Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Экономическая наука, ее классики, традиционно уделяли много внимания определению места человека в системе экономических отношений и прежде всего использованию способностей человека к трудовой деятельности, соответствию его овеществленным средствам производства в процессе производства жизненных благ, их распределению и потреблению.
(1)
где Y - производственная функция;
L - затраты труда;
Ну - затраты человеческого капитала;
хi - средства производства;
α и β - технологические параметры.
Результативность предприятия находится в прямой зависимости от человеческого капитала.
Структурную схему категории «трудовой ресурс» в самом общем виде можно представить следующим образом:
ТР = ТП + ∆1 + ∆2 + ∆3, (2)
где ТП – трудовой потенциал работника, используемый в процессе деятельности;
∆1 – неактуализированные, скрытые возможности работника;
∆2 – недоиспользованные возможности работника;
∆3 – возможности работника, не представляющего интерес для данных условий производства.
Такой подход позволяет
по-новому рассматривать человека в
системе общественного
В процессе трансформации
трудового ресурса в
2. Качество трудового ресурса – это устойчивая совокупность свойств его компонентов не только накопленных и реализующихся, но и постоянно обогащающихся в процессе накопления и обновления знаний, удовлетворяющих потребности современного производства.
С изменением требований к работникам организаций встаёт вопрос о качестве рабочей силы, который позволял бы интегрировано оценить способность работника выполнять ту или иную работу в соответствии с требованиями современного производства. Категория «рабочая сила» отождествляется с ресурсами, освоение которых не требует затрат и усилий. В свою очередь категории «трудовой ресурс», «трудовой потенциал» предусматривают изменение способностей человека к труду, признавая тем самым экономическую целесообразность инвестиций в персонал для повышения его качества и конкурентоспособности. Важнейшими составляющими качества трудового ресурса предприятия, которые могут быть самостоятельными объектами управления, являются: качество трудового потенциала работника; компетентность работника; мотивационные установки в сфере труда.
Развитие компонентов трудового потенциала наращивает его возможности и способности к эффективному выполнению работы на определенном рабочем месте, что в совокупности приводит к повышению качества трудового ресурса.
Для диагностики состояния
трудового ресурса и его
Объективные показатели, полученные в результате анализа статистической информации:
Таблица 1
Методические подходы и методическое обеспечение направлений мониторинга трудового ресурса предприятия (ТРП)
Методический подход |
Объект мониторинга |
Инструментарий мониторинга ТРП |
На основе статистической информации |
|
Технико-экономические |
На основе экспертных оценок |
|
Опросные листы, проведение фокус-групп, комплексная оценка (метод «мозгового штурма», экспертный метод), тренинги |
На основе мнений работников |
|
Анкеты опроса рабочего о субъективном восприятии труда, «Стратегическое управление человеческими ресурсами», самооценки индивидуальной конкурентоспособности работника; тесты; комплексная оценка |
Анализ статистических показателей, характеризующих качество трудового потенциала, принято производить по технико-экономическим показателям предприятия, по численному составу, структуре (рабочий стаж, пол, квалификация), профессиональной подготовленности, по динамике численного состава.
Качество трудового потенциала будет определяться следующими показателями:
Обобщенный комплексный показатель должен представлять собой среднеарифметическое значение входящих в него частных показателей. Установить нормативные значения показателей для целей эффективного управления трудовыми ресурсами представляется затруднительным вследствие разнообразия специальностей, условий работы, особенностей функций, задач, региональных особенностей рынков труда. В большинстве случаев предельным значением показателей можно считать единицу. Рациональные показатели для оценки качества трудового потенциала и расчетные зависимости приведены в таблице 2.
Таблица 2
Рациональные показатели и расчетные зависимости для оценки качества трудового потенциала (фрагмент)*
Наименование показателя |
Расчетная формула |
Пояснение |
I. Качество профессионально- | ||
1. Коэффициент образовательного уровня кадров |
Kоу = (ΣБiPi)/Pcp |
Бi – число баллов i-гo образовательного уровня (0,15 – для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,60 – среднее; 0,75 – среднее специальное и незаконченное высшее; 1,0 – высшее; 1,25 – научную степень по специальности); Pi – среднесписочная численность работающих i-ой группы, чел.; Рср – среднесписочная численность на предприятиях, чел. |
V. Средневзвешенные значения качества компонентов трудового потенциала |
|
Kij – значение i-гo коэффициента для j-ой группы сотрудников; Гi – удельный вес j-ой группы сотрудников |
Статистические показатели, дающие картину задействованности трудового потенциала, включают:
Статистические показатели, характеризующие влияние различных факторов, определяющих динамику элементов трудового ресурса предприятия:
Субъективные показатели, полученные в ходе анализа результатов социологических исследований, делятся на две подгруппы: экспертные оценки и мнения работников предприятия.
К показателям, отражающим мнение экспертов, относим:
Для определения соответствия уровня развития элементов трудового ресурса предприятия рекомендуется проводить опрос среди экспертов.
Система показателей, дающая представление о факторах, детерминирующих развитие трудового ресурса, включает в себя:
Для оценки уровня профессиональной компетентности работников предприятия, предлагается использовать авторский подход построения моделей компетентности. Разница между моделями руководителя, специалиста и рабочего будет заключаться в наличии того или иного качества, в его весе и степени выраженности.
Оценку профессиональной компетентности руководителей и специалистов целесообразно осуществлять по формуле:
(3)
где Кком – уровень профессиональной компетентности конкретной категории персонала;
i – 1, 2, …, n – количество экспертов;
j – 1, 2, …, 7 – количество оцениваемых качеств персонала;
αj – весомость j-го качества персонала;
βij – оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;
5n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивид (5 баллов × n – экспертов).
Формула для оценки профессиональной компетентности рабочего аналогичная формуле (3).
Показатели, отражающие мнение работников предприятия, включают:
Сопоставив качество трудового потенциала с профессиональной компетентностью работников, можно весь персонал предприятия разделить на группы (рис. 2, табл. 3).
Рисунок 2 и таблица 3 дают представление о возможности группировки работников предприятия и об элементах кадровой политики, которые можно применить для управления работниками данных групп.
Рисунок 2. Группировка работников в зависимости от уровня профессиональной компетентности и качества трудового потенциала
Математическая модель качества трудового ресурса может быть представлена в виде формулы:
(5)
где - уровень качества трудового ресурса j-ой группы работников предприятия;
- уровень качества трудового потенциала j-ой группы работников;
- уровень профессиональной
Таблица 3
Характеристика групп работников предприятия в зависимости от уровня профессиональной компетентности и качества трудового потенциала (фрагмент)*