Нематериальные активы.интелектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты определения понятия патент……………………..5
1.1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности……………………….5
1.2. Объекты интеллектуальной собственности…………………………………….8
1.3. Регулирование патентного права в РФ…………………………………………13
Глава 2. Основные подходы к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………16
2.1. Затратный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………16
2.2. Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………18
2.3 Доходный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………21
Глава 3. Определение рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий…………………………………………………………….28
3.1 Характеристика объекта оценки…………………………………………………28
3.2 Расчет рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий методом дисконтированных денежных потоков……………………………………29
3.3 Расчет рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий методом освобождения от роялти……………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая НМА(1).docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

Так как данная курсовая работа посвящена изучению такого вида интеллектуальной собственности, как  патент, то ему будет уделено больше внимания.[4]

  Патентное  право,  по мнению Дурманова С. К.,  имеет  дело  с  промышленной  собственностью,  т.е. исключительными   правами  реализуемыми  в   сфере   производства,   торгового  обращения, оказания  услуг   и  т.п.  но  законодательство  не  рассматривает средства  индивидуализации  предпринимателей  и  их  продукции   в   качестве результатов творческой  деятельности и не признает  каких-либо особых прав  за

их конкретными создателями. Когда  речь  идет  о  правовой  защите  объектов

интеллектуальной собственности, то основной  функцией  является  обеспечение индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг.[5]

       Фирменные  наименования, являющиеся коммерческими   именами предприятия, неразрывно   связано   с   его   деловой   репутацией.   Под   этим   именем предприниматель  совершает   сделки  и  иные  юридические   действия,   несет юридическую   ответственность  и  осуществляет  свои  права  и   обязанности,  рекламирует   или   реализует   произведенную   им   продукцию.    Фирменные наименования, ставшее  популярным у потребителей и   пользующееся  доверием  у деловых   партнеров,  приносят  предпринимателю   не  только   доход,   но   и заслуженное уважение в обществе, и признание его  заслуг.  Поэтому  право  на фирму  должно рассматриваться и   как  важное  личное  неимущественное   благо.

Использование   фирменного   наименования   выполняет   также   существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц  данные  о принадлежности, типе и организационной форме  предприятия.

       Товарный  знак и знак обслуживания, по  мнению Зинова В и Сафарян  К, которыми  маркируются  производимые  товары и  оказываемые  услуги,  являются  активным  связующим   звеном  между изготовителем и  потребителем, выступая в роли  безмолвного  продавца.  Наряду  с отличительной функцией, популярный  товарный знак вызывает  у   потребителей определенное представление  о качестве продукции.  Одной   из  важных  функций товарного   знака  является  также  реклама   выпускаемых  изделий,  поскольку  завоевавший доверие  потребителей  товарный  знак  способствует  продвижению любых товаров маркированным  данным знаком. Известно также,  что  на  мировом рынке цена  изделий с товарным знаком  в среднем  на  15-25%  выше,  чем  цена анонимных товаров.  Наконец, товарный  знак  служит  для  защиты  выпускаемой продукции  на рынке и применяется в  борьбе с недобросовестной конкуренцией.[6]

        Аналогичные   функции  выполняются  и   таким  средством   обозначения  продукции, как  наименование  места  происхождения  товара.  Наряду  с  ними обозначение  товара  наименованием  места   его  происхождения  выступает   как гарантия наличия в товаре  особых неповторимых свойств,  обусловленных  местом его   производства.   Обеспечивая   правовую   охрану   наименований    мест происхождения  товара,   государство   защищает   и   стимулирует   развитие традиционных  ремесел  и  промыслов,  продукция   которых  всегда  пользуется  большим спросом у потребителей.

Таким  образом,  законодательство   о   средствах   индивидуализации является   важной   частью   правовой   охраны   объектов   интеллектуальной собственности.

Творения,  признаваемые   произведениями   науки,   литературы   или искусства,  а  также  изобретения,  полезными   моделями   и   промышленными образцами, не исчерпывают  собой всего  многообразия  результатов  творческой деятельности. Наряду с  ними  имеется  немало  объектов,  которые  создаются творческими  усилиями людей, представляют ценность для общества и  нуждаются в  общественном признании и правовой охране. Наличие такого рода  объектов  и необходимость  их  оценки  и  правового  регулирования   вязанных   с   ними общественных   отношений   в   настоящее   время   признается    подавляющим  большинством государств. В России, кроме традиционных  объектов,  охраняемых авторским  и  патентным  правом,  а  также  законодательством  о   средствах индивидуализации,   предоставляется   охрана    селекционным    достижением, топологиям интегральных  микросхем,  информации,  составляющей  служебную  и коммерческую  тайну,  и  некоторым   другим   результатам   интеллектуальной деятельности.

При  этом  отдельные  объекты  интеллектуальной   собственности,   в частности  научные  открытия  и  рационализаторские  предложения,   являются особенными в российских условиях, поскольку в  большинстве  государств  мира они особо  не  выделяются.  Другие  же  объекты,  в  частности  селекционные достижения,  секреты   производства,   топологии   интегральных   микросхем, пользуются специальной правовой охраной в  большинстве стран мира.

  Итак, интеллектуальная  собственность - собирательное понятие,  применяемое для обозначения  прав на:

результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области  литературы,

искусства, науки и техники, а также в других областях творчества;

средства  индивидуализации  участников  гражданского  оборота,  товаров  или услуг;

защиту от недобросовестной конкуренции.

Дать   точное   и   универсальное   определение    интеллектуальной собственности крайне сложно,  если  вообще  возможно,  поскольку  содержание понятия интеллектуальной собственности меняется по  мере  по  мере  развития техники,  рыночных  отношений  и  законодательства,  а  объединяемые  данным понятием права очень разнородны.

Патент, по мнению Федорова Н. П.,— это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и  приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации таким  органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Под  изобретением в смысле патентного закона понимается техническое решение  в любой области, относящееся  к продукту (в частности, устройству, веществу) или способу (процессу осуществления  действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Патент на изобретение в Российской Федерации действует в течение 20 лет с даты подачи заявки на выдачу патента.[5]

В соответствии с п.1 ст. 1363 ГК РФ, срок действия исключительного  права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего  это право патента исчисляется  со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в РОСПАТЕНТ  и при условии соблюдения требований, установленных ГК РФ, составляет: для  изобретений - 20 лет; для полезных моделей - 10 лет  ; для промышленных образцов - 15 лет.

Срок действия патента  на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения, которых требуется  получение в установленном законом  порядке разрешения, может быть продлен  на срок до 5 лет.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Регулирование патентного права в Российской Федерации

Патентное право является правовым институтом, входящим в систему  подотрасли «право интеллектуальной собственности». Оно регулирует имущественные, а  также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и  промышленных образцов.

В настоящее время основным источником правового регулирования  института патентного права в  России является глава 72 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ в редакции от 01.12.2007, хотя ранее – до 1 января 2008 года в РФ действовал "Патентный  закон Российской Федерации" от 23.09.1992 №3517-1 (Патентный закон). Также ряд  международных нормативно-правовых актов играет большую роль в правовом регулировании данного института  права. К ключевым международным  нормативно-правовым актам относятся  Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская Патентная  конвенция. Все сказанное свидетельствует  о том, что традиционное ограничение  рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.[6]

Патентное право, как отметили Толстой Ю.К. и Сергеева А.П, имеет  дело с охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального творчества. Изобретения  полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским  правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные  решения тех или иных технических  или художественно-конструкторских  задач. Лишь впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в  конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и т.п. Наряду со сходством  сравниваемые объекты имеют и  существенные различия между собой. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и  предмет правовой охраны - их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет, прежде всего, само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом  охраны патентного права.

ГК устанавливает следующие  патентные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец:

право авторства;

право на получение патента;

исключительное право;

право преждепользования.

Право авторства (статья 1356 ГК), то есть право признаваться автором  изобретения, полезной модели или промышленного  образца, неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому  лицу или переходе к нему исключительного  права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и при  предоставлении другому лицу права  его использования. Отказ от этого  права ничтожен.

Право на получение патента  на изобретение, полезную модель или  промышленный образец (статья 1357 ГК) первоначально  принадлежит автору и может перейти  к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях  и по основаниям, которые установлены  законом, в том числе в порядке  универсального правопреемства, или  по договору, в том числе по трудовому  договору.

Патентообладателю принадлежит  исключительное право использования  изобретения, полезной модели или промышленного  образца (статья 1358 ГК). Патентообладатель  может распоряжаться исключительным правом.

Лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного  образца (приоритет устанавливается  по дате подачи заявки по дате поступления  дополнительных материалов, если они  оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки) добросовестно  использовало на территории РФ созданное  независимо от автора тождественное  решение или сделало необходимые  к этому приготовления, сохраняет  право на дальнейшее безвозмездное  использование тождественного решения  без расширения объема такого использования  – право преждепользования (статья 1361 ГК). Право преждепользования  может быть передано другому лицу только вместе с предприятием, на котором  имело место использование тождественного решения или были сделаны необходимые  к этому приготовления.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные подходы к оценке рыночной стоимости  объекта интеллектуальной собственности.

2.1 Затратный подход  к оценке рыночной стоимости  объекта интеллектуальной собственности.

Использование затратного подхода  осуществляется при наличии возможности  восстановления или замещения объекта  оценки.

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан  на определении затрат, необходимых  для восстановления или замещения  объекта оценки с учетом его износа.

Затратный подход, по мнению Лынник Н.А., используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти  объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или  прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна  и успех зависит от колоссального  количества факторов.

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых  для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта  интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие объекты  интеллектуальной собственности, как  информационные базы данных, подпадающие  под определение нематериального  актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы  на их формирование чаще всего списываются  по расходным статьям. Собранная  научная библиотека, к примеру, может  представлять собой огромную ценность — в некоторых случаях она  может быть самым дорогостоящим  активом предприятия, особенно в  тех случаях, если это предприятие  — научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень  участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически  невозможно. Активы подобного рода, как отметил Козырев А. Н., оцениваются, как правило, методом стоимости  создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных  прибылей.[9]

- определение рыночной  стоимости с использованием затратного  подхода включает следующие основные  процедуры:

- определение суммы затрат  на создание нового объекта,  аналогичного объекту оценки;

- определение величины  износа объекта оценки по отношению  к новому аналогичному объекту  оценки;

- расчет рыночной стоимости  объекта оценки путем вычитания  из суммы затрат на создание  нового объекта, аналогичного  объекту оценки, величины износа  объекта оценки.

Информация о работе Нематериальные активы.интелектуальная собственность