Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение денежного оборота, необходимости и методов его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.
Для написания курсовой работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия для экономических специальностей вузов, журнальные статьи, методические указания по написанию курсовых работ.
Введение ………………………………………………………………
4
1.
Сущность и структура денежного оборота …………………
5
1.1.
Понятие денежного оборота, его содержание ………………
5-6
1.2.
Структура денежного оборота………………………………..
7-10
2.
Регулирование денежного оборота ………………………….
11
2.1.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства ……………………………………………………
11-15
2.2.
Методы и инструменты регулирования денежного оборота……………………………………………………………….
16-22
3.
Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь ………………………………………………………
23-29
Заключение ……………………………………………………………
30-31
Список использованных источников …………………………
Значимость регулирования
денежного оборота со стороны
государства существенно
С позиции оценки степени необходимости регулирования денежного оборота представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в условиях переходной экономики. Как известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.
К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:
- эмиссию государством денежной массы сверх потребностей экономики в ней (например, эмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета, чрезмерный рост кредитов банков субъектам экономики, экономически необоснованная кредитная активность банковской системы);
- поддержание стабильности обменного курса национальной денежной единицы в условиях устойчивого профицита платежного баланса (постоянного превышения поступления иностранной валюты на внутренний рынок над ее оттоком);
- рост скорости денежного обращения (чем выше скорость, тем выше инфляция);
- дисбаланс денежного
рынка, вызванный не абсолютным
- недостаточный уровень
развитости рынка
С позиции регулирования денежного оборота особый интерес представляют также и теории сущности инфляции, которые могут послужить методологической основой разработки антиинфляционных мер. Существует ряд теоретических концепций сущности инфляции, которые предполагают различные подходы к необходимости и направленности регулирования денежного оборота со стороны государства.
«Монетаристская» концепция сущности инфляции объясняет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства должны касаться только денежного предложения, а именно его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3-5% в год). Помимо этого одной из основных антиинфляционных мер считается недопущение дефицита государственного бюджета.
«Структуралистская» концепция сущности инфляции рассматривает зависимость роста цен и структурных факторов: естественное изменение относительных цен вследствие структурных сдвигов в производстве и потреблении либо в технологии, а также неравномерности роста производительности труда в секторах, работающих на внешний и внутренний рынок. Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызывает структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в экономике являются первопричиной инфляции.
«Инерционная» концепция сущности инфляции основывается на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта ассиметрия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их снижения, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высоком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассивно приспосабливается к новому уровню спроса на них.
При «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).
Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.
Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:
- принципы организации
денежно-кредитного регулирован
- субъекты и объекты регулирования;
- цели, методы и инструменты,
а также механизм регулирования
Нас интересуют методы и инструменты регулирования, которые мы и рассмотрим в следующем разделе.
2.2. Методы и инструменты регулирования денежного оборота
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.
В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:
- гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рис.2)
Рис. 2. Гибкое денежно-кредитное регулирование
- жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу (рис. 3)
Рис. 3 Жесткое денежно-кредитное регулирование
- промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис. 4)
Рис. 4 Промежуточное денежно-
В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут разделяться на различные группы.
В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.
К административным методам относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.
В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.
Характер используемых методов также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.
Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования.
В развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.
Однако в условиях переходной экономики это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.
В современной мировой
практике разработки и реализации антиинфляционной политики накоплен большой
опыт использования различных методов
регулирования инфляционных процессов
(рис.5.)
Рис. 5 Классификация методов регулирования денежного оборота
Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.
Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.
Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:
- нуллификация, которая предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;
- ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;
- девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания);
Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь