоначальная стоимость ОПФ, руб.  
- Первоначальная стоимость нематериальных активов, руб.  
- Поступило основных средств, руб.  
- Выбыло основных средств, руб.  
- Ставка налога на прибыль, руб.  
- Кредитная ставка банка, %.  
- Процент дивидендов, %.  
- Сумма процентов по кредитам, включаемые в себестоимость, руб.  
- Проценты по кредитам, не включаемы в себестоимость, руб.  
- Реинвестированная прибыль, руб.  
- Объем просроченной дебиторской задолженности, руб.  
- Объем просроченной кредиторской задолженности, руб.  
- Доля постоянных затрат в производстве, %  
- Величина постоянной доли оборотного капитала в, %  
- Величина организационных расходов, руб.  
- Рентабельность собственного капитала в среднем по отрасли  
- Коэффициент сезонности  
- Ставка капитализации  
- Ставка дисконтирования

Взяв  вышеуказанный перечень исходных данных, аналитику необходимо определить, какая  информация будет запрошена у  «заказчика» анализа. Для этого  создается текстовый документ под названием «2_Запрос на исходные данные».

В данном документе необходимо указать: 

1- Кому  – ФИО и должность лица, которому  обращен запрос на исходные  данные  
2- От кого – ФИО и должность лица, который обращается с запросом на исходные данные  
3- Тема – «Запрос на исходные данные для проведения финансового анализа компании …» - указать название организации  
4- Дата – указать дату запроса  
5- Перечень исходной информации – виде списка перечислить те данные, которые потребуются для проведения анализа в соответствии с установленными целями и задачами.

В любом  случае в списке будут основные данные. Что касается дополнительных данных, то объем зависит от задач анализа: если руководство компании волнует  вопрос финансовой устойчивости и предельной величины заемных средств, то потребуются данные по ставке кредита, налога на прибыль и так далее.

Очень важно указать единицы измерения  в показателях запрашиваемых  исходных данных, а также временной  период их предоставления. Временной  период зависит от времени существования организации, принятых отчетных периодах составления финансовой отчетности, текущей даты составления запроса.

Во временном  периоде принято выделять:  
- рассматриваемый период – это интервал времени, за который предоставляются основные данные  
- анализируемый период – это интервал времени, меньший рассматриваемого периоду, либо ему равный, за который исследуется изменение финансовых показателей организации и на отчетную дату (конец анализируемого периода) которого фиксируется финансовое состояние организации.

Каждый  из этих периодов имеет начало и  конец, на которые содержаться данные по финансовым показателям.  
Если организация существует год и более, то минимально рекомендуемым рассматриваемым периодом является отчетный год, максимально 3-5 лет. В течение отчетного года подготавливается месячная и/или квартальная отчетность, то есть за определенный месяц/квартал – период времени формируются финансовые данные. Таким образом, исходные данные, например за год, могут быть запрошены в разрезе месяцев/кварталов.  
Как правило, анализ проводится на определенную дату. Следовательно, чтобы зафиксировать финансовое состояние предприятия на актуальный период времени, конец анализируемого периода должен быть максимально приближен к дате проведения финансового анализа. Например, 20 января 2010 г. приводится анализ, а последняя отчетная дата, это 31 декабря 2009 г. – значит конец анализируемого периода - 31 декабря 2009 г.  
Начало же анализируемого периода либо может совпадать с началом рассматриваемого периода, либо не совпадать. Главное в этом случае, чтобы данные начала и конца анализируемого периода были сопоставимы, то есть длительность их была одинакова, а деловая активность предприятия не зависела от времени года – нет сезонности спроса. Если сезонность есть, тогда логичнее сравнивать периоды годовые, либо месячные/квартальные на текущий и прошлый годы, например, допустим данные на март 2010 года и данные на март 2009 года – длительность периода одинакова и время года – сезон совпадает.  
Исходя из выше изложенного аналитику необходимо указать в запросе, за какой период ему требуются данные: за год, два или три (рассматриваемый период) - и в разрезе каких периодов: месяц, квартал, год (для установления анализируемого периода при осуществлении анализа). Подготовленный таким образом документ «2_Запрос на исходные данные», необходимо передать лицу, которому адресуется данный запрос.

1.3

Определение возможности и объема предоставляемой  информации

Данный  шаг тесно переплетается с  шагом 1.2. Дело в том, что на этапе подготовки и сбора исходных данных по запросу могут возникнуть трудности или ограничения, связанные с тем, что запрашиваемые основные данные по объективным причинам не могут быть предоставлены за определенный период времени или в разрезе каких-либо периодов. Например, в запросе содержится требование по данным за три года, а организация существует всего 1,5 года или может быть ситуация, когда организация существует 5 лет, но достоверные данные имеются только за 2 последних года.

Или, допустим, требование предоставить отчетность за год в разрезе месяцев, может быть проблематичным, т.к. отчетность организацией формируется за год поквартально – отсюда за год данные максимально могут быть представлены по кварталам. Кроме того, какие-то из дополнительных данных также могут быть не предоставлены, по причине того, что учет данных показателей в компании может не вестись. Таким образом, в случае возникновения таких ситуаций необходимо пересмотреть свой запрос и в отдельном документе указать возникшие ограничения при проведения финансового анализа.

2

Обработка полученной информации, расчет и интерпретация  показателей

После того как информация для проведения финансового анализа получена, необходимо приступить к ее обработке, то есть с помощью специальных методов  и средств произвести расчет и интерпретацию финансовых показателей организации, с тем, чтобы на основе них потом формировать аналитическое заключение

2.1

Получение информации, обработка и передача ее в программу  для анализа

В современном  мире уже практически никто вручную или с помощью калькулятора не производит расчеты финансовых показателей. Все расчеты осуществляются на компьютере либо с помощью специализированных программ, созданных для этих целей, либо с использованием собственноручно подготовленных аналитических таблиц MS Excel с запрограммированными формулами. В том или другой случае достигается экономия времени на обработке информации, осуществлении расчетов, формулировании выводов при проведении финансового анализа.

В нашем случае «получение информации, обработка и передача ее в программу для анализа» представляет собой процесс (1) получения по запросу информации (балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительные данные в электронном или бумажном виде), (2) ее обработка – уточнение цифр, значений, единиц измерения, периода времени, достоверность, исправление и приведение в ту форму (таблиц или текста), которая необходима для того, чтобы эти данные внести в программу для финансового анализа. Как правило, способ и представление данных в определенной форме зависит от, того каким программным продуктом мы пользуемся. Таких программ на сегодняшний день достаточно много. Однако, придерживаясь концептуального подхода – брать лучшее, рекомендация аналитикам - использовать ПО «Финансовый анализ: ПРОФ» или ПО «Финансовый анализ: ПРОФ + Оценка бизнеса», разработчиком которой является компания ООО «КОНСТАНТА».

Эта рекомендация обусловлена преимуществами программного продукта по сравнению с аналогичными: данные преимущества отражены на сайте  разработчика http://www.finanalis.ru

При этом никто не запрещает или отговаривает от использования других аналитических  программ, главное, чтобы данные продукты  
- имели открытую методику расчетов финансовых коэффициентов (чтобы изменять под свои нужды)  
- имели возможность проводить комплексный анализ по всем направлениям  
– имели большую часть известных на сегодняшний день расчетных методик  
– анализ ликвидности, финансовой устойчивости и так далее.  
- имели возможность подготовить текстовый отчет, строить графики.

Но рекомендуемый  выбор – все-таки ФА:ПРОФ – проще, дешевле и надежнее, т.к. аналитический  отчет строится на достаточно высоком  уровне. Аналитику остается только внимательно прочесть отчет и  затем сделать аналитические  выводы, т.к. правильные выводы сделать ни одна программа не способна. Исходя из типа программы, полученные по запросу исходные данные необходимо правильно в соответствии с инструкцией эти данные внести в программу для последующих расчетов в ней

2.2

Подготовка  отчета по финансовому анализу, изучение полученного аналитического материала

Для того, чтобы рассчитать финансовые коэффициенты, подготовить текстовый отчет  в выбранном программном продукте необходимо четко представлять как  он работает. Помимо инструкции пользователя полезным инструментом в этом деле послужит способ описания аналитической работы в программе под названием «Аналитическая модель». Это схема, обозначающая элементы программы и действия аналитика в процессе проведения расчетов в программе и подготовки текстового отчета. Данная схема для программы «Финансовый анализ: ПРОФ + Оценка бизнес»а представлена на рисунке «Аналитическая модель».

Стрелками обозначены последовательность действий, а светлыми квадратами сами действия. В этих же квадратах может указываться какой-либо элемент в программе, например название таблицы, в которой происходит действие. В темных квадратах обозначены более крупные элементы программы – расчетные листы, в которых осуществляется последовательность каких-либо действий. Благодаря такой схеме, аналитику легче разобраться с программой, нежели просто читать инструкцию, т.к. он визуально показывает, что и в какой последовательности нужно делать аналитику, чтоб получить требуемый результат. Данная схема может быть подготовлена для любой программы.

Пройдя  указанные действия аналитик составит текстовый отчет MS Word, который необходимо сохранить под названием «3_Финансовый анализ компании …». Рекомендации по поводу того, под каким названием сохранять  тот или иной документ и в одном  месте (в одной папке) обусловлены тем, что так легче структурировать документы и тем самым производить последовательную аналитическую работу. Подготовив отчет по финансовому анализу с расчетами и выводами, необходимо приступить к его изучению, попутно просматривая графики и таблицы в самой программе. Начинать следует с резюме с последующим углублением в тот или иной раздел отчета, чтобы наиболее полно представлять совокупность фактов о финансовом положении предприятия.

3

Подготовка  аналитического заключения по финансовому анализу

За расчетом финансовых показателей и их интерпретацией следует собственно аналитическая  работа: познание предметов и явлений, основанное на разделении целого на составные  части и исследования их во взаимосвязи  и взаимозависимости. Для этого необходимо использовать методику, изложенную авторами Брошюры "Анализ финансового состояния компании", входящая в комплект поставки компьютерной программы фирмы «Альт-Финансы». Данная методика позволяет выявить основные проблемы в финансовом состоянии предприятия, установить возможные причины, и разработать мероприятия по его улучшению. Главное здесь грамотно ее применить.

3.1

Определение проблем  в финансовом состоянии предприятия

После внимательного изучения полученного  аналитического отчета по финансовому анализу необходимо приступить к определению проблем в финансовом состоянии предприятия. Важно знать, что проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как

1. Дефицит  денежных средств и/или низкая  платежеспособность. Экономическая  суть проблемы состоит в том,  что у компании в ближайшее  время может не хватить или  уже не хватает средств для  своевременного погашения обязательств. Индикаторами низкой платежеспособности являются - неудовлетворительные показатели ликвидности, - просроченная кредиторская задолженность, - сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная  отдача на вложенный в предприятие  капитал - недостаточное удовлетворение интересов собственника или низкая рентабельность На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации - негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании. О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют - низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

3. Низкая  финансовая устойчивость На практике  низкая финансовая устойчивость  означает возможные проблемы  в погашении обязательств в  будущем, иными словами - зависимостью  компании от кредиторов, потерей  самостоятельности.

О недостаточной  финансовой устойчивости, то есть риске  срывов платежей в будущем и зависимости  финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют  
- снижение показателя автономии ниже оптимального,  
- отрицательная величина собственного капитала компании.

Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств  является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина СОК. Из вышеизложенного следует, что аналитик должен на основе изучения финансовых показателей текстового отчета выявить ключевую проблему, приведшую к ухудшению финансового состоянии предприятия. Если показатели ликвидности ниже нормативных, значит это свидетельствует о … 

В ходе изучения отчета, может возникнуть ситуация когда большая часть  показателей находится в неудовлетворительном состоянии. В этом случае необходимо выявить главную (основную) проблему и второстепенные, которые могут  быть следствием основной проблемы. Для этого изучается изменение финансовых показателей за рассматриваемый период и выявляется, когда начинается их ухудшение и каких именно показателей. Может возникнуть ситуация, когда на первый взгляд все основные показатели имеют удовлетворительные, «хорошие» значения – то есть соответствуют нормативным или их превышают. В этом случае при всей благоприятной ситуации, не может быть вывода, что «на предприятии все хорошо и проблем нет».

Задача  финансового анализа, главным образом, и состоит в том, чтобы выявить проблему, возникшую на дату анализа или которая при такой тенденции показателей может возникнуть. Выявленную проблему аналитиком следует четко сформулировать и объяснить ее суть в созданном текстовом документе MS Word с названием «4_Аналитическое заключение».

3.2

Определение причин выявленных проблем в финансовом состоянии предприятия

После того, как проблема сформулирована, необходимо приступить к определению  причин, повлекших проблему. Для  того чтобы, выявить проблему необходимо воспользоваться инструментом «Дерево причин», представленного на рисунке «Схема, отражающая основные причины возникающих проблем в финансовом состоянии». Как видно из рисунка, выделяются две глобальные причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия.

Эти причины  можно сформулировать как:

1.Отсутствие  потенциальных возможностей сохранять  приемлемый уровень финансового  состояния (или низкие объемы  получаемой прибыли)  
2.Нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами)

Проблемы  с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют  единые корни: либо компания имеет недостаточные  результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения, либо компания нерационально распоряжается результатами деятельности. Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

Для того чтобы выяснить причину ухудшения  финансового состояния, аналитику  «пройти» по «Дереву причин» сверху вниз по каждому «квадратику». Это  означает, что аналитик должен следовать  логике этого дерева: «Глобальные причины – их всего две. Если причиной является «Недостаточные результаты деятельности (низкая прибыль/убытки)», значит, в отчете о прибылях и убытках должно быть снижение прибыли организации. Это так?

– Если в отчете о прибылях и убытках отражено снижение прибыли или даже убыток, значит, ответ на вопрос утвердительный и необходимо дальше рассматривать эту ветку причин. Из-за чего может снизиться прибыль?

- Это  может быть либо из-за низких  объемов продаж, либо высоких  производственных затрат или же убытков от прочих видов деятельности. И первое, и второе и третье также следует проверить». По-другому, аналитик должен задавать вопрос: «Является ли это причиной?» и каждый раз находить факты, опровергающие или подтверждающие тот или иной ответ на вопрос путем обращения к подготовленному отчету по финансовому анализу, где эти факты и изложены. Все выявленные причины и найденные факты в обязательном порядке в последовательности «движения» по «Дереву причин», нужно фиксировать в документе MS Word «4_Аналитическое заключение», т.к. сформулированные аналитические выводы являются самым ценным в финансовом анализе, поскольку заказчика анализа в конечном итоге интересует не методика – как это делалось – а конкретный результат – выводы о ситуации и как быть дальше.

Однако, определить, в какой из перечисленных  областей лежит причина снижения финансовых показателей - не означает провести полноценный финансовый анализ. Необходимо дальнейшее уточнение причин - до уровня конкретных действий предприятия. Также необходимы управленческие рекомендации по улучшению состояния предприятия.

3.3

Определение возможных управленческих решений  по устранению причин выявленных проблем

Определение возможных управленческих решений  по устранению причин выявленных проблем  является творческим этапом и в большей степени зависит от квалификации аналитика и обладания им дополнительных знаний о компании (вид деятельности, положение на рынке, внутренние проблемы и т.п.) финансовая деятельность которой подвергается анализу. В этой ситуации также следует пользоваться методикой Альт-Финансы, которая говорит о том, что существует два основных пути оптимизации финансового состояния компании - оптимизация результатов деятельности (компания должна больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности - они не равнозначны.

Базой устойчивого финансового положения  организации в течение длительного  времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового  состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности. Возможности оптимизации состояния компании за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы. Задача аналитика предложить меры по улучшению финансового состояния организация путем устранения выявленных причин. Сформулированные рекомендуемые управленческие решения необходимо занести в документ «4_Аналитическое заключение» по порядку их реализации – первое, второе, третье и так далее.

3.4

Составление выводов по финансовому анализу для пользователя информации

Составление выводов по финансовому анализу  для пользователя информации является в большей степени формальным этапом, но очень важным. Суть его  состоит в подготовке аналитической  записке с личным обращением к  заказчику анализа.

Составляя аналитическую записку по результатам  анализа финансового состояния  предприятия, необходимо:

1- создать  текстовый документ «5_Аналитическая  записка»  
2- документ озаглавить, и указать обращение «Уважаемый (ая), …»  
3- сформулировать основные выводы, структурируя каждое направление анализа (выявленную проблему) на части:

- Проблема  – «В анализируемом периоде  … основным негативным фактором/проблемой  в финансовом положении предприятия  является ….»  
- Причина(ны) – «Причиной ухудшения … является … в части …, так как в течение анализируемого периода наблюдается …» и так далее. «Анализ показал …»  
- Управленческие решения – «Основным рычагом повышения … предприятия в … перспективе представляется …».  
- При необходимости указать дополнительную информацию.

Аналитическая записка по объему должна быть на 1-2 листах формата А4. 

4 –  приложить к записке отчет  по финансовому анализу компании  и сделать титульный лист (объединить  в единый отчет) 
5 – распечатать и сшить данный документ и/или передать его заказчику /в электронном виде.

Таким образом, подготовка аналитической  записки с приложением к ней  отчета по финансовому анализу с  последующей ее передачей заказчику, будет является результатом достижения цели финансового анализа, – получение  информации, необходимой для принятия управленческих решений внутренними (администрация фирмы) и внешними пользователями (банки, поставщики, аудиторы и другие).



 

 

Результат

Таким образом, используя данную методику, специалист, перед которым стоит  задача провести финансовый анализ, получает, требуемый результат, - это получение (передача заказчику) информации, необходимой для принятия управленческих решений внутренними (администрация  фирмы) и внешними пользователями (банки, поставщики, аудиторы и другие). А результат его аналитической работы, внешне на экране компьютера (в электронном виде) будет выглядеть так – как совокупность разработанных документов.

 

 

Рисунок 4. Перечень подготовленных документов в ходе финансового анализа (без  учета файла программы ФА: ПРОФ) 

Использованные  источники 

1.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 368 с.

2.      Брошюра "Анализ финансового состояния компании", вошедшая в комплект поставки компьютерной программы фирмы "Альт-Финансы". Интернет-сайт:http: //www.alt-invest.ru/library/themes/finanalysis/finmethod/ index.htm 

3.      Программный продукт «Финансовый анализ: ПРОФ» компании ООО «Константа». Регистрационный номер: №6р-217. http://www.finanalis.ru

4.      Программный продукт «Финансовый анализ: ПРОФ+Оценка бизнеса» компании ООО «Константа». Регистрационный номер: №7-782  http://www.finanalis.ru

Скачать (855 КБ)

Коэффициенты  финансовой устойчивости.

1.Введение.  
2. Коэффициент концентрации собственного капитала  
3. Коэффициент финансовой зависимости  
4. Коэффициент маневренности собственного капитала  
5. Коэффициент концентрации заемного капитала  
6 . Коэффициент структуры долгосрочных вложений  
7 . Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств  
8 . Коэффициент структуры заемного капитала  
9 . Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

 

Насколько устойчиво либо не устойчиво  то либо иное предприятие можно сказать, зная насколько сильную зависимость  предприятие испытывает от заемных  средств, насколько свободно оно  может маневрировать собственным капиталом, без риска выплаты лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности вовремя.

Эта информация важна  прежде всего для контрагентов (поставщиков  сырья и потребителей продукции (работ, услуг)) предприятия. Им Важно насколько прочна финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности предприятия, с которым они работают.

Как одну из моделей  определения финансовой устойчивости предприятия, можно выделить следующую:

Финансовая устойчивость - это способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость. Это также определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Степень устойчивости состояния предприятия условно разделяется на 4 типа (уровня).

1. Абсолютная устойчивость предприятия. Все займы для покрытия запасов (ЗЗ) полностью покрываются собственными оборотными средствами (СОС), то есть нет зависимости от внешних кредиторов. Это условие выражается неравенством: ЗЗ < СОС.  
2. Нормальная устойчивость предприятия. Для покрытия запасов используются нормальные источники покрытия (НИП). НИП = СОС + ЗЗ + Расчеты с кредиторами за товар.  
3. Неустойчивое состояние предприятия. Для покрытия запасов требуются источники покрытия, дополнительные к нормальным. СОС < ЗЗ < НИП  
4. Кризисное состояние предприятия. НИП < ЗЗ. В дополнение к предыдущему условию предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок или просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.

наверх

Коэффициент концентрации собственного капитала

Определяет  долю средств, инвестированных в  деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.

Коэффициент концентрации собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

где СК - собственный капитал ВБ - валюта баланса

наверх

Коэффициент финансовой зависимости.

Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы предприятия финансируются  за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.

Однако, и слишком  большая доля собственных средств  также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит. Поэтому каждому предприятию, в зависимости от сферы деятельности и поставленных на данный момент задач необходимо установить для себя нормативное значение коэффициента.

Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается по следующей  формуле:

где СК - собственный капитал ВБ - валюта баланса

наверх

Коэффициент маневренности собственного капитала.

Коэффициент маневренности  характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов.

Рекомендуемое значение - 0,5 и выше.

Зависит от характера деятельности предприятия: в фондоемких производствах его нормальный уровень должен быть ниже, чем в материалоемких.

Коэффициент маневренности  собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

где СОС - собственные оборотные средства СК - собственный капитал

наверх

Коэффициент концентрации заемного капитала

Коэффициент концентарции заемного капитала по сути очень схож с коэффициентом концентрации собственного капитала (см выше)

Коэффициент концентрации заемного капитала рассчитывается по следующей формуле:

где ЗК- заемный капитал (долгосрочые и  краткосрочные обязательства предприятия) ВБ - валюта баланса

наверх

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

Коэффициент показывает долю, которую составляют долгосрочные обязательства в объеме внеоборотных активов предприятия.

Низкое  его значение этого коэффициента может свидетельствовать о невозможности  привлечения долгосрочных кредитов и займов, а слишком высокое либо о возможности предоставления надежных залогов или финансовых поручительств, либо о сильной зависимости от сторонних инвесторов.

Коэффициент структуры  долгосрочных вложений рассчитывается по следующей формуле:

где ДП - - долгосрочные пассивы (итог раздела 5) ВОА - внеоборотные активы предприятия

наверх

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

Коэффициент долгосрочно  привлеченных заемных средств определяется как отношение долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме  источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств  показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов  на отчетную дату приходится на собственный  капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. Особо высокое значение этого показателя свидетельствует о сильной зависимости от привлеченного капитала, о необходимости выплачивать в перспективе значительные суммы денежных средств в виде процентов за пользование кредитами и т. п.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств рассчитывается по следующей формуле:

где ДП - долгосрочные пассивы (итог раздела 5) СК - собственный капитал предприятия

наверх

Коэффициент структуры заемного капитала

Показатель показывает, из каких источников сформирован  заемный капитал предприятия. В зависимости от источника формирования капитала предприятия можно сделать вывод о том, как сформированы внеоборотные и оборотные активы предприятия, так как долгосрочные заемные средства обычно берутся на приобретение (восстановление) внеоборотных активов, а краткосрочные - на приобретение оборотных активов и осуществление текущей деятельности.

Информация о работе Методика анализа финансового состояния предприятия