Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:10, дипломная работа
Проводимые реформы в Российской Федерации затронули все сферы жизни общества, прежде всего экономическую и политическую. В самом общем виде цель реформ может быть сформулирована как создание максимально благоприятных условий для жизни и деятельности граждан России. Эта большая и, на первый взгляд, абстрактная цель может быть разделена на ряд более конкретных и понятных целей и вполне достижима при решении некоторых ключевых задач.
В частности, как показывает исторический опыт, условием экономического роста является развитие экономической инициативы, причем не только частной, а инициативы всех возможных субъектов экономической деятельности, то есть представителей и государственного, и муниципального, и коллективного, и частного секторов экономики.
Введение
Глава I. Основные положения по реформированию унитарных предприятий
1.1. Цель, задачи и направления реформирования унитарного предприятия
1.2. Виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба предприятия
1.2.1. Расширение масштаба предприятия
1.2.2. Сокращение масштаба предприятия
1.3. Виды и типы реструктурирования собственности и корпоративного контроля
1.3.1. Изменение состава собственников
1.3.2. Изменение структуры собственников
1.3.3. Реструктуризация кредиторской задолженности
1.4. Виды и типы реструктурирования внутренней структуры предприятия
1.4.1. Реструктуризация организационной структуры
1.4.2. Реструктуризация производственной структуры
Глава II. Основные алгоритмы реформирования предприятий при их сокращении
2.1. Организация процесса реформирования унитарных предприятий в регионе
2.2. Алгоритм реструктуризации путем выделения
2.3. Алгоритм реструктуризации путем разделения
2.4. Алгоритм реструктуризации путем передачи части имущества в безвозмездное пользование
2.5. Алгоритм реструктуризации путем консервации имущества
Глава III. Разработка проекта программы финансового оздоровления и реструктуризации ГУП ОЭМЗ "Рекорд"
3.1 Общая характеристика реформируемого предприятия
3.2. План реформирования и финансового оздоровления государственного унитарного предприятия ОЭМЗ "Рекорд"
3.3. Оценка экономической эффективности вариантов реструктурирования и выбор его окончательного варианта
Заключение
Список литературы
4. Способствовать улучшению
экономического положения
5. Ввести единые стандарты
аудита и квалификационные
По отношению к унитарным предприятиям органы исполнительной власти имеют возможность непосредственно осуществлять регулирующие воздействия. Они ограничиваются утверждением устава предприятия, назначением его руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности.
Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника (уполномоченного им органа).
Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий. В этой связи целесообразно:
Основное направление повышения эффективности взаимоотношений органов исполнительной власти и руководителя унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений. Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т.д.
Исходя из факторов необходимости и возможности реформирования и вариантов его осуществления унитарные предприятия можно разделить на шесть групп:
Унитарные предприятия, работающие прибыльно, не имеющие задолженности по заработной плате и просроченной задолженности кредиторам.
Унитарные предприятия, для которых для выхода из кризисного состояния достаточно произвести корректировки в менеджменте.
Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса, но представляющие интерес для экономически устойчивых структур.
Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса при замене менеджмента, к которым отсутствует интерес экономически устойчивых структур, но производящие ликвидную продукцию в объемах, недостаточных для поддержания самоокупаемости.
Унитарные предприятия, не имеющие рыночных перспектив.
Отсутствующие должники.
Основные цели реформирования унитарных предприятий достигаются путем: разработки и производства товаров, пользующихся спросом, новых товаров; сокращения жизнеспособных хозяйствующих субъектов в самостоятельные юридические лица; вхождения в состав экономически более сильной структуры; продажей излишнего имущества; сокращением численности и т.д.
Вышеизложенные меры можно реализовать либо в рамках гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятия без применения процедур банкротства, либо в рамках процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Одним из направлений реформирования предприятий является их реструктуризация. Широко используемые в настоящее время термины “реструктуризация, реструктурирование” взяты из английского языка. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В английском языке приставка “re” означает “снова, заново, еще раз, обратно”, т.е. термины “реструктуризация, реструктурирование” можно понимать как изменения существующей структуры, связей объекта.
Реструктуризация предприятия или корпоративное реструктурирование может быть определено как любые изменения в производственной и организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла предприятия.
Основными целями реструктуризации предприятия являются:
В процессе достижения целей оказывается определенное воздействие на само предприятие и на его внешнюю среду. Изменения в самом унитарном предприятии для достижения его стратегических целей могут происходить в:
Процессы реструктурирования унитарного предприятия возможно классифицировать по нескольким основаниям:
По функциям различают пять видов реструктуризации:
По степени воздействия на развитие компании:
Структурное реструктурирование предполагает изменения в структуре производства, в производственной программе, в организационной структуре, концентрацию на основном бизнесе.
Финансовое реструктурирование нацелено в первую очередь на улучшение за короткие сроки результатов деятельности предприятия и его ликвидности.
3. По способам проведения
реструктурирования
В данной работе рассматривается именно этот аспект классификации направлений реструктурирования (Таблица 1).
По отношению к финансово-экономическому состоянию хозяйствующего субъекта можно выделить:
Таблица 1
Классификация направлений реструктурирования
Направление реструктурирования |
Вид реструктурирования |
Тип реструктурирования |
Масштаб предприятия |
Расширение |
Слияние Присоединение Покупка имущества Аренда имущества Лизинг имущества |
Сокращение |
Разделение Выделение Продажа имущества Сдача имущества в аренду Создание дочернего предприятия Безвозмездная передача Передача имущества в зачет обязательств Консервация имущества Ликвидация | |
Собственность и корпоративный контроль |
Изменение состава собственников (пайщиков, акционеров) |
Преобразование предприятия Продажа предприятия Банкротство |
Изменение структуры собственников (пайщиков, акционеров) |
Продажа акций Приобретение акций Конвертация акций | |
Реструктуризация кредиторской задолженности |
Погашение Списание Отсрочка Рассрочка Продажа Конвертация Обмен | |
Внутренняя структура предприятия |
Реструктуризация организационной структуры |
Изменение перечня функций и задач управленческих служб Кадровая политика Перераспределение полномочий Реорганизация системы оперативного учета и внутреннего документооборота |
Реструктуризация производственной структуры |
Модернизация производства Создание центров финансовой ответственности Четкое выделение основных и вспомогательных подразделений Выявление и использование внутренних резервов |
Процесс реструктуризации унитарных предприятий может сопровождаться изменением формы собственности, возникновением новых юридических лиц. Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и регулируется Гражданским кодексом РФ и антимонопольным законодательством.
В гражданском кодексе РФ предусмотрено пять видов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредителем.
Формы реорганизации можно разделить на две группы:
1. Реорганизация в форме
разделения или выделения
2. Реорганизация в форме
слияния, присоединения или
Под уполномоченными государственными органами в случаях, установленных законом, понимаются антимонопольные органы контролирующие требования, предъявляемые антимонопольным законодательством к реорганизуемым предприятиям. А именно, в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за: созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда; ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.