Стратегия развития предприятия на мебельном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: предприятие ООО «Мигрос».
Предмет исследования: стратегия развития предприятия на мебельном рынке.
Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Мигрос».
Задачи:
1. Провести теоретический анализ особенности разработки стратегии предприятия;
2. Представить комплексный анализ ООО «Мигрос»;
3. Выявить проблемы функционирования ООО «Мигрос»;
4. Провести анализ хозяйственной деятельности;
5. Произвести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. Стратегия развития предприятия: понятие и специфика 3
1.2. Подходы к анализу стратегии развития предприятия 13
1.3. Виды стратегий 24
2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО "МИГРОС"
2.1 Общая характеристика ООО "Мигрос"
2.2 Анализ стратегии ООО "Мигрос"
2.3 Проблемы функционирования ООО "Мигрос"
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО»МИГРОС» И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
3.1 Анализ финансового состояния предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom стратегическй менеджмент на примере предприятия.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ  РАБОТУ

 

 

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ООО»МИГРОС» И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

3.1 Анализ финансового  состояния предприятия                                                  

3.2 Оценка экономической  эффективности разработанных рекомендаций       

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Долгосрочная эффективная  работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

Стратегический  менеджмент представляет собой важную составляющую жизни современной организации. Необходима выработка и осуществление стратегии в отношении даваемого организацией продукта.

Актуальность  выбора темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В настоящее  время ведущей в управлении предприятием должна стать стратегия, предполагающая целенаправленные действия по поиску выхода из финансового кризиса.

Каждому предприятию  приходится бороться за своего клиента, потому что абсолютно все предприятия предоставляют дополнительные услуги. Существует еще одна проблема – клиент за все время развития рынка успел привыкнуть к разнообразию услуг, качественному обслуживанию, к дополнительным бонусам и определенному уровню сервиса. Теперь он точно знает, чего хочет, и успешно определяет предприятие, которое сможет ему это предоставить. Другими словами предприятие оказались в условиях жесткой конкуренции. Поэтому сегодня борьба за повышение имиджа и увеличение прибыли должна трансформироваться в стремление завоевать клиента, удовлетворенного предложениями.

В прошлом многие предприятия  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования  потенциала в текущей деятельности, исключительно важно становиться  осуществление такого управления, которое  обеспечивает адаптацию предприятия  к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление  новых неожиданных возможностей для бизнеса открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современность технологий, изменение роли человеческих ресурсов , а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии единой для всех компаний, также, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждое предприятие уникально  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждого  предприятия уникален, так как  он зависит от позиции предприятия на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.

Вопросам выработки стратегии  предприятия посвящено большое  количество работ зарубежных и отечественных  авторов. Особое место среди них занимают работы: А. Стрикленда и А.Томпсона, И.Ансоффа, А. Чандлера, М. Портера, Р. Уотермена, Г. Минцберга. Теории ключевых компетенций изучали Г. Хамел и К. К. Прахалад, изучением ценностных дисциплин занимались М. Трейси и Ф. Вирсема. Исторически первыми работами в области теории стратегического планирования, изданными в нашей стране 1992 году, являются монографии А.Н. Петрова и Ю.В. Гусева. Также обращают на себя внимание работы В.М. Архипова, С.П. Болотова, О.С. Виханского, А.П. Градова, Э.А. Уткина, А.Т. Зуба, В.С. Катькало.

Объект исследования: предприятие  ООО «Мигрос».

Предмет исследования: стратегия развития предприятия на мебельном рынке.

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию  стратегии развития предприятия ООО «Мигрос».

Задачи:

    1. Провести теоретический анализ особенности разработки стратегии предприятия;
    2. Представить комплексный анализ ООО «Мигрос»;
    3. Выявить проблемы функционирования ООО «Мигрос»;
    4. Провести анализ хозяйственной деятельности;
    5. Произвести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

В ходе работы были использованы следующие общенаучные методы: обработка  и анализ научных источников информации, стратегический метод (сбор вторичной  информации о мебельном рынке  города и финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия), наблюдения (сбор первичной информации о конкурентах), аналитический метод (экономический анализ финансовых показателей).

Информационной базой  исследования послужили научная  литература, освещающая вопросы стратегического развития предприятия, бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Мигрос».

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Стратегия развития предприятия:  понятие и специфика

Стратегия (др.-греч. στρατηγία - «искусство полководца») - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в  ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель»[42].

Управление фирмой как  научное направление в экономике  сформировалось в начале XX века. Школа научного менеджмента (Ф.Тейлор, Г.Ганг, X.Эмерсон), а затем и классическая (административная) школа управления (А.Файоль, М.Вебер, Ч.Бернард) выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control). Оно было основано на постулате о стабильности внешней деловой среды и ресурсного потенциала предприятия, что в целом было характерно для экономики промышленно развитых стран первой четверти прошлого века. В силу этого планирование деятельности фирмы рассматривалось как составление годового бюджета организации, где скрупулезно учитывались все доходы и расходы от предпринимательской деятельности. Однако первые волны научно-технической революции,  начальное  насыщение рынка товарами,  возникновение  первых транснациональных корпораций привели к тому, что возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

Исторически долгосрочное планирование на уровне предприятия  в условиях рыночной экономики сформировалось в теоретическом и практическом плане в 50-х годах XX века[33]. На первом этапе оно выступало как собственно долгосрочное планирование (long range planing), когда ведущим было утверждение о перенесении тенденций развития предприятия на будущее. Особенно эффективные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста прогнозировались в будущее. Ресурсное обеспечение при этом рассматривалось или как использование уже накопленного ресурсного потенциала для получения дополнительной прибыли, или как аккумулирование ресурсов для возможного «рывка» в будущем.

Однако к началу 60-х  годов деловая окружающая среда  стала недостаточно стабильной. Возросшая  конкуренция, борьба за потребителей потребовали  пересмотра концептуальных положений  в области долгосрочного планирования предприятия. Поэтому планирование стало целевым, когда ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив в соответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Данное направление получило название «стратегическое планирование» (strategic planning).

На сегодняшний день можно считать общепризнанным, что  «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чанддер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс сконцентрировал свое внимание исследователя на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» многими исследователями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования.

Огромным прорывом в  теории стратегического планирования явилась работа Майкла Портера «Конкурентные  стратегии», опубликованная в 1980 году. Сформулированные им общие стратегии  конкуренции до сих пор считаются  многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм. К сожалению, в последние годы Майкл Портер отошел от научной работы и занимался консультационной деятельностью[38].

В середине 70-х годов после известного мирового экономического кризиса динамизм и неопределенность деловой окружающей среды еще более усилились. Методология стратегического планирования в своей классической форме стала давать сбои. Это привело к тому, что некоторые экономисты стали говорить о том, что время стратегического планирования прошло, наиболее четко эта точка зрения представлена в работе Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании». Однако сама необходимость в определении долгосрочных перспектив развития предприятия заставила ученых и практиков искать новые подходы в данном направлении. Они получили название «стратегическое управление» (strategic managment). Впервые концепция стратегического менеджмента была изложена публично И. Ансоффом в мае 1973 года на конференции, организованной Высшей школой управления при Университете Вандербилта. В 1979 году вышла знаменитая книга И. Ансоффа «Стратегическое управление», переведенная затем на русский язык. В ней большое внимание уделяется не только процессам разработки, но и реализации стратегии, при этом непрерывность и итеративность данного процесса обязательно коррелируются с динамизмом деловой окружающей среды.

В конце 80-х годов особо  заслуживала внимания книга лидера современных исследователей в области стратегического планирования и управления, президента Общества Стратегического Менеджмента Генри Минцберга «Взлеты и падения стратегического планирования», изданная в 1994 году, в которой Минцберг сделал вывод о том, что стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом[30]. Однако в следующей работе «Стратегический процесс», изданной совместно с Дж. Б. Квином в 1995 году, его высказывания носят уже более умеренный характер.

К середине 1990-х годов, когда начался экономический  рост в большинстве промышленно  развитых стран, появились новые, свежие идеи, связанные со стратегическим развитием фирмы. Наиболее известными из них являются теории ключевых компетенций Г. Хамела и К. Прахалада, ценностных дисциплин М. Трейси и Ф. Вирсема, экосистем Дж. Мура, изменений правил игры Адама М. Бранденбурга и Барри Дж. Нейлбаорора.

В отечественной экономической  литературе до 1992 года проблемы стратегического  планирования рассматривались лишь эпизодически, прежде всего как опыт управления в капиталистических фирмах (например, работы Ю. П. Васильева, М. М. Крейсберга, А. Р. Стерлинга, А. Л. Семенова). Особо следует отметить В. М. Архипова, который еще в 1984 году в своей монографии «Проектирование производственного потенциала объединения» поставил вопрос о необходимости разработки стратегического плана на крупных советских промышленных предприятиях. В тот период времени такой тезис носил явно революционный характер.

Исторически первыми работами в области теории стратегического планирования, изданными в нашей стране в 1992 году, являются монографии А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева. За последующие годы количество монографий в области стратегического планирования и управления, изданных отечественными исследователями, нельзя назвать большим. Обращают на себя внимание работы В. М. Архипова, С. П. Болотова, О. С. Виханского, А. П. Градова, Р. А. Фатхутдинова, Э. А Уткина, А. Т. Зуба, В. С. Катькало.

А. Чандлер, автор одной  из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»[34].

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. Здесь мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического процесса планирования и управления. Прежде всего в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации.

Информация о работе Стратегия развития предприятия на мебельном рынке