Формирование ассортимента товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров предприятий торговли 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента предприятий торговли 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГА-ЛАЙН» (продажа сотовых телефонов) 21
2.1. Технико-экономическая характеристика коммерческой деятельности ООО «Мега-Лайн» 21
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 29
2.3. Органиазция и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 33
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом  можно заключать, что предприятие  достаточно стабильно в своей  деятельности, рентабельно и прибыльно.

Технологический процесс на торговом предприятии  ООО «Мега-Лайн» обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Принципы  организации оперативных процессов:

  • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных 
    вариантов продажи товаров;
  • создание наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
  • соответствие технологии современному научно-техническому 
    уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
  • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, 
    экономии труда, снижения издержек обращения.

Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

Приемка товаров  по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах — поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров  по количеству — это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемку товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

Приемка товаров  по качеству — это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Приемку товаров производят в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

Технологическая карта  — это форма документации, которая  отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.

Формы продажи  товаров в практике торговой деятельности предприятия  достаточно разнообразны – это продажа товаров по предварительным заказам, индивидуальное обслуживание, продажа с открытой выкладкой, продажа товаров по образцам, консультативная продажа.

Анализируя  особенности торговой деятельности ООО «Мега-Лайн», отметим, что это  предприятие по масштабам деятельности довольно небольшое, поэтому обслуживает  небольшой сегмент рынка, а месторасположение в одном из спальных районов города, позволяет утверждать, что здесь не слишком большая покупательская проходимость.

Поэтому, при  формировании ассортимента товаров, в  первую очередь необходимо учитывать  потребительскую среду, ее психологические и финансовые возможности.

Ниже мы рассмотрим фактические особенности товарного  ассортимента ООО «Мега-Лайн», существующего  на данный момент времени, а также  особенности процессов его формирования.

2.2. Особенности  товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн»

 

 

На момент исследования процессов формирования товарного  ассортимента на ООО «Мега-Лайн», ассортиментный перечень представлен товарами следующих  групп.

Ассортиментная группа №1. Сотовые телефоны

 

Наименование модели

Цена

Наименование модели

Цена

Наименование модели

Цена

Kenned E 210

6 095

Nokia 6020

5 350

Samsung SGH-E330N

6 130

LG B 2000

3 185

Nokia 6021

4 599

Samsung SGH-E350

7 845

LG B 2070

3 899

Nokia 6030

3 499

Samsung SGH-E530

10 150

LG B 2100

4 150

Nokia 6060

4 395

Samsung SGH-E530 интуиция

10 199

LG B 2150

4 245

Nokia 6100

4 685

Samsung S6H-E620

8 550

LG B 2250

4 990

Nokia 6101

7 255

Samsung SGH-E720

9 550

LG C 1100

3 199

Nokia 6111

14 150

Samsung SGH-E730

10 590

LG C 1150

3 865

Nokia 6170

6 990

Samsung SGH-E760

10 225

LG C 1400

4 520

Nokia 6230i

10 205

Samsung SGH-E820

7 950

LG C 2100

3 715

Nokia 6260

10 210

Samsung SGH-X100

3 335

LG C 2200

5 950

Nokia 6270

23 010

Samsung SGH-X120

4 105

LG C 3320

4 680

Nokia 6600

7 935

Samsung SGH-X140

3 810

LG C 3380

6 850

Nokia 6610i

4 555

Samsung SGH-X200

4 550

LG C 3400

5 699

Nokia 6630

11 375

Samsung SGH-X450

3 525

LG F 1200

8 150

Nokia 6670

9 299

Samsung SGH-X460

4 445

LG F 2100

6 599

Nokia 6680

15 390

Samsung SGH-X480

3 975

LG F 2200

4 299

Nokia 6681

13 850

Samsung SGH-X610

5 999

LG F 2300

6 500

Nokia 6820

7 490

Samsung SGH-X620

4 515

LG F 2400

7 210

Nokia 6822

8 115

Samsung SGH-X640

5 290

LG F 2410

7 250

Nokia 7260

6 350

Samsung SGH-X700

11 070

LG G 1600

2 899

Nokia 7270

9 850

Samsung SGH-Z130

9 999

LG G 1610

3 895

Nokia 7280

13 999

Siemens A65

2 575

LG G 1800

4 100

Nokia 7380

26 595

Siemens A70

1 750

LG M 4410

10 050

Nokia 7610

10 499

Siemens A75

2 250

LG S 5000

8 950

Nokia 7710

14 699

Siemens AX72

2 985

LG A 7150

8 120

Nokia 8800

38 950

Siemens AX75

2 599

Motorola C 115

1 215

Nokia 8800 Black

44 950

Siemens C65

3 515

Motorola C 116

1 390

Nokia 9300

19 999

Siemens C72

3 340

Motorola C 117

1 565

Nokia 9500

23 630

Siemens C75

4 100

Motorola С 118

2 290

Nokia Card Phone 2.0

4 999

Siemens CF110

4 545

Motorola C 139

2 050

Nokia N70

19 550

Siemens CF62

3 199

Motorola C 261

4 340

Nokia N90-1

24 840

Siemens CF75

5 190

Motorola C 380

2 450

Pantech G500

6 450

Siemens CL75

6 350

Motorola C 390

3 399

Pantech G500E

5 799

Siemens CX75

6 999

Motorola C 650

3 140

Pantech G600

6 595

Siemens CX75 H.F.

8 999

Motorola E l

9 950

Pantech G650

7 050

Siemens M65

5 100

Motorola E 398

6 215

Pantech G670

6 899

Siemens M75

8 550

Motorola L 6

9 560

Pantech G700S

2 940

Siemens P 50

22 980

Motorola MPX 220

11 320

Pantech G800

5 950

Siemens S65

6 235

Motorola U 6

20 015

Pantech G900

5 999

Siemens S65 H.F.

8 599

Motorola V 171

2 685

Pantech GB100

3 150

Siemens SF65

7 999

Motorola V I77

3 490

Pantech GB200

4 470

Siemens SL65

7 200

Motorola V 180

3 199

Pantech GB300

2 950

Siemens SK65

7 999

Motorola V 220

4 150

Pantech GF100

4 799

Siemens A62

2 799

Motorola V 3

8 750

Pantech GF200

6 210

Sony Ericsson J200i

3 795

Motorola V 360

6 835

Pantech GF500

7 499

Sony Ericsson J210i

2 850

Motorola V 535

5 190

Pantech GI100

9 499

Sony Encsson J300i

3 170

Motorola V 620

6 175

Pantech PG1000S

4 545

Sony Ericsson K300i

4 350

Motorola V 635

7820

Pantech PG1200

5 799

Sony Ericsson K600i

9 100

Nokia 1100

1 780

Pantech PG1400

5 490

Sony Ericsson K700i 

7 250

Nokia 1101

1 850

Pantech PG3000

8 899

Sony Ericsson K700i Bluetooth

7 999

Nokia 1110

2 100

Pantech PG3200

6 299

Sony Encsson K750i

12 550

Nokia 1600

2 990

Pantech PG6100

11 899

Sony Ericsson K750i Bluetooth

13 999

Nokia 2300

2 135

Samsung SGH-C200

2 910

Sony Encsson P910i

16 460

Nokia 2600

2 599

Samsung SGH-C200N

2 910

Sony Encsson T290

2 399

Nokia 2650

2 799

Samsung SGH C210

2 950

Sony Ericsson W550

12 210

Nokia 3100

2 995

Samsung SGH-C230

3 299

Sony Ericsson WSOOi

14 095

Nokia 3120

3 199

Samsung SGH-D500

10 350

Sony Ericsson 2520i

8 350

Nokia 3220

4 100

Samsung SGH-D600

14 325

Sony Ericsson Z800i

13 015

Nokia 3230

9 195

Samsung SGH-E300

6 420

   

Nokia 5140i

6 715

Samsung SGH-E330

6 075

   

 

Ассортиментная группа №2. МП3 плееры

Наименование модели

Цена

МРЗ плеер CREATIVE MuVo V200 256Mb

2399

МРЗ плеер CREATIVE MuVo V200 512Mb

4150

МРЗ плеер CREATIVE Zen Nano Plus 256Mb

2950

МРЗ плеер CREATIVE Zen Nano Plus 512Mb

4210

МРЗ плеер MPIO FG100 256Mb

3535

МРЗ плеер MPIO FG100 512Mb

4435

МРЗ плеер MPIO FG200 256Mb

3999

МРЗ плеер MPIO FG200 512Mb

5290

МРЗ плеер MPIO FL350 256Mb

3799

МРЗ плеер MPIO FY400 1Gb

4675

МРЗ плеер MPIO FY500 1Gb

5305

МРЗ плеер MPIO FY500 256Mb

3370

МРЗ плеер NEXX NF-315 1Gb

4270

МРЗ плеер NEXX NF-315 256Mb

2260

МРЗ плеер NEXX NF-315 512Mb

3265

МРЗ плеер NEXX NF-450 1Gb

5799

МРЗ плеер NEXX NF-450 256Mb

3799

МРЗ плеер NEXX NF-450 512Mb

4705

МРЗ плеер NEXX NF-610 1Gb

6999

МР3 плеер NEXX NF-610 512Mb

5755


 

Представленные здесь ассортиментные группы – это результата работы службы маркетинга предприятия.

Среди направлений исследований, служащих базой для формирования ассортиментных групп ООО «Мега-Лайн»  имеют место следующие:

- изучение потребительского  спроса;

- анализ существующих и потенциальных каналов сбыта;

- анализ рынка новой  продукции.

Широта ассортимента предлагаемая магазином, ограничивается двумя товарными группами:

- сотовые телефоны;

- МП3 плееры.

В свою очередь, глубина  ассортимента, гораздо более обширна, в соответствии с приведенными данными, количество наименований товаров в ассортиментной группе №1, на момент анализа, насчитывает 178 наименований товаров. Ассортиментная группа №2, представленная перечнем МП3 плееров насчитывает 21 наименование товаров.

В соответствии со спецификой магазина, - торговля сотовыми телефонами, ассортиментная группа №1, может быть разбита на несколько подгрупп, в  соответствии с производителем сотовых  телефонов, чье имя выступает  в качестве бленда.

Так, в структуре ассортимента выделяют:

  • Kenned E 210 – 1 наименование
  • LG – 25 наименований
  • Motorola – 23 наименования
  • Nokia – 32 наименования
  • Pantech – 21 наименование
  • Samsung – 29 наименований
  • Siemens – 32 наименования
  • Sony Ericsson – 15 наименований

Во время проведения анализа товарного ассортимента, Коэффициент устойчивости равен 1, поскольку, наличие товаров соответствовало установленному ассортиментному перечню магазина.

Куст = 200/200 = 1.

Коэффициент устойчивости по каждой ассортиментной группе, составляет:

Куст (группа №1) = 178/180 = 0,98

К уст (группа №2) = 21/20 = 1,05.

Данные показатели свидетельствуют  о незначительных отклонениях в  структуре товарного ассортимента по каждой из товарных групп, что объясняется  динамикой торгового процесса. 

 

 

2.3. Организация  и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн»

 

Важное место в процессе формирования товарного ассортимента занимает система маркетинга.  Маркетинг  в переводе с английского означает ведение рынка, т.е. деятельность в  сфере сбыта.

Прежде, чем принимать решение о введении того или иного товара в ассортиментный перечень магазина нужно знать, нужен ли он вообще, т.е. знать потребность в том или ином продукте со стороны возможного покупателя.

Потребность находит  свое отражение в спросе. Нет спроса - не следует ориентировать продукт на этот рынок, а исследовать другие, где есть ниша неудовлетворенного спроса, который предприятие может удовлетворить.

Удовлетворить запросы  потребителей - непростая задача. Прежде всего нужно хорошо изучить потребителя, т.е. ответить на вопросы: кто покупает, какое количество, по какой цене, с какой целью, для удовлетворения каких потребностей, где покупает. Обеспечить, если это необходимо, сервис. Для этого проводят маркетинговые исследования.

Изучить всех покупателей продукта невозможно, поэтому, целесообразно найти тот сегмент потребителей, который обеспечит основной сбыт. Известен закон Парето, согласно которому 20 % потребителей обеспечивают 80 % продаж. Задача - определить, кто эти потребители, которые составляют указанные 20 %.

Для определения последних  используют сегментирование потребителей, или сегментирование рынка, что  одно и то же. Специалисты ООО  «Мега-Лайн» делят потребителей на отдельные группы (сегменты), обладающие одинаковой реакцией на действия маркетингового характера, т. e. одинаково относится к тому или иному продукту, его дизайну, цвету, упаковке, цене, доставке, сервису.

Определение потребительских  групп и их предпочтений – важный шаг в процессе формирования товарного  ассортимента, так как в соответствии с полученными результатами, можно будет делать выводы о том, что потребителю необходимо и что будет иметь максимальный спрос.

Сегментирование потребителей проводят по ряду признаков. Например: по социально-экономическим факторам (пол, возраст, размер семьи, образование, принадлежность к социальному классу, уровень дохода). По географическим признакам. По культурно-историческим признакам.

Кроме того, необходимо учитывать  психологические факторы поведения  потребителей: существуют покупатели, покупающие товары в больших и малых количествах, покупатели, которые любят новинки и те, кто их отвергает или относятся нейтрально.

Важно правильно определить целевой сегмент потребителей, которые  проявляют интерес к товару и  готовы купить его. Неправильное сегментирование приведет к непродуманному расходу ресурсов, и фирма не получит необходимую прибыль.

О важности учета особенностей потребителей в том или ином сегменте рынка сбыта можно судить по следующему примеру из практической деятельности ООО «Мега-Лайн».

Принимая решение о  введении в структуру товарного  ассортимента новой коллекции телефонов Nokia специалисты ООО «Мега-Лайн» провели сегментацию рынка (потребителей) по социально-экономическим признакам, определив таким образом, что их основные покупатели - молодые люди в возрасте от 18 до 35, обладающие средним достатком. Таким образом, решение можно было рассматривать в положительном аспекте, поскольку группа товаров, планируемая к внедрению характеризуется такими качествами как: относительно невысокая цена; современный молодежный дизайн; высокое качество; техническая многофункциональность.

Отсутствие сегментации  или ее неправильная ориентация может  привести к существенным потерям  в бизнесе.

Определив свой сегмент  потребителей, предприятие старается  удовлетворить их потребность в продуктах или услугах.

Важным шагом в этом плане является определение цены, по которой  готов приобрести продукт  покупатель данного сегмента. Цена, если она неправильно определена, окажет решающее воздействие на процесс  покупки товара.

Следует учитывать, что  низкая цена может ассоциироваться  с плохим качеством товара. Высокая  цена, ассоциируется с высоким  качеством продукта, однако существенно  уменьшает потребительский сегмент.

Обычно высокую цену назначают для особо модных товаров. Называют это стратегией снятия сливок.

Информация о работе Формирование ассортимента товара