Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Экономическая наука, ее классики, традиционно уделяли много внимания определению места человека в системе экономических отношений и прежде всего использованию способностей человека к трудовой деятельности, соответствию его овеществленным средствам производства в процессе производства жизненных благ, их распределению и потреблению.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовые ресурсы.doc

— 924.50 Кб (Скачать файл)

 

       (1)

 

где   Y - производственная функция;

 L - затраты труда;

Ну - затраты человеческого капитала;

 хi - средства производства;

α и β - технологические  параметры. 

Результативность предприятия  находится в прямой зависимости  от человеческого капитала.

Структурную схему категории «трудовой ресурс» в самом общем виде можно представить следующим образом:

 

 ТР = ТП + ∆1 + ∆2 + ∆3,        (2)

 

где ТП – трудовой потенциал  работника, используемый в процессе деятельности;

1 – неактуализированные, скрытые возможности работника;

2 – недоиспользованные возможности работника;

3 – возможности работника, не представляющего интерес для данных условий производства.

Такой подход позволяет  по-новому рассматривать человека в  системе общественного производства. Рассмотрение человека как носителя «рабочей силы» отвечает потребностям индустриальной экономики. Если же рассматривать человека в составе трудового ресурса как совокупность трудового потенциала и скрытых его возможностей, то становится очевидным применение междисциплинарного подхода, дающего представление о полном использовании всех потенциальных возможностей человека.

В процессе трансформации  трудового ресурса в человеческий капитал необходимо учитывать способности  человека и параметры той среды, в которой происходит его капитализация. Имеющиеся знания, умения и навыки целесообразно использовать либо путем их продажи, либо на основе самозанятости. Для капитализации трудового ресурса необходимы организационно-технические условия, позволяющих реализовать его в форме товаров и услуг. Отсутствие таких условий не позволяет трансформировать трудовые ресурсы в человеческий капитал.

2. Качество трудового ресурса – это устойчивая совокупность свойств его компонентов не только накопленных и реализующихся, но и постоянно обогащающихся в процессе накопления и обновления знаний, удовлетворяющих потребности современного производства.

С изменением требований к работникам организаций встаёт вопрос о качестве рабочей силы, который позволял бы интегрировано оценить способность работника выполнять ту или иную работу в соответствии с требованиями современного производства. Категория «рабочая сила» отождествляется с ресурсами, освоение которых не требует затрат и усилий. В свою очередь категории «трудовой ресурс», «трудовой потенциал» предусматривают изменение способностей человека к труду, признавая тем самым экономическую целесообразность инвестиций в персонал для повышения его качества и конкурентоспособности. Важнейшими составляющими качества трудового ресурса предприятия, которые могут быть самостоятельными объектами управления, являются: качество трудового потенциала работника; компетентность работника; мотивационные установки в сфере труда.

Развитие компонентов  трудового потенциала наращивает его  возможности и способности к  эффективному выполнению работы на определенном рабочем месте, что в совокупности приводит к повышению качества трудового ресурса.

Для диагностики состояния  трудового ресурса и его качества, автор предлагает использовать мониторинг деятельности, следовательно мониторинг трудового ресурса - это непрерывное наблюдение за динамикой составляющих трудового ресурса и реализацией механизма его воспроизводства, а также за факторами, определяющими эту динамику в процессе эволюционного развития предприятия. При этом каждому методическому подходу и направлению мониторинга соответствует определённое методическое обеспечение (табл. 1).

Объективные показатели, полученные в результате анализа  статистической информации:

  • показатели, отражающие качество трудового потенциала работников (профессиональные группы и категории персонала);
  • показатели, дающие картину задействованности трудового потенциала (профессиональные группы);
  • показатели, характеризующие влияние различных факторов на динамику элементов трудового потенциала предприятия.

 

Таблица 1

Методические подходы  и методическое обеспечение направлений  мониторинга трудового ресурса предприятия (ТРП)

Методический подход

Объект мониторинга

Инструментарий мониторинга ТРП

На основе статистической информации

  • состав работающих;
  • эффективность использования трудового потенциала (ТП);
  • состояние системы подготовки и повышения квалификации

Технико-экономические показатели, статистические формы учета состояния  движения и использование ТП работников предприятия, самофотография

На основе экспертных оценок

  • факторы, детерминирующие уровень развития ТП;
  • уровень профессиональной компетентности работника;
  • соответствие уровня развития элементов ТРП требованиям конкретных производственных процессов;
  • эффективность системы подготовки и повышения квалификации

Опросные листы, проведение фокус-групп, комплексная оценка (метод «мозгового штурма», экспертный метод), тренинги

На основе мнений работников

  • соответствие уровня развития компонентов ТРП требованиям производства;
  • уровень задействованности трудового потенциала;
  • уровень индивидуальной конкурентоспособности работников;
  • удовлетворённость работника системой подготовки и повышения квалификации

Анкеты опроса рабочего о субъективном восприятии труда, «Стратегическое  управление человеческими ресурсами», самооценки индивидуальной конкурентоспособности работника; тесты; комплексная оценка


 

Анализ статистических показателей, характеризующих качество трудового потенциала, принято производить по технико-экономическим показателям предприятия, по численному составу, структуре (рабочий стаж, пол, квалификация), профессиональной подготовленности, по динамике численного состава.

Качество трудового  потенциала будет определяться следующими показателями:

  • качество профессионально-квалификационного компонента;
  • качество социального компонента;
  • качество мотивационного компонента;
  • качество инновационного компонента.

Обобщенный комплексный  показатель должен представлять собой  среднеарифметическое значение входящих в него частных показателей. Установить нормативные значения показателей для целей эффективного управления трудовыми ресурсами представляется затруднительным вследствие разнообразия специальностей, условий работы, особенностей функций, задач, региональных особенностей рынков труда. В большинстве случаев предельным значением показателей можно считать единицу. Рациональные показатели для оценки качества трудового потенциала и расчетные зависимости приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Рациональные показатели и расчетные зависимости для  оценки качества трудового потенциала (фрагмент)*

Наименование показателя

Расчетная формула

Пояснение

I. Качество профессионально-квалификационного компонента

1. Коэффициент образовательного  уровня кадров

 Kоу = (ΣБiPi)/Pcp     

Бi – число баллов i-гo образовательного уровня (0,15 – для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,60 – среднее; 0,75 – среднее специальное и незаконченное высшее; 1,0 – высшее; 1,25 – научную степень по специальности);

Pi – среднесписочная численность работающих i-ой группы, чел.;

Рср – среднесписочная численность на предприятиях, чел.

     
     

V. Средневзвешенные значения качества компонентов трудового потенциала

Kij – значение i-гo коэффициента для j-ой группы сотрудников;

Гi – удельный вес j-ой группы сотрудников


 

Статистические показатели, дающие картину задействованности  трудового потенциала, включают:

  • уровень выполнения норм выработки;
  • структуру потерь рабочего времени;
  • уровень трудовой дисциплины;
  • уровень производительности труда.

Статистические показатели, характеризующие влияние различных факторов, определяющих динамику элементов трудового ресурса предприятия:

  • показатели состояния условий труда (уровень вредности, уровень тяжести);
  • уровень затрат на социальные нужды;
  • удельный вес работников, прошедших переподготовку и повысивших квалификацию;
  • уровень заработной платы.

Субъективные показатели, полученные в ходе анализа результатов  социологических исследований, делятся на две подгруппы: экспертные оценки и мнения работников предприятия.

К показателям, отражающим мнение экспертов, относим:

  • показатели соответствия уровня развития элементов трудового ресурса предприятия требованиям конкретных рабочих мест;
  • показатели, дающие представление о факторах, детерминирующих развитие трудового ресурса предприятия;
  • уровень профессиональной компетентности работников (по категориям);
  • оценка эффективности системы подготовки и повышения квалификации.

Для определения соответствия уровня развития элементов трудового ресурса предприятия рекомендуется проводить опрос среди экспертов.

Система показателей, дающая представление о факторах, детерминирующих развитие трудового ресурса, включает в себя:

  • рейтинг факторов, сдерживающих развитие трудового ресурса предприятия;
  • эффективность различных форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Для оценки уровня профессиональной компетентности работников предприятия, предлагается использовать авторский подход построения моделей компетентности. Разница между моделями руководителя, специалиста и рабочего будет заключаться в наличии того или иного качества, в его весе и степени выраженности.

Оценку профессиональной компетентности руководителей и специалистов целесообразно осуществлять по формуле:

 

         (3)

 

где Кком – уровень профессиональной компетентности конкретной категории персонала;

i – 1, 2, …, n – количество экспертов;

j – 1, 2, …, 7 – количество оцениваемых качеств персонала;

αj – весомость j-го качества персонала;

βij – оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;

5n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивид (5 баллов × n – экспертов).

Формула для оценки профессиональной компетентности рабочего аналогичная формуле (3).

Показатели, отражающие мнение работников предприятия, включают:

  • соответствие уровня развития профессионально-квалификационного, инновационного, мотивационного компонентов трудового потенциала требованиям производства;
  • интегральный показатель уровня развития компонентов трудового потенциала;
  • рейтинг факторов, мотивирующих работников к развитию своего трудового потенциала;
  • степень удовлетворённости работников элементами инфраструктуры, отвечающей за воспроизводство трудового ресурса предприятия;
  • показатели индивидуальной конкурентоспособности (внутренней, внешней).

Сопоставив качество трудового потенциала с профессиональной компетентностью работников, можно весь персонал предприятия разделить на группы (рис. 2, табл. 3).

Рисунок 2 и таблица 3 дают представление о возможности  группировки работников предприятия и об элементах кадровой политики, которые можно применить для управления работниками данных групп.

 

 

Рисунок 2. Группировка работников в зависимости от уровня профессиональной компетентности и качества трудового потенциала

 

Математическая модель качества трудового ресурса может  быть представлена в виде формулы:

 

     (5)

 

где   - уровень качества трудового ресурса j-ой группы работников предприятия;

- уровень качества трудового потенциала j-ой группы работников;

- уровень профессиональной компетентности  j-ой группы работников.

 

Таблица 3

Характеристика  групп работников предприятия в зависимости от уровня профессиональной компетентности и качества трудового потенциала (фрагмент)*

Информация о работе Трудовые ресурсы