Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.
По фактору «Совершенствование управления» учитывают экономию от совершенствования управления транспортом и сокращения административно-управленческих расходов (в связи с высвобождением работников, выполняющих функции управления во всех транспортных звеньях). Экономию определяют по заработной плате и начислениям на нее и по другим видам расходов на управление в виде прямого снижения затрат.
По фактору «Улучшение использования основных фондов» отражают экономию в результате сокращения амортизационных расходов.
Экономический эффект какого либо мероприятия по экономии эксплуатационных расходов можно рассчитать по следующей формуле:
Э = З1 – З2, |
(3.9) |
где Э – экономический эффект от предложенного мероприятия;
З1 – затраты до внедрения мероприятия;
З2 – затраты после внедрения мероприятия.
Экономию расходов на ресурсы можно определить по следующей формуле:
Э = N · Ц, |
(3.10) |
где N – количество сэкономленного ресурса;
Ц – цена за единицу ресурса.
В эксплуатационных расходах Читинской автобазы значительный удельный вес занимают расходы на оплату труда. Таким образом, будет целесообразно проведение мероприятий по их сокращению.
Высвобождение контингента
в связи с пересмотром
Эфот = 24491 · 2 · 12 = 587,8 тыс. руб.
В результате экономии фонда оплаты труда экономия по отчислениям на социальные нужды составит:
Эотч = Эфот · Еотч, |
(3.11) |
где Эфот – экономия фонда оплаты труда, тыс.руб.;
Еотч– ставка отчислений на социальные нужды, 26,4%
Эотч = 587,8 · 0,264 = 155,2 тыс. руб.
За анализируемый период материальные затраты занимают значительный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов, поэтому необходимо проведение мероприятий по сокращению этих расходов.
Выполнение организационно-
- электроэнергии на 24,4 тыс. кВт/час, в том числе:
1) рациональное использование тепловой завесы:
7,5 кВт · 2 ч · 22 дн · 12 мес = 4 тыс. кВт
10 кВт · 0,6 ч · 30 дн · 12 мес = 2,2 тыс. кВт
55 кВт · 0,6 ч · 30 дн · 12 мес = 11,9 тыс. кВт
6,3 + 4 + 2,2 + 11,9 = 24,4 тыс. кВт
Экономию расходов определим по формуле (3.10):
Ээл = 24,4 · 1,79 = 43,68 тыс. руб.
- дизельного топлива на 14,7 тонн за счет отставления из эксплуатации автотранспорта. Экономию расходов определим по формуле (3.10):
Эдт = 14,7 · 15484,50 = 227,62 тыс. руб.
- бензина на 26 тонн за счет отставления из эксплуатации автотранспорта. Экономию расходов определим по формуле (3.10):
Эб = 26 · 17733,40 = 461,07 тыс. руб.
Общая экономия расходов на топливно-энергетические ресурсы за счет выполнения организационно-технических мероприятий составит:
43,68 + 227,62 + 461,07 = 732,37 тыс. руб.
Экономия топлива за счет сокращения условно на 10% норм расхода на 100 км пробега рассчитана в таблице 3.14.
Таблица 3.14
Расчет расхода средств на топливо при сокращении нормы расхода на 10%
Бензиновые автомобили |
Дизельные автомобили | |||
при существу-ющей норме |
при сокращен-ной норме |
при существу-ющей норме |
при сокращен-ной норме | |
Норма расхода, л |
24,18 |
21,76 |
29,37 |
26,43 |
Цена за литр, руб. |
17,73 |
17,73 |
15,48 |
15,48 |
Итого, руб. |
428,71 |
385,80 |
454,65 |
409,14 |
Экономия средств на топливо на 100 км пробега составит:
- бензин 428,71 – 385,80 = 42,91 руб.
- дизельное топливо 454,65 – 409,14 = 45,51 руб.
Учитывая запланированный пробег автомобилей в размере 20072 тыс.км., экономия составит:
- бензин (1794 / 100) · 42,91 = 769,81 тыс. руб.
- дизельное топливо (675 / 100) · 45,51 = 307,19 тыс. руб.
Общая экономия расходов на топливо за счет сокращения норм расхода на 10% составит:
769,81 + 307,19 = 1077,00 тыс. руб.
Добиться снижения нормы расхода топливо можно за счет нескольких мероприятий. Одним из них является проведение мастер – класса по технологии вождения. При агрессивном стиле вождения даже самый экономичный автомобиль не уложится в предписанный заводом расход топлива. Главные принципы экономичной езды:
- выбирать режим движения, учитывающий интенсивность и скорость потока;
- заранее прекращать разгон, если впереди появилось препятствие;
- чаще использовать
«инерцию» движения – когда
на перекрестке горит «красный»
Самым эффективным способом снижения расхода топлива является поддержание автомобиля в исправном состоянии. Исправный автомобиль потребляет меньше топлива, чем неисправный. Неисправность не подразумевает поломку. Необходимо соблюдать следующие технические условия для поддержания оптимального расхода топлива:
- регулярная
замена «расходников»:
- исправный термостат;
- правильные регулировки углов установки колес («сход – развал»);
- своевременная замена шин;
- соответствие размера шин рекомендованному производителем;
- резина по сезону;
- соответствие
давления в шинах
- герметичность крышки бензобака, исправность системы вентиляции бака и улавливания паров;
- правильно
отрегулированные обороты
Значительное уменьшение расходов может произойти в результате установки автомобильному парку, работающему на бензиновом двигателе, газобаллонного оборудования.
Автомобильное газобаллонное оборудование – это газодозирующая система, установка которой позволяет использовать в качестве автомобильного топлива сжиженный газ вместо бензина.
Принцип работы газобаллонного оборудования практически идентичен принципу впрыска бензинового топлива. Сначала сжиженный газ поступает из баллона в газовую магистраль, откуда еще в жидкой форме проникает в газовый клапан-фильтр, где очищается от взвесей и смол. На следующей ступени газ поступает в редуктор-испаритель, здесь его давление понижается с 16 атмосфер до 1. Затем по шлангу низкого давления газ через дозатор поступает в смеситель. Переключение между режимами газ/бензин осуществляется с помощью переключателя видов топлива, который помещается на приборную панель авто.
Основная причина использования газобаллонного оборудования для автомобилей – более низкая стоимость газового топлива по сравнению с бензином. В среднем цена на авто газ составляет около 12 рублей за 1 литр.
Но кроме финансовой стороны вопроса газобаллонные автомобили имеют и множество других преимуществ:
- возможность покрывать большие расстояния на одной заправке автомобиля газом и бензином. В сумме пробег на газе и бензине возрастает вдвое, так как на автомобили редко ставятся газобаллонные установки с баллоном емкостью меньше, чем бензиновый бак;
- одно из ярко рекламируемых достоинств природного газа – высокое октановое число по сравнению с бензином (100 и выше в зависимости от состава газа). Это снижает риск детонации, сводя его практически к нулю, и уменьшает нагрузку на поршнево-шатунную систему двигателя;
- газ – это более чистое топливо с экологической точки зрения. Благодаря этому в газовом выхлопе процент вредных примесей намного ниже, а также меньше угарного газа;
- при использовании газобаллонного оборудования для автомобилей, благодаря тому, что газ лучше смешивается с воздухом, двигатель работает тише и мягче, на деталях практически не образуется нагар и копоть, газ значительно чище по своему составу, чем бензин. Он не засоряет масло, поэтому его нужно менять значительно реже. Это же касается и свечей;
- газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд;
- автомобили на сжиженном природном газе дольше сохраняют ресурсы двигателя, а сама система меньше подвержена амортизации. Благодаря этому ремонт подвижных резиновых частей можно осуществлять значительно реже. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.
В сумме все эти факторы дают тройную (и более) экономию средств на топливе, продлевают срок службы двигателя на 30-40%, масла и свечей – в два раза, и как следствие значительно снижают не только эксплуатационные, но и ремонтные затраты.
Кроме того, вся газовая аппаратура питания полностью дублируется бензиновой. Таким образом, увеличивается безотказность автотранспорта и уменьшается риск отказа двигателя из-за засора или другой неисправности в системе питания.
Для расчета
периода окупаемости
(3.12) |
где Цгбо – цена газобаллонного оборудования;
Цб – цена 1 литра бензина;
Цг – цена 1 литра газа;
Еб – норма расхода бензина на 100 км пробега;
L – среднесуточный пробег автомобиля.
При расчете периода окупаемости установки газобаллонного оборудования используем средние значения необходимых показателей.
Основные характеристики, необходимые для расчета периода окупаемости представлены в таблице 3.15.
Таблица 3.15
Технические характеристики при различных топливных системах
Показатель |
Значение |
Стоимость газобаллонного оборудование и его установки, руб. |
21600,00 |
Цена 1 литра бензина, руб. |
17,73 |
Цена 1 литра газа, руб. |
9,00 |
Расход бензина на 100 км пробега, л. |
24,18 |
Среднесуточный пробег автомобиля, км. |
108,00 |
Период окупаемости установки газобаллонного оборудования составит:
Таким образом, оборудование окупится почти через 3 месяца.
Учитывая то, что цена газа почти в два раза ниже, чем бензина, экономия расходов на топливо составит 37588,18 тыс. руб.
Расходы на материалы может снизить ремонт и повторное использование запасных частей. Экономию за счет этого можно определить по следующей формуле:
Эмат = D · (Цнов – Црем), |
(3.13) |
где D – количество отремонтированных деталей, шт.;
Цнов – цена новой детали, руб.;
Црем – цена ремонта детали, руб.
Рассмотрим расчет экономии от ремонта и дальнейшего использования стартера:
Эмат = 7 · (2900 – 1500) = 9800 руб.
Аналогично рассчитывается экономия от ремонта генераторов, блоков цилиндров, коленвалов, рулевой тяги, внутренней тяги и других автомобильных запасных частей. Общий размер экономии составил 1138 тыс. руб.
За счет консервации основных средств, которые не используются, а именно 30 объектов достигнута экономия расходов в размере 45 тыс. руб.
За счет списания 14 устаревших автомобилей экономия сложится в размере 441 тыс. руб.
Произведенные расчеты по снижению эксплуатационных расходов представлены в таблице 3.16.
Таблица 3.16
Мероприятия по снижению эксплуатационных расходов
Читинской автобазы
Наименование мероприятия |
Объем внедрения в на-туральном выражении |
Экономия зат-рат, тыс.руб. |
Экономия фонда
оплаты труда за счет высвобождения
контингента в связи с |
2 чел. |
587,80 |
Экономия отчислений на социальные нужды за счет высвобождения контин-гента в связи с пересмотром технологи-ческих процессов |
2 чел |
155,20 |
Выполнение организационно-техничес-ких мероприятий: - экономия электроэнергии - экономия бензина - экономия дизельного топлива |
24,4 тыс. кВт 26 т 14,7 т |
43,68 461,07 227,62 |
Сокращение норм расхода топлива условно на 10% |
- |
1077,00 |
Внедрение газобаллонного оборудова-ния редукторного типа на бензиновые автомобили |
381 авт. |
37588,18 |
Снижение расходов на материалы, за счет повторного использования, ремон-та и восстановления запасных частей |
- |
1138,00 |
Консервация основных средств |
30 ед. |
45,00 |
Списание устаревших автомобилей |
14 ед. |
441,00 |
Итого |
- |
41764,55 |