Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа
Организм и окружающая его среда представляют собой единство. Как человек воздействует на окружающею среду, так и среда воздействует на организм человека.
В отличии от растений организм животного активен. Активность эта проявляется в движении, деятельности, поведенческих реакциях, обеспечивающих приспособление организма к условиям среды.
Так вот за восприятие информации у нас отвечает сенсорная система или анализаторы.
Вариант I
1. Анатомо-физиологическая характеристика сенсорных систем.
А) Определение понятия сенсорных систем. Схема строения анализаторов.
Б) Строение рецепторных образований и их классификация. Расположение в органах человека.
В) Общие свойства рецепторных образований.
Г) Роль анализаторов в познании окружающего мира.
Д) Интеграция зрительного, слухового и двигательного анализаторов при обучении чтению и письму.
2.Строение и функции почки.
А) Биологическое значение процесса выделения.
Б) Функции анатомии почки. Её возрастные особенности.
В) Описание схемы строения единицы почки.
Г) Механизм мочеобразования и его регуляция
Д) Функционирование незрелой почки новорождённого ребёнка. Структурное функционирование изменений почки после рождения. Возрастные особенности регуляции.
Е) Возрастные закономерности становления произвольного мочеиспускания у детей
2. Память и её механизм.
А) Память как процесс запечатления, сохранения и произведения прошлого опыта.
Б) Чувствительно-образная форма памяти и её виды. Биологическое значение этой формы памяти.
В) Качество памяти: быстрота, прочность, запоминание, точность. Способность к актуализации.
Г) Влияние тренировки на качество памяти.
Д) Роль быстрой волевой стадии сна в организации памяти. Влияние недосыпания на формирование аппарата ребёнка.
4. Литература
Основной орган выделения - почки.
Они имеют сложное строение, что отражает
сложность их функций. Кроме почек, к органам
выделения относятся мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный
канал. Почки - парный орган, имеющий бобоподибну
форму и массу до 100 г. Размещенные почки
в брюшной полости, прилегающих к ее задней
стенки на уровне поясничных позвонков.
Почка снаружи покрыта очень плотной соединительнотканной
капсулой, которую окружает жировая капсула.
Почечная ткань состоит из двух слоев:
наружного - коркового и внутреннего -
мозгового. Мозговой слой образует 15-20
пирамид. В середине пирамид проходят
тонкие трубочки, оканчивающиеся отверстиями
в сосочках, которые выступают в небольшую
полость - почечную лоханку. Почка имеет
сложную микроскопическое строение и
содержит около 1 млн структурно-функциональных
единиц - нефронов. Нефрон состоит из капсулы
(в виде двухслойной чаши), в которой содержится
клубок капилляров, и системы канальцев.
Стенки канальцев образованы одним слоем
эпителиальных клеток. Капсула находится
в корковом слое, от нее отходит извилистый
каналец первого порядка, который идет
в мозгового слоя и, выпрямляясь, образует
петлю. Петля возвращается в корковый
слой и там образует извилистый каналец
второго порядка, впадает в собирательную
трубочку. Собирательные трубочки, сливаясь,
открываются в полости почечных лоханок,
от которых отходят мочеточники.
Моча образуется из плазмы крови. Процесс
образования мочи начинается в капсулах
наружного слоя почек. Когда кровь проходит
через капилляры клубочков, то с ее плазмы
вытесняются (фильтруются) вода и растворенные
в ней вещества. Фильтрация осуществляется
потому, что сосуд, которая приносит кровь
к клубочка, шире сосуда, выносит кровь
из него. В клубочку создается высокое
давление, в два и более раз превышает
давление крови в других капиллярах. Отфильтрованную
жидкость называют первичной мочой. За
сутки в организме может образовываться
до 150-180 л первичной мочи. По концентрации
растворенных веществ первичная моча
не отличается от кровяной плазмы. В ней,
кроме продуктов диссимиляции, содержатся
аминокислоты, глюкоза, ионы неорганических
веществ и т.п.. В первичной мочи, в отличие
от плазмы крови, нет белков, поскольку
они не фильтруются. Таким образом, первичная
моча является фильтратом плазмы крови,
а главной фильтрующей силой является
давление крови в капиллярном клубочку.
Из капсул первичная моча проходит в первоначальное
каналец, затем во вторичный каналец, густо
оплетены сетью капилляров. В этой части
нефрона происходит всасывание в кровь
большей части воды и некоторых веществ:
глюкозы, аминокислот, белков, витаминов,
ионов неорганических веществ. Первичная
моча, попавшая в сборную трубочки, называется
вторичной. Она содержит мочевину, мочевую
кислоту, аммиак и т.д.. За сутки может образоваться
до 1,5 л вторичной мочи. Мочеобразование зависит прежде всего
от кровяного давления в мальпигиевых
клубочках, которое обусловлено величиной
общего кровяного давления. Оно зависит
также от уровня кровоснабжения почек,
а следовательно, от величины просвета
кровеносных сосудов почек. Так как просвет
кровеносных сосудов почек изменяется
рефлекторным и нервно-гуморальными механизмами,
то мочеобразование регулируется нервами
и химическими веществами, гормонами и
продуктами обмена веществ, расширяющими
и суживающими капилляры почек. Расширение
кровеносных сосудов производят волокна
блуждающих нервов, сужение — симпатических. Если почки функционируют нормально,
то во вторичной моче отсутствуют белок
и глюкоза. С канальцев вторичная моча
собирается в почечную лоханку, а затем
по мочеточниках поступает в мочевой пузырь.
Наполнение мочевого пузыря приводит
к растяжению его стенки. Нервные окончания,
которые есть в стенке, раздражаются, сигналы
поступают в центральную нервную систему,
и человек испытывает влечение к выделению
мочи. Оно осуществляется через мочеиспускательный
канал и находится под контролем нервной
системы.
Функции почек выделительная; регуляция
объема крови, лимфы и тканевой жидкости,
обеспечение постоянства осмотического
давления и ионного состава жидкостей
внутренней среды организма; регуляция
артериального давления и кроветворения.
Почки формируются с 5-й недели эмбрионального развития. К моменту рождения гипофиз уже секретирует гормон, под влиянием которого происходит обратное всасывание воды из канальцев в кровь. У детей первого года жизни малое обратное всасывание воды является результатом незрелости почечного эпителия, который нечувствителен к действию гормона, Таким образом, у детей в первые месяцы жизни деятельность почек регулируется только нервной системой. Поэтому регуляция количества выводимой мочи осуществляется за сет изменения величины фильтрации. Уже на 6-м месяце развития у ребенка можно обнаружить условно рефлекторную регуляцию выделительной функции. Так, у ребенка после кормления его кефиром из бутылочки отмечается увеличение мочеотделения. При кормлении кашей с ложечки увеличения количества отделяемой мочи не наблюдается. Но если эту же кашу давать из бутылочки, из которой ребенок обычно получает кефир, то наблюдается увеличение мочеотделения. С возрастом постепенно увеличивается роль гормонов в регуляции деятельности почек. Поэтому почка взрослого организма, полностью лишенная нервный влияний, продолжает функционировать.У новорожденных и детей грудного возраста почка округлая, поверхность ее бугристая за счет дольчатого строения, что связано с недостаточным развитием коркового вещества в этом возрасте. Дольчатое строение почки сохраняется до 2-3 лет. Длина почки у новорожденного составляет 4,2 см, а масса - 12 г. В грудном возрасте размеры почки увеличиваются примерно в 1,5 раза, а масса достигает 37 г.
В период первого детства длина почки равна в среднем 7,9 см, масса - 56 г. У подростков длина почки достигает уже 10,7 см, а масса почки составляет 120 г.
У новорожденных толщина коркового вещества почки равна примерно 2 мм, а мозгового - 8 мм; их отношение составляет 1:4. Толщина коркового вещества у взрослого человека по сравнению с таковой у новорожденного увеличивается примерно в 4 раза, мозгового - только в 2 раза.
Рост почек происходит в основном на первом году жизни ребенка. В период с 5-9 лет и особенно в 16-19 лет размеры почки увеличиваются за счет развития коркового вещества, которое продолжается вплоть до окончания пубертатного периода; рост мозгового вещества прекращается к 12 годам. Масса коркового вещества почек увеличивается благодаря росту в длину и ширину проксимальных и дистальных извитых канальцев и восходящей части петли нефрона. Почечные лоханки у новорожденного широкие, ампуловидные.
Фиброзная капсула почки становится хорошо заметной на 5-м году жизни ребенка, а к 10-14 годам по своему строению она близка к фиброзной капсуле взрослого человека. Листки почечной фасции у новорожденного очень тонкие, утолщаются постепенно по мере увеличения возраста ребенка. Жировая капсула почти отсутствует и начинает формироваться лишь к периоду первого детства, в дальнейшем она постепенно утолщается. К 40-50 годам толщина жировой капсулы почки достигает максимальных величин, а в пожилом и старческом возрасте она истончается, иногда исчезает.
Топография почек с возрастом изменяется в связи с их опусканием. У новорожденного верхний конец почки проецируется на уровне верхнего края XII грудного позвонка, а в грудном возрасте (до 1 года) - уже на уровне середины тела XII грудного позвонка. Нижний конец почки у новорожденного находится на уровне нижнего края IV поясничного позвонка, у годовалого ребенка - на 1/2 позвонка выше, что связано с быстрым ростом позвоночного столба. После 5-7 лет положение почки относительно позвоночника приближается к таковому у взрослого человека.
В возрасте старше 50 лет, особенно у старых и истощенных людей, почки могут располагаться ниже, чем в молодом возрасте. Во все периоды жизни человека правая почка расположена несколько ниже левой.
У новорожденного обе почки в области верхнего конца и переднемедиальной поверхности (почти до ворот почки) соприкасаются с соответствующим надпочечником. К правой почке прилежат также печень, слепая кишка и червеобразный отросток. К левой почке прилежит на небольшом участке селезенка; медиальнее ворот находится хвост поджелудочной железы.
Продольная ось каждой почки у детей до 3-4 лет проходит параллельно позвоночнику, почечные ворота обращены несколько кпереди. К 5-6 годам продольные оси принимают наклонное (сходящееся кверху) направление.
По мере роста тела человека изменяются положения почки и относительная длина ее артерии и вены, составляющие «почечную ножку». У новорожденного «почечная ножка» относительно длинная, сосуды расположены косо: начало почечной артерии и устье ее вены находятся выше почечных ворот. Затем «почечная ножка» постепенно принимает горизонтальное положение, а после 50 лет в связи с некоторым смещением почек вниз длина «почечной ножки» увеличивается и она направлена книзу.
Обычно человек начинает контролировать процесс мочеиспускания в возрасте 3-4 лет, когда завершается созревание коры головного мозга и увеличивается размер мочевого пузыря. Созревание коры позволяет сознательно контролировать процесс мочеиспускания, а достаточная емкость мочевого пузыря удерживать в нем значительный объем мочи.
Память и её механизм.
Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память-это отражения опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память-это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатления.Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствие использовать жизненный личный опыт. Все закрепление и знание навыков относятся к работе памяти. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.
Для дошкольников особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа,, и т.д.). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда Чувствительно-образная память малыша включится и заработает.
Объем - способность одновременно сохранять
значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц)
информации
Быстрота запоминания - отличается у разных людей.
Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования
памяти.
Точность - точность проявляется в припоминании фактов и
событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания
информации. Эта черта очень важна в обучении
Прочность– способность в течении долгого времени
сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди
могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые
забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный
характер.
Способность к актуализации - способность быстро
воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой
способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Влияние тренировки на качество памяти.
Чтобы хорошо обучаться память необходимо тренировать. У одного человека “от природы” процессы в мозгу протекают с большей интенсивностью, обеспечивая быстрое и длительное запоминание, другому человеку достаются гены, способные поддерживать более узкий диапазон скоростей мозговых реакций. Но в реальности эти два человека могут демонстрировать одинаковую скорость и глубину запоминания, если первый человек не заботится о развитии памяти, а второй целенаправленно упражняет свою память.
Тренировка памяти все чаще затрагивается специалистами за последние несколько лет, и это потому, что эксперты поняли, насколько важно для нашего благополучия и качества жизни является тренировка и развитие памяти. Если вы хотите жить счастливой и здоровой жизнью, вы должны иметь хорошо функционирующий и здоровый мыслительный аппарат. При редкой тренировке памяти чего возрасте у вас начинают возникать определенного рода проблемы по этому поводу. То есть не тренировать, значит потерять ее! Если вы позволите своей памяти томиться слишком долго, она постепенно начнет терять свой потенциал и уже приобретенные успехи. Есть куча упражнений и программ (не говоря уже о головоломках и загадках), которые могут помочь вам держать Вашу память в форме, чтобы в любую минуту вы смогли бы воспользоваться ей на полную мощность.
Многие упражнения направлены на улучшение и тренировку памяти. Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Возможно, ваше умение слушать, развито не так хорошо, как бы вы хотели, или, возможно, вам трудно работать с числами? Независимо от того какая функция плохо действует, тренировки помогут вам устранить эти слабости.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!
Тренируя свою память, нужно обязательно помнить, что тренировки должны постепенно усложняться. Приводя в пример тот же тренажерный зал, можно сказать, если вы будете долгое время качаться, используя слишком малые веса гантель и штанг, вы мало чего добьетесь в наращивании своей мышечной массы. То же самое относится и к тренировке памяти. Слишком легкие упражнения не дадут вам никакого результата и пользы. Так что если вы хотите улучшить свою память, вам необходимо упражняться на запоминании большого числа элементов. Хотите быть в ладах с арифметикой и с легкостью решать сложные математические задачи? Тогда тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь! Чем больше вы будете использовать определенные функции своего мозга, тем больше мозговых клеток у вас будет работать и тем больше связей образуется в вашем мозгу
Развитие памяти у детей очень важно, так как память напрямую влияет на личность в целом и, конечно, на успеваемость в школе.
Роль быстрой волевой стадии сна в организации памяти. Влияние недосыпания на формирование аппарата ребёнка.
В 80-90-е годы стала очень популярной гипотеза, что парадоксальный сон непосредственно связан с памятью. Согласно этой очень красивой гипотезе, парадоксальный сон способствует переработке и запоминанию информации. Во сне облегчается мобилизация механизмов памяти, поскольку снижена внешняя информационная нагрузка, вызванная шумовыми помехами и другими факторами. Во время быстрого (парадоксального) сна из памяти исключается второстепенная информация. Быстрый сон переводит памяь из кратковременной в долговременную форму. Поэтому и мозг так активно работает. В лабораториях мира прошло множество экспериментов на животных, которые вроде бы подтверждали: лишение парадоксального сна ухудшает запоминание информации. Но не все эти эксперименты были корректно поставлены, и результаты не всегда оказывались однозначными.
Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения. Мозг отдыхает, но не бездействует. Волнообразные, ритмично
Информация о работе Домашняя контрольная работа по «Анатомии»